Программа интеллектуализации

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Программа интеллектуализации (Наброски)
 
1. Введение.
2. Об интеллектуализационной стратегии.
3. Об уровнях интеллектуального развития.
4. Об уровнях интеллектуальноcти государства.
5. Об уровнях интеллектуальноcти общества.
6. О пределах интеллектуализации.
7. О противостоянии рационалистов и эмоционалистов.
8. О помехах интеллектуализации.
9. О подавлении интеллектуальности в обществе.
10. О повышении эффективности общения.
11. Об оценивании значимости текстов.


1. Введение.

  Сегодняшние деградирующие человеки -- жертвы собственых успехов
при решении задач, имеющих невысокие уровни интеллектуальной
сложности: такие задачи блестяще решаются, а перенаселённость
планеты между тем растёт, биосфера деградирует, загрязнения среды
обитания накапливаются, глобальная катастрофа природопользования
приближается.

  Ключевые области интеллектуализации:
    управление;
    конструирование, проектирование;
    СМИ;
    реклама;
    наука;
    образование;
    философия;
    политика, общественная деятельность;
    искусство;
    религиозные культы (в них тоже возможны более
      интеллектуальные трактовки).

  Вторичные области интеллектуализации (успехи в них обусловлива-
ются успехами в ключевых областях интеллектуализации -- см.
выше):
    материальное производство;
    эксплутатация, обслуживание, ремонт;
    гигиена и медицина;
    военное дело.


2. Об интеллектуализационной стратегии.

  Интеллектуализация -- задача номер один: от успешности её реше-
ния будет зависеть решение всех прочих задач. Интеллектуализаторы
-- исполнители наиболее значимой миссии современности. Поэтому все
прочие деятели должны выстраиваться им в затылок.
  Интеллектуализаторам следует действовать размашисто и решитель-
но, но великодушно:
1. Не подстраиваться под социальные тенденции, а стараться форми-
   ровать их.
2. Не обслуживать чужие интересы, а помогать правильно вырабаты-
   вать их.
3. Не ввязываться в конфликты на стороне тех или иных деятелей и
   государств, а вести дело к смягчению и устранению конфликтов.
4. По мере сил не отвергать и не уничтожать даже противников
   интеллектуализации, а давать им возможность 1) исправиться,
   2) компенсировать причинённый вред.


3. Об уровнях интеллектуального развития.

  Оценить конкретный интеллект -- дело не простое. Он может очень
хорошо справляться с задачами некоторых видов и в то же время
терпеть неудачи при решении не более сложных задач некоторых
других видов. Замерять интеллект посредством линейной шкалы с
многими делениями значит показывать, что тебе его для таких вещей
не хватает. Линейные оценки могут быть только очень приблизитель-
ными.
  Вот вариант шкалы для выражения уровней интеллектуального
развития, основанный на состояниях представления о добре и зле.
Уровни:

1-й: Есть хорошее, и есть плохое. (Чёрно-белая модель.)
2-й: Есть хорошее, плохое и переходное между ними. (Чёрно-серо-
     белая модель.)
3-й: Есть хорошее, плохое, переходное, попеременное (в зависимос-
     ти от обстоятельств) и непонятно какое. (Пёстрая модель.)
4-й: Есть хорошее, плохое, среднее, попеременное и непонятно
     какое, но определить, где что, бывает довольно трудно,
     поэтому надо быть неторопливым и осмотрительным в оценках.
     (Пёстрая модель с добавлением осторожности.)
5-й: То же, плюс сознание необходимости не допускать подгона
     своих как бы объективных оценок под свои слабости и свои
     личные обстоятельства. Способность смотреть на вещи с
     позиции других людей. (Пёстрая осторожная модель с добав-
     лением объективации.)
6-й. То же плюс сознание необходимости и сложности определения
     того, а что же людям нужно в принципе, первичным образом.
     (Пёстрая объективированная осторожная модель с добавлением
     смотрения в корень.)
7-й: То же плюс сознание, что представление о базовых потребнос-
     тях должно развиваться. (Пёстрая осторожная объективирован-
     ная корнеориентированная модель с добавлением динамики.)

