Пора отдавать долг

Александр Хлопотин
Жизнь постепенно налаживалась. У меня была хорошая работа, и платили хорошо, грех жаловаться. Жена зарабатывала чуть меньше, и даже Иринка вела курсы аэробики, и тоже хорошо зарабатывала, да плюс стипендия и губернаторская. Юля всегда была со стипендией. Пасека давала доход, но не такой существенный, как раньше,  потому что мы стали зарабатывать больше. Иринка окончила институт с красным дипломом в 1997 году, Юля на два года позже. Также друг за другом вышли замуж, и теперь жили отдельно от нас.

Наступило время, когда есть деньги, внуков пока ещё нет, и есть силы начать строить храм. Осенью 2002 года напилил осины, вывез, и весной началась стройка. В то время у меня не было компьютера, и никакой литературы по церковной архитектуре тоже не было. Зимой ещё перед началом стройки не знал, как будет выглядеть церковь. Однажды приснился сон с ясными чертами и формами. Попробовал нарисовать, но не получилось, помогла Иринка, на пальцах объяснил, что видел во сне. По рисунку сделал макет из пенопласта 1:10,  проверяя пропорции всех элементов храма. Макет получился красивый, оставалось дело за малым - построить церковь в 10 раз больше.

С весны каждый выходной на строительстве храма. С Галинкой      договорились, что будем жить на её зарплату, а моя пойдет на стройку. Жена постоянно мне помогала стружку убирать. За первое лето срубил 30 рядов, а на зиму накрыл временной крышей. Следующей весной купил мини трактор, и попутно со строительством выравнивал площадь вокруг церкви, убирал камни. Летом 2003 года пришли две женщины с Вологодского музея и спрашивают: «Что это будет?  «Церковь», -  отвечаю.  «А у вас благословение есть? Тут церковь была?», - продолжают расспрашивать. «Благословение мне не нужно, тут были два овина и кузницы», - уже чуть не сержусь. «Как это не нужно? Так нельзя, обязательно нужно!» «Да не крещёный я, и Православие не принимал». Они ушли, качая головами. А  я подумал-подумал, сел в  машину, и в Белозерск - за благословением. Захожу в церковь, там один какой-то священник, я к нему: «Святой отец»…Он грубо прервал: «Какой я тебе святой? Насмотрятся американщины, там святые при жизни, а у нас после смерти». Вот ведь, даже обратиться не умею, но просьбу свою высказываю.  Выслушал он меня и  говорит: «Разбери немедленно,     чтобы и следов не осталось, ишь затеял». Вот так по-хамски «святой отец» и поговорил со мной: он - начальник, я - дурак. Вскипел и я, говорю: «Тебе я не обещал и Алексию тоже, я ему обещал», - а сам показываю рукой вверх. Развернулся и пошел к выходу. Он вдогонку мне: «Поезжай в епархию, в Вологду, на Галкинскую, 62, там с тобой разберутся». Приехал домой сам не свой от таких нежностей, попил чайку и - в Вологду,  за 230 километров.
 
В три часа ночи нашел епархиальное управление и стал ждать, когда приедет владыка. В половине девятого охрана распахнула ворота, ждут владыку. В девять ворота закрыли, охранник спросил, по какой причине я здесь. Рассказал, он пропустил меня и направил в секретариат. Секретарь выслушал и позвонил владыке:  что со мной делать? Владыка ехал из Великого Устюга, а мне велел ехать к благочинному Андрею Пылёву. Захожу в церковь Александра Невского, а мне говорят, что отец Андрей уехал на обед, и предлагают телефон:  звоните не стесняйтесь. В трубке слышу добрый, спокойный голос. Выслушал и говорит: «У тебя время есть?» Говорю:  есть.  «Минут сорок подожди, приеду». Сердце колоть начало, только уехал и тут же обратно, не ожидал. Пошел в аптечке искать что-то сердечное, пролил зелёнку, руки зелёные, футболку испачкал. Спустился к реке, не отмывается. Смотрю, а он уже приехал, меня пригласил в свою келью: «Не переживай, что не крещёный, крещёным урок». Рассказал мне, что и как делать, основные каноны. Это и было благословение.

Вернулся домой, продолжаю строить, но даётся всё с трудом и болезнями. На очередной выходной поехал, и взял Бимку с собой. Вечером жена звонит, квартиру обокрали, всё, что могли, унесли. Думаю с горечью: «Вот тут я церковь строю один и на свою зарплату, а там квартиру обокрали». Приехал в Череповец, дверь выломана, в квартире, что осталось, всё на полу, противно до тошноты. Жена говорит, хватит испытаний,  иди, крестись. Крестили в Белозерске, слева Ксения семнадцати лет, справа Ксения год и семь месяцев, в центре я 53 лет. Так вот и крестился. С тех пор все болезни  как в воду канули. Так до пенсии и не болел больше. В 2004 году закончил сруб, 55 рядов, и начал крыши делать, маковку сделал и обтянул медью, крест под золото. Сергий Ершов освятил крест, и я при большом скоплении народа установил на место. Процесс снимала ВГТРК, и на следующий день, глава района позвонил моей матери  и пригласил меня к себе на приём. Не хотел ехать, да пошел дождь, наверху работать нельзя, поехал. Мне говорят: «Мы и не знали, что ты строишь, попросил бы я тебе хвойного леса дал».  С сомнением отвечаю: « А Вы мне поверили бы, что церковь построю?  «У нас лесхоз, лесозавод, говори, что тебе надо?» « Да ничего мне не надо, сам всё сделаю». Уговорил взять 6,5 кубометров досок, и привезли бесплатно.
 
Продолжаю работы наверху, а у меня один рой вылетел, следом второй. Как шаман, с веником и ведром прыгал через забор. Рои собрал, но чувствую, что два серьёзных дела мне не потянуть. Осенью забрал у пчёл весь мёд, а пчёл отравил серой. Жалко было, плакал, двадцать восемь лет держал, и всё…