Школа грамотности

Галина Ведрицкая
                Моим землякам владимировцам.               
         Знаете  ли вы, как учились наши деды и прадеды? Слышали ли вы когда -нибудь о том, какой была наша школа много лет назад и как постигали  азы наук крестьянские ребятишки? И где в небольшой сибирской деревушке Владимировка, что расположена на левом берегу Чулыма и  основана в 1886 году переселенцами из российских губерний, находилась эта школа?               
               
     В 18 веке в сибирских деревнях преобладало домашнее обучение начальной грамоте, то есть чтению, письму и счету. Проходили занятия в каком -либо крестьянском доме, потому и называли-"домашняя школа". Грамотные люди чаще всего сами обучали этому своих детей. Но были также учителя из духовенства, а затем и из мирских людей. Для части таких учителей из мирских людей обучение грамоте стало профессией, а плата за обучение — источником существования. Данное явление привело к возникновению, как мы сказали бы теперь, начальных школ.               
     Большую часть школ церковного ведомства составляли в середине 90-х годов 19 века так называемые школы грамоты. Такая церковная  школа грамоты (или грамотности) была и открыта в деревне Владимировка в 1895 году! Документальное подтверждение этому вы найдете в "Списке населенных мест  Мариинского уезда Томской губернии 1899 г."  В другом важнейшем источнике информации- "Справочной книге по Томской епархии, составленной служащими консистории под руководством секретаря оной В.А.Карташова в январе- феврале 1914 года" так же упоминается, что, наряду с построенной в 1908 году   приписной к Боготольском приходу  Животворящего Креста Господня церкви, в деревне  Владимировке, в честь Иверской иконы Божией Матери,  церковная школа грамоты открыта еще в 1895 г. и обучались там 56 учащихся.               
     Еще 13 июня 1884 г. В Российском государстве были изданы  «Правила о церковно-приходских школах", согласно которым церковно-приходские школы были
 одноклассными с двухлетним сроком обучения и двухклассными — с четырехлетним. В первых обучали детей молитвам, священной истории, краткому катехизису, церковному пению, чтению церковной и гражданской печати и письму, начальным арифметическим правилам. Во вторых, кроме перечисленных предметов, преподавались история Церкви и страны. Преподавание вели священники или церковнослужители, иногда привлекались учительницы, но по утверждении их епархиальным архиереем и под наблюдением священников. В "Клировой ведомости о церквях Благочиния №12 Мариинского уезда за 1908 год", в "Ведомости о церкви, приписной в д. Владимировке", сообщается: "Школа грамоты помещается въ собственном отъ общества доме, построенном въ 1896 году; учительница Параскева Белозерова, служившая с сентября 1896 года , въ ноябре сего года уволилась; поступила въ ноябре сего года с Мозаловского крестьянская дочь девица Осоктиста Косьмина , 17 летъ. Учительница получает жалования 120 руб. въ годъ. Мальчиков - 32, девочек- 8." Вот бы узнать, что за учительницы- Параскева Белозерова  и Осоктиста Косьмина?!А в школе- 40 ребятишек! Согласитесь, очень интересно!
               