  Уровень 1 характерен для малолетних детей. Уровень 2 -- для
массовых человеков, занятых простым трудом. Уровень 3 -- для ин-
теллигентов. Уровень 4 -- для продвинутых интеллигентов. Уровень
5 -- для авторов толковых книжек. Уровень 6 -- для авторов особо
толковых книжек. Уровень 7 -- для надёж-светочей.
  Некоторые видные представители разных уровней:
    2-го: Дмитрий Лихачёв.
    3-го: Адольф Гитлер.
    4-го: Иван Солоневич, Владимир Бушин.
    5-го: Зеев Жаботинский.
    6-го: Фридрих Ницше, Карл Маркс, Сергей Кара-Мурза,
          Александр Зиновьев.
    7-го: Конрад Лоренц, Карл Поппер, Томас Кун.

  Популярный академик Дмитрий Лихачёв помещён на второй уровень
из-за высказываний типа следующего (статья "И пробил час"):
  "Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный посту-
пок остается бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправ-
дывались! А ложь есть ложь, и, в конце концов, я не верю, что
ложь может быть во спасение."
  По сути это даже не второй уровень, а и вовсе первый (чёрно-
белая модель).
  Кстати, к первому интеллектуальному уровню относится и вот это
известное место из Евангелия от Матфея (5:37): "Но да будет слово
ваше: 'да, да', 'нет, нет'; а что сверх этого, то от лукавого".
  Для обладателей интеллекта 3-го уровня типично небрежное
обращение со словами "самый", "идеальный", "абсолютный", "все",
"никто", "всегда", "никогда",  и т. п., а также нередкое опуска-
ние слов "возможно", "по моему мнению", "считается" и т. п.
Интеллектуалы 3-го уровня склонны принимать частные случаи за
общие закономерности: случайное за регулярное, местное за
повсеместное, временное за постоянное и т. п.
  4-й уровень характеризуется наклонностью более точно выражать
количества, доли, частоты, вероятности, степени уверенности.
  5-й уровень -- это освоение, наконец, способности смотреть на
себя со стороны и применять к себе (к своим) и к другим одинако-
вые мерки. На нём ещё не перестают быть националистами и патрио-
тами, но уже теряют ярость по отношению к "врагам отечества",
расстаются с антисемитизмом и т. п. На 5-м уровне инстинкт под-
ражания полностью теряет влияние на личность. Модное и популяр-
ное встречается с подозрением.
  6-й уровень -- это уровень космополитизации и транскультурали-
зации. Люди с недоразвитым патриотическим и расовым чувством или
с подавленным из религиозных соображений либо из подражания ком-
пании, к которой случайно прибились, отнюдь не попадают на этот
уровень автоматически: на него попадают только те, кто превозмог-
ли свою нормальную неприязнь к чужим исключительно из осознания
того, что для человеков она грубовата и нуждается в серьёзной
корректировке со стороны разума.
  7-й уровень -- это уровень спокойного скепсиса в отношении
всего. Уровень поднятия над суетой сует. Уровень принципиальной
готовности пересмотреть любое обобщённое представление, пусть и
не сразу.
  Эмоциональное мышление -- не выше 3-го уровня.
  Религиозный фанатизм не забирается выше 3-го уровня. В целом
религиозность не распространяется выше 5-го.
  Более-менее глубокое осознание роли инстинктов в формировании
человеческих предпочтений пояляется на 5-м уровне интеллектуаль-
ного развития, а способность подниматься над собственными инстин-
ктами развивается только к 6-му.
  Обладатели интеллектов низших уровней в состоянии запоминать
принципы организации интеллектов высших уровней, но не в состоя-
нии вполне понимать их и тем более -- применять. Применению меша-
ют недопонимание, ненастроенность и эмоции.

                *  *  *

  Мощность интеллекта и уровень интеллекта -- вряд ли существенно
коррелирующие между собой показатели. Мощность интеллекта -- это
его производительность: способность решать некоторое количество
задач некоторого уровня интеллектуальной сложности в заданный за-
промежуток времени. Интеллект, показавший себя мощным при решении
дач подходящего для него уровня сложности, вряд ли будет справля-
ться столь же хорошо с более сложными задачами. Обладатель интел-
лекта высокого уровня может плохо справляться с проблемами низко-
го уровня, требующими углублённой специализации: знания многих
деталей и учёта многих обстоятельств. По-видимому, неформальное
мышление развивается в ущерб формальному -- и наоборот.


