64. Про честь и честность

Наталья Гончарова 5
ПРО ЧЕСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ

Ожидание дежурки, как всегда,  полно воспоминаний за день. Такова работа.
 В темноте ночной лиц не видно, сигаретка тлеет и голос  спокойный:

-…Как начнут пассажиры тему мусолить про то, что вчера все были честные, а сегодня убьют за ни за что...
Одна у меня сегодня:
-  «Такого не было, народ был светлый, принципиальный». – А  ей пенсионер один все вторил:
-  «Да-да.  Народ был честный и добрый. Я знаю - я жил».


 А кто-то  им вопрос:
- Да этот народ откуда? С луны упал? Это вчера было светло, и  он был светлый, а сегодня во тьме он дела темные творит.
Негромкий женский голос   с особой  силой заставляет слушать  себя

В конце  60х годов  я в 17 лет приехала в город учиться.
Поступила на подготовительные курсы,  до которых надо час добираться,  да еще вечером. Устроилась на работу на завод,  учеником за 60 руб. С подругой снимали жилье за 20 руб. И мы с матерью решили,  что я богачка, так как ее зарплата в селе была 37 рублей и еще 2 детей, но при хозяйстве. Это я к тому, что  я им помогала –  младшим одежду, обувку и прочее для школы покупала, а  мне везли картоху или сало. И мне сейчас не понятно, как я жила.


Да и  все так: стыдно было на шее родителей сидеть,   старались жить независимо.
И вот живем на 40 рублей в месяц.
 Тут  один говорил, что ему обед в 50 коп стоил при советской власти, но  кроме обеда надо еще хотя бы поужинать или позавтракать, но как жить? То есть необходимо еще  покупать одежду, гигиену, книги, кино, проезд.  Ну невозможно жить. Я молодая, мне надо и платье, и туфли,  и пальто,  и белье,  и тетрадки и …


Да, сейчас говорят иные -  все было дешевое.
А в каком сравнении?
 Проезд на автобусе  у нас был 6 копеек, сейчас 2  тысячи рублей, хлеб 16 копеек,  а сейчас 3000. Да зарплата у меня аж 700.000 руб.  и 60. О чем цифры? Да ни о чем человеческом.
В иные дни даже поесть было  нечего, если бы не подружки из города,  затащат к себе, накормят, а ты потом их покрываешь: да, у меня ночевала  ваша Таня.
Некоторые пытаются убедить,  как раньше жили богато. Возможно, но богатство свое не демонстрировали открыто, как залог ума.


Но юность есть юность и мало волновали  еда и богатство.
Как птички, сыты были малым, все какие-то мечты и надежды,  учиться хотелось, и потому эта бедность не воспринималась.
 Тем более ученичество  кончалось , и  впереди  солидная сумма маячила – 80-100 -120 руб.
 А пока    и это переживали.


Однажды после работы  надо было  на курсы ехать,  а  зима, декабрь, морозы жмут.
  Считаю деньги на проезд туда и обратно.  Мне надо 24 копейки, нахожу только 18.Туда  доехала, а обратно на полдороги всего. А  плата в автобусе была до середины пути 6 коп,  а вся дорога 12. Ну, думаю, может, кондуктор не запомнит меня,  и проеду за 6 коп. Пожалеет в 12 ночи и не выкинет  из автобуса  в мороз на улицу.

Но кондуктор оказалась с хорошей памятью. На середине пути на  остановке  никто не выходил за 6 копеек. Все ехали за 12.  Она вперилась