 В небольших поселках и малолюдных деревнях (в селении Владимирском- так оно называется в "Списке населенных мест Мариинского уезда Томской губернии в 1899 г."- было 93 двора, мужчин- 347, женщин- 341) церковно-приходские школы при  всей своей дешевизне, даже при бесплатном труде церковных причтов, часто были не по силам малочисленному населению. В этих местах духовенство открывало школы грамоты. Это были школы с двух-трехмесячным обучением, которое проводили «богобоязненные крестьяне», окончившие двухклассную церковно-приходскую школу, или дьячки. Для этих школ Синод специально издал Начальные уроки Закона Божия, Букварь церковно-славянского языка, Евангелие, Часослов, Псалтирь. Школы снабжаются учебными и письменными принадлежностями недостаточно, поэтому "книжный голод" ощущается постоянно.         
     Учебный год обычно начинался в октябре-ноябре, а заканчивался в апреле. Это связано с тем, что во многих крестьянских семьях на детей смотрели, как на рабочую силу: отпускали в школу с окончанием осенних полевых работ и забирали весной с началом пахоты.               
     О том, в каких условиях учились дети крестьян, можно узнать из "Отчета Томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии...за 1907-1908 учебный год"(г.Томск.1908).               
  Виталий Мироносицкий, в ведомстве которого находились церковные школы Томской губернии, отмечает, что "..в некоторых школах грамоты... в тесной и темной избе съ грязными полами въ спертомъ воздухе жмутся на лавках крестьянскiя детишки. Попадаются до сихъ поръ школы, которыя отопляются исключительно железной печкой; когда она топится, въ школе бывает страшный жаръ; когда перестает топиться, наступает ужасный холодъ .Есть школы настолько  холодныя, что и учащiе и учащiеся сидятъ въ теплыхъ шубахъ и шарфахъ, съ трудом раздвигают свои закоченевшiя пальцы. Есть школы, в которыхъ только одни летнiя рамы; есть школы настолько плохо проконопаченныя, что полы покрываются инеемъ.Чистота в школьнаго помещенiя тоже одно из самыхъ больныхъ местъ не только в школахъ грамоты, но и в церковно-приходскихъ. Встречаются такiя школы, въ которыхъ полы моются 2 раза въ годъ, а побелки стенъ не бываетъ въ теченiе несколькихъ годовъ. Въ школахъ многолюдныхъ земечаются теснота и испорченный, душный воздухъ; сколько-нибудь сносной вентиляцiи, кроме городскихъ школъ, почти нигде не встречаются." Какие были условия, при которых обучались владимировские ребятишки-наши деды и прадеды, трудно сказать...И кто обучал грамоте- "дьячок" или "богобоязненный крестьянин", опытный учитель или молоденькая "девица"? И какими были они, первые наставники? Чему учили, как воспитывали наших дедов и прадедов-сведений об этом почти нет...Или где -то пылятся в архивах и ждут исследователей... Но то, что в расписании были уроки Закона  Божия, что дети учились читать и писать, решали арифметические задачки- точно!  И еще в 1911 году, если верить "Списку...", в нашем селе уже была не школа грамотности, а  церковно-приходская школа! И в этой церковно- приходской школе "состоялъ учителемъ" Николай Васильевич Архангельский,25 лет(таков его возраст, по -видимому, в 1910 году),окончивший курсы в Бийском катехическом училище, а с 9 августа 1910 года исполнявший должность псаломщика.               
    Надо сказать, строгие правила были в школе! Непослушный и ленивый мог и указкой по лбу получить, и в угол его могли поставить на колени,- "на горох"!               
   Многие ваши прадеды, уважаемые земляки, обучались в этой школе, в том числе и  мой дедушка- Кривенко Алексей Федорович! Он был достаточно грамотным крестьянином! Хорошо считал на счетах и обучил этому своих дочерей, прекрасно знал Библию и частенько рассказывал мне, своей внучке, библейские истории о Ное, всемирном потопе, о том, как Бог сотворил землю...               
   То, что церковная школа не просто обучала грамоте, но и воспитывала граждан своей страны, свидетельствует один интересный документ, сохранившийся в Томском государственном архиве. Это протокол из Журнала  Томского Епархиального комитета от 24 ноября 1908 года, в котором указано, что"...жители поселка Владимiровскаго-россiйскiе переселенцы,-народъ трезвый, трудолюбивый, религiозный,къ храму Божiю усердный, къ пастырямъ почтительный".
   Какой была эта церковно-приходская школа,- тогда, в розовом детстве, расспросить подробно у любимого деда мне даже в голову не приходило! А сегодня...спросить не у кого!               
     Может, кто-то из вас, молодые историки, приведет нам более интересные и достоверные факты из прошлого нашего села и откроет то, что не под силу нам?!