          
4. Об уровнях интеллектуальноcти государства.

  Могут выделяться следующие уровни интеллектуальности государст-
ва:
    1: государство преследует умников за их высказывания и
       занятия;
    2: государство не преследует умников, но и не использует их
       широко;
    3: государство широко исполользует умников;
    4: государство управляется умниками.

  Имеются в виду умники широкого профиля, занимающиеся большими
темами, имеющими отношение к устройству общества. Специализиро-
ванные умники, делающие для государства какие-то сложные частнос-
ти технического и технологического характера, в цене всегда --
если не лезут за пределы своих любимых частностей.


5. Об уровнях интеллектуальноcти общества.

  Вопрос об измерении уровня интеллектуальности общества можно
свести к вопросу об измерении качества жизни: в конечном счёте
интеллектуальность обществу нужна для того, чтобы качество жизни
обеспечивать. Качество жизни общества -- это практика, являющаяся
критерием истины в отношении совокупной интеллектуальности общес-
тва: если много "духовности" и умничания, а на выходе нищета,
грязь, грызня, катастрофы, увеличение доли дегенератов, вымирание
или, наоборот, чрезмерное размножение населения, значит, интел-
лектуальность у общества маловатая.
  Оценивать качество жизни проще, чем уровень интеллектуальности:
шире возможности применения количественных показателей. Но оцени-
вание интеллектуальности по качеству жизни не избавляет от необ-
ходимости разбираться с "устройством" интеллектуальности, потому
что так или иначе надо её повышать.
  Коллективный интеллект общества -- не сумма индивидуальных ин-
теллектов. Индивидуальные интеллекты могут очень по-разному вза-
имодействовать между собой: они могут взаимодополняться, помогать
друг другу, а могут, наоборот, мешать друг другу: тратится на
борьбу между собой, на решение проблем, создаваемых друг другу
намеренно или невольно.
  Направления интеллектуализации общества:
1) повышение индивидуальных интеллектуальных качеств: привитие...
   - мировоззрения, имеющего высокий уровень интеллектуальной
     сложности;
   - принципов и приёмов эффективного мышления;         
   - эффективной системы самоорганизации личности;
2) повышение качества интеллектуального взаимодействия в коллек-
   тивах:
   - привитие эффективных технологий внутрипроектного
        согласования;
3) повышение качества интеллектуального взаимодействия между
   коллективами:
   - привитие эффективных технологий межпроектного согласования;
   - развитие комплексного проектирования;
4) снижение интеллектуальных затрат на конкуренцию и на конфликты
   между индивидами, коллективами:
   - осуществление государственной политики по снижению
       конкуренции и конфликтов в обществе до оптимального уровня;
   - привитие массовой идеологии здоровых общих ценностей;
   - обучение технологии споров;
   - обучение технологии переговоров.

  Разные условия существования обществ требуют от них разных
уровней интеллектуальности для обеспечения одного и того же
качества жизни. Уровень интеллектуальности общества как целого
должен быть адекватен его внешним и внутренним обстоятельствам,
иначе оно либо не сможет существовать малозависимо от других
обществ, либо и вовсе не выживет.
  Есть общества-лидеры: они вырабатывают новые технические и со-
циальные решения, которые потом копируются остальными. Копирующие
общества не намного отстают от лидеров не потому, что почти такие
же интеллектуальные, а потому что копируют. Это как при движении
колонны по глубокому снегу: все двигаются в одинаковой скорости,
но первым приходится напрягаться больше остальных. Это к тому,
что разрыв в уровнях интеллектуальности между лидирующими страна-
ми Белой цивилизации и всякими идущими следом является, по-види-
мому, несколько большим, чем разрыв между ними же в качестве
жизни. Если идущие следом попробуют выбрать своё особенное на-
правление, то отставание их от лидеров может увеличиться.
  Кстати, СССР в своё время не сильно отставал от Запада в неко-
торых сферах потому, что много чего копировал. Но тем не менее он
отставал -- потому что копировал далеко не всё. СССР рухнул, мож-
но сказать, из-за нехватки собственной интеллектуальности. Эта
нехватка была частью обусловлена засилием довольно ограниченной
идеологии, из-за чего люди, способные работать на высоких уровнях
интеллектуальной сложности, оказывались не только невостребован-
ными, но вдобавок мешающими и даже опасными.


6. О пределах интеллектуализации.

  Установка на повальную интеллектуализацию вовсе не означает на-
мерения подтягивать подавляющее большинство граждан до уровня об-
ладания высшим образованием, способности реально выполнять умст-
венную работу высокой сложности, установки на занятие умственным
трудом, а не физическим. Она означает в первую очередь следующее:
  - привитие компактного рационального адекватного эффективного
    мировоззрения, в частности, базовых представлений из психоло-
    гии, психиатрии, логики, науковедения;
  - формирование полезных, разумных наклонностей;
  - развитие критического мышления;
  - смещение "центра тяжести" психической деятельности от эмоцио-
    нальной области к рациональной;
  - развитие навыков базовой умственной деятельности: умозаключе-
    ния структурирования, классифицирования, выявления закономер-
    ностей и т. д.

  Разумеется, количество людей с высшим образованием, интеллекту-
алов, искателей умственной работы будет в результате этого расти.
  При правильном подходе к воспитанию ума увеличение в обществе
доли людей, настроенных на выполнение умственной работы, не озна-
чает дефицита людей, готовых выполнять необходимую работу неумст-
венного характера, в особенности грязную, монотонную, требующую
больших усилий, во вредных условиях.  Дело в том, что действи-
тельные умники, подготовленные правильно, в состоянии сокращать
потребность общества в такой работе: снижать требуемый её объём,
делать её более благоприятной, механизировать, автоматизировать.
Если не непосредственно, то косвенно: через способствование
развитию технологической культуры, культуры быта, гигиенической
культуры сограждан.
  Проблема трудоустройства бесполезных умников действительно мес-
тами обострится, но только при условии, что таким как бы умникам
будет позволено сформироваться в больших количествах.
  Заметим, что выполнение некоторого физического труда умниками
идёт им на пользу:
  - даёт передышки уму;
  - нагружает мускулы;
  - адекватизирует представления об окружающей среде.

  То есть, полностью избавляться от физического труда в обществе
-- это вредно: значительную часть такого труда надо всего лишь
рационализировать и правильно распределять между исполнителями.


7. О противостоянии рационалистов и эмоционалистов.

  Аргументами у эмоционалистов служат высказывания, выражающие
некоторые эмоции. Если у оппонентов и наблюдателей -- тоже эмоци-
оналистов -- эти высказывания возбуждают те же (или в ту же сто-
рону направленные) эмоции, причём достаточно сильные, чтобы вли-
ять на поведение, такие высказывания сходят за весомые аргументы,
а если эмоций нету, то не сходят. Любое рассуждение у эмоциона-
листов ведётся лишь до момента, когда упирается в эмоцию. Когда
эмоционалист принимает решение, он взвешивает силу эмоций. Выби-
раеется тот вариант, у которого наибольшее преобладание совокуп-
ности эмоций "за" над совокупностью эмоций "против".
  Убедить в чём-то эмоционалиста можно, только используя укзанный
способ аргументации.
  У рационалиста принятие решений протекает сложнее: рационалисту
приходится выводить выгоду того или иного варианта решения из
базовых ценностей -- к примеру, из надёжности существования чело-
вечества.


8. О помехах интеллектуализации.

  Почти любая проблема кому-то выгодна, поэтому успешное преодо-
ление проблемы имеет место обычно лишь тогда, когда сила субъек-
тов, заинтересованных в её устранении, оказывается больше, чем
сила субъектов, заинтересованных в её сохранении. Чвще имеет
место выгодное сосуществование людей, кормящихся от создания
проблемы, и людей, кормящихся от решения её.

                *  *  *

  Что мешает внедрению и применению эффективных интеллектуальных
технологий:
  - непонимание их сути;
  - непонимание их значимости;
  - несклонность к соблюдению сложных правил;
  - отсутствие непосредственного личного интереса;
  - личный интерес в некоторой беспорядочности дел и в их непол-
    ной обозримости, обеспечивающей собственную при них незаме-
    нимость и большую значимость, а также возможность скрытно
    бездельничать, скрывать ошибки и злоупотребления;
  - нежелание попасть в зависимость от внедрителей новой техноло-
    гии;
  - опасение того, что придётся уступить место людям, которые
    лучше освоят новую технологию;
  - неудобство технических средств поддержки технологий.

  Новые подходы в инетеллектуальной работе зачастую оказываются
лишь новыми вариантами расстановки акцентов в давно используемых
технологиях. Этим новым вариантам даются броские названия, и
начинается их рыночная "раскрутка" с целью получения прибыли,
сопровождающаяся обычными рекламными преувеличениями.


9. О подавлении интеллектуальности в обществе.

  О феномене подавления интеллектуальности в обществе, или Почему
умники не рулят.
  Огромное количество улучшений в социальной организации, устрой-
стве искусственной среды, технологиях и пр. не может быть осущес-
твлено, потому что непонятно или неприемлемо для власть имущих.
Первейшее улучшение, какое требуется, -- это улучшение правящего
слоя (в основном посредством обновления), а он улучшаться не
хочет или не может -- и вдобавок жёстко сопротивляется попыткам
улучшения его извне.
  Наиболее правильный, наиболее подходящий для руководящей работы
индивид наделён следующими качествами:
  - интеллект преобладает над эмоциями;
  - есть нацеленность на креатив и конструктив, а не на конфликт
    и разрушение;
  - есть способность работать на высоких уровнях интеллектуальной
    сложности или хотя бы распознавать и ценит работу других
    людей на этих уровнях;
  - есть настроенность на поиск существенно новых, радикальных,
    масштабных, комплексных решений;
  - есть понимание того, что эмоциональные подсказки далеко не
    всегда правильные;
  - есть понимание того, что человеческие желания зачастую
    избыточны, поэтому должны оставаться недоудовлетворёнными;
  - есть привычка сдерживания эмоций, подавления неуместных
    желаний;
  - есть понимание того, что надёжное обустройство себя, своей
    семьи, своей малой группы невозможно и что надо обустраивать
    также посторонних, в пределе -- всё человечество;
  - есть сознание того, что людям свойственно ошибаться и прояв-
    лять слабости и что относиться к этому надо толерантно и быть
    более требовательным к себе, а не к другим;
  - есть готовность уступить своё место более подходящему индиви-
    ду -- ради общего успеха, потому что от этого успеха будет в
    конечном счёте больше и личных выгод.

  Почему люди описанного типа -- здравые умники -- как правило, не
пребывают у власти? Потому что...
  - в обществе они находятся в ничтожном меньшинстве, так как
    самопроизвольно и вопреки всему они появляются на свет только
    в очень небольших количествах, а специально воспитывать их
    власть имущие обычно очень не хотят, поскольку концептуально
    не совместимы с ними и оказываются для них не соратниками, а
    помехой;
  - ущербной властью они не востребованы, потому что она предпо-
    читает пользоваться специализированными умниками, разделяющи-
    ми с нею её пороки (она даже может иногда инкорпорировать
    таких умников);
  - эмоционально и интеллектуально они чужды основной массе
    населения, зато ей много понятнее представители ущербной
    власти;
  - им нет смысла апеллировать к массе со своими ключевыми
    идеями, потому что для массы эти идеи в значительной части
    непонятны или неприятны;
  - стать популярными лучшие люди могут либо через обман (а он им
    чужд), либо в тех редких ситуациях, когда их ключевые идеи
    оказываются наиболее привлекательными для масс;
  - они специализируются не на приёмах захвата и удержания власти,
    а на повышении эффективности её функционального применения,
    поэтому в борьбе за власть они проигрывают менее интеллекту-
    альным индивидам, специализирующимся на захвате и удержании
    власти;
  - они ограничены в приёмах борьбы: могут позволять себе только
    то, что не дискредитирует целей, какие они ставят;
  - власть законными и незаконными способами препятствует их
    попыткам объединения, потому что первейшая задача, которую
    объединённые умники захотят решать, это задача прихода к
    власти.

  Типичные качества людей, неизбежно скапливающихся в правящем
слое, если не принимать тщательных жёстких защитных мер:
  - склонность сверхпотреблению и накопительству, выступающая
    основным стимулом стремления к власти;
  - переразвитый инстинкт власти, недоразвитый инстинкт совести;
  - переразвитая способность к жестокости, недоразвитая способ-
    ность к состраданию;
  - нацеленность на коалиционную борьбу за власть;
  - отсутствие моральных барьеров, в частности, лживость;
  - манипулизм;
  - отсутствие или слабость наклонности к креативу (креатив
    отнимал бы силы, которые можно тратить на интриги);
  - отсутствие миссионерских, самопожетвовательных настроений;
  - негероичность, могущая, впрочем, сочетаться с готовностью
    рискнуть ради личных интересов.

  Далее, плебсу больше нравятся в качестве лидеров люди рослые, с
лёгкой наклонностью к полноте ("мордастые"), с гиперактивностью,
уверенными манерами и привычкой подавлять других. Это -- в инс-
тинктах, и идти против этого бесполезно. Плебей мазохистски тянет-
ся к тем, кто настроены им помыкать и способны при случае нада-
вать ему тумаков. Умники же, как правило, невысокие, поджарые,
сдержанные, осторожные, "демократичные". Внешностью они массу не
впечатляют.
  Шибко умные коротышки, вроде Бонапарта и Ленина, выбиваются в
лидеры только в чрезвычайных условиях, когда слабость принимаемых
управленческих решений означает быстрое выбытие из игры, а то и
смерть. При не особо кризисных же обстоятельствах, когда для
удержания в верхнем слое важнее не генерация сверхидей, а вер-
ность клану и сосредоточенность на борьбе за власть, мордастики
элементарно берут над умниками верх.

                *  *  *

  Здравый умник рано или поздно приходит приблизительно к следую-
щим выводам:

1. Социальный порядок, включающий разделение общества на злоупо-
   требляющие верхи и страдающие низы, хорошо ложится на челове-
   ческую природу, точнее, является её следствием. Это весьма
   устойчивая форма социального порядка, и люди приходят к ней
   снова и снова после разных попыток исправления верхов. Если
   срезать верхушку общества и сформировать новую, из бывших
   низовых страдальцев, подбирая их по признаку неприязни к
   угнетению и несправедливости, то они, движимые непреодолимыми
   инстинктами, в большинстве своём вскоре тоже начнут зажираться
   и угнетать низы, а если кто-то из них будет возмущаться этим,
   его уберут.

2. Довольно многим из низов вполне нравится быть низшими и смот-
   реть на вождей снизу вверх. Это зашито в инстинктах. Вообще, в
   каждом человеке есть в потенциале и господин, и раб (у разных
   людей в разной степени), а какая ипостась разовьётся, зависит
   от обстоятельств.

3. Если человек не злоупотребляет, потому что нет возможности, то
   нельзя быть уверенным, что он продолжит воздерживаться от
   злоупотреблений, когда возможность их у него появится.

4. Есть люди, заведомо устойчивые к соблазну зажирания: не поль-
   зующиеся даже весьма доступными и безнаказанными возможностями
   злоупотребления. Но таких людей очень мало. И они, скорее все-
   го, мутанты, то есть либо человеки будущего, либо инстинктовые
   уроды.

5. Зажирание верхов вредно даже не страданиями низов, а тем, что
   общество разрушает биосферу: зажравшиеся верхи не только
   слишком много потребляют сами, но вдобавок подают дурной пример
   сверхпотребления плебсу, разлагают плебс морально, а главное
   -- проводят не очень умную политику вообще, поскольку для
   проведения умной политики у них нет способностей.

  РАНЬШЕ (лет 70 и более назад) умному человеку можно было игно-
рировать несовершенство социального порядка: устроился хорошо сам
-- и ладно, а плебс пусть мучается дальше, потому что тебя, умни-
ка, он всё равно не поймёт и не поддержит в твоих лучших устрем-
ениях, а вдобавок оскорбит тебя или -- при случае -- вовсе убьёт,
а то хорошее, что ты успеешь сделать, разрушит. Сегодня уже не
так, потому что допрогрессировали до угрозы глобальной катастрофы
природопользования.
  Человечество -- в эволюционном тупике: наиболее естественный,
устойчивый и очень многими любимый социальный порядок, обуслов-
ленный теперешней человеческой природой, ведёт к катастрофе при-
родопользования, потому что не в состоянии обеспечить достаточно
высокий уровень разумности политики в условиях "прогресса" и
роста численности населения.
  Запугивание глобальной катастрофой пока что действует на чело-
веческую массу очень слабо. Можно сказать, почти совсем не дейст-
вует. Потому что, во-первых, есть множество отвлекающих факторов,
во-вторых, есть труднопреодолимая недоумочная вера в науку, в
"прогресс", а где-то даже и в любимых вождей.
  Назрел эволюционный переход к следующим, более разумным людям,
аналогичный переходу от неандертальцев к кроманьонцам. Он пройдёт
либо более-менее гладко, либо через глобальную катастрофу. Для
гладкости перехода нужно, чтобы "следующие" человеки пришли к
власти.

               
10. О повышении эффективности общения.

  Люди вступают в разговоры, чтобы...
- высказать наболевшее;
- спровоцировать на высказывание наболевшего;
- получить сочувствие;
- выразить сочувствие -- с целью помощи другому человеку и/или
  получения удовольствия от сознания своей правильности;
- испытать удовольствие от внимания к себе;
- поагрессивничать;
- пережить радость своей словесной победы, радость словесного
  унижения другого человека;
- представить себя в некотором свете и получить от этого удоволь-
  ствие и/или выгоду;
- стать более известным, повысить этим свой статус и приблизиться
  к возможности иметь с этого какую-то выгоду;
- выявить реакцию на свои идеи, намерения, действия и поправить
  их;
- предупредить о своих намерениях, взлядах, требованиях, чтобы
  избежать недоразумений, взаимных помех, конфликтов;
- найти сообщников для некоторых действий;
- найти друзей;
- найти людей, которыми можно попользоваться;
- найти людей, за которыми можно следовать как за лидерами;
- найти младших соратников, ведомых;
- распространить некоторые идеи в мире;
- склонить кого-то к действиям, которые будут на пользу
  склоняющему, но во вред (неявный) склоняемому;
- что-то узнать;
- спросить совета;
- потренироваться в общении.

  Нередко индивид преследует в разговоре сразу несколько целей.
Нередко индивид не отдаёт себе вполне отчёта в том, какие у него
цели. Нередко цели разговора меняются в процессе его ведения --
по мере того, как собеседники уясняют себе, с кем общаются.
  Разговор может быть закрытый или открытый (публичный). Публич-
ный разговор может иметь дополнительной или даже основной целью
воздействие на публику.
  Если количество участников разговора -- более двух, могут иметь
место более или менее тесные группировки участников, причём раз-
ные по разным обсуждаемым темам.

  Люди отвечают в разговоре, чтобы...
- удовлетворить потребности собеседника;
- объяснить невозможность удовлетворения потребностей собеседни-
  ка и склонить его к изменению ожиданий или к прекращению разго-
  вора;
- объяснить свои возможности, ожидания;
- удовлетворить собственные потребности (реализовать собственные
  цели);
- получить шанс на удовлетврение собственных потребностей в
  случае продолжения беседы.

  Компоненты разговора:
1. По теме:
- заявление тезиса;
- уточнение тезиса (переход к более определённым выражениям);
- дополнение тезиса (добавление недосказанного);
- развитие тезиса (получение следствий из него или расширение
  подхода);
- анализ тезиса: определение его его новизны, значимости,
  парадигмальной основы т. п.;
- опровержение тезиса;
- предложение альтернативного тезиса.

2. Вокруг темы:
- уточнение темы разговора;
- уточнение используемых понятий;
- уяснение целей разговора;
- уяснение статусов собеседников;
- определение уместности разговора;
- определение параметров разговора: как долго продлится, на каком
  уровне конфликтности будет вестись и т. п.

  Во всякий момент в разговоре есть ведущий и ведомый. Ведущий
задаёт вопросы и/или заявляет тезисы. Ведомый отвечает на вопросы
и/или реагирует на тезисы. Собеседники могут меняться ролями.
Индивид может выступать в обеих ролях в пределах одной реплики.


11. Об оценивании значимости текстов.

  Критерии оценки статей, книг:

1. Степень обоснованности ключевых положений:
    - доказанность в математическом смысле;
    - наличие аргументов, вызывающих доверие;
    - наличие лишь аргументов, которые сами нуждаются в
      обоснованнии или проверке;
    - бездоказательные утверждения, апеллирующие к эмоциям.

2. Степень доверия автору:
   1) высокая, если...
    - автор давно работает с темой;
    - биография автора известна, выглядит правдоподобно, и в ней
      нет деталей, склоняющих к преположению, что автор недоста-
      точно компетентен или слишком ангажирован;
    - материалы автора получили корректную научную апробацию;
   2) низкая, если...
    - автор явно ангажированный или стремящийся понравиться
      возможным спонсорам;
    - автор слишком плодовитый для темы, которой занимается,
      или слишком разбрасывается с темами (это говорит о том, что
      он работает поверхностно либо выдаёт чужое за своё);
    - автор излишне эмоционален, не самокритичен;
    - автора ловили на лжи и/или грубых ошибках;
    - информация о личности автора незначительна, сомнительна
      или отсутствует;
    - другие публикации автора неизвестны.

3. Интеллектуальный уровень материала:
    - способность рефлексировать и пересматривать собственную
      мыслительную парадигму;
    - способность иерархизировать проблемы и добираться до их
      первопричин;
    - использование объективированных пёстрых осторожных моделей;
    - использование пёстрых осторожных моделей;
    - использование пёстрых моделей;
    - чёрно-серо-белое мышление;
    - чёрно-белое мышление;

4. Качество материала в стилистическом и грамматическом аспектах:
    - дефекты незначительны, немногочисленны, спорны или
      отсутствуют;
    - текст производит впечатление недоработанного;
    - имеются явные признаки малоспособности автора в части
      грамматики и стиля.

5. Уровень охвата:
    - феномен вообще;
    - феномен в такой-то разновидности;
    - феномен в нескольких частных случаях;
    - один частный случай феномена.

6. Размах:
    - ключевая глобальная проблема, ключевая проблема личности,
      проблема технологии вообще, проблема науки вообще, проблема
      мировоззрения, проблема эпохи, проблема цивилизации вообще;
    - аспект ключевой глобальной проблемы или ключевой проблемы
      личности, менее значимая глобальная проблема, типовая
      национальная проблема, проблема научной области;
    - специфическая ключевая проблема страны, проблема большой
      социальной группы; типовая проблема малой социальной группы;
    - специфическая проблема малой социальной группы или типовая
      проблема членов малой социальной группы;
    - специфическая проблема отдельного человека.

7. Место в цепи рефлексий:
    - первичная фиксация;
    - обобщение или комментарий;
    - комментарий к комментарию или обобщению;
    - обобщение комментариев;
    - комментарий к обобщению комментариев;
    - и т. п.

8. Степень новизны:
    - новая парадигма;
    - новая научная область;
    - новая теория;
    - новая модель в рамках существующей теории или опровержение
      известной модели;
    - исправление, дополнение, добавочное обоснование
      известной модели.

9. Степень актуальности:
    - ключевая проблема;
    - острая проблема, существующая из-за нерешённости
      ключевой проблемы;
    - неострая проблема, которую можно игнорировать.

10. Степень близости к практике:
    - факты, анализ, обобщения, практические выводы;
    - факты, анализ, обобщения;
    - факты;
    - предположения.

11. Степень близости к текущему моменту:
    - текущие дела;
    - непосредственное прошлое или непосредственное будущее;
    - недавняя история, существенно значимая для современности,
      или близкое будущее, непосредственно вытекающее из
      современности;
    - давняя история или далёкое будущее.

  Критериальная формула для общей оценки уровня значимости (очень
приблизительная):

   C = C1 * C2 * C3 * С6 * С9 * (3*C4 + C5 2*C7 + 4*C8 + 8*C10 + C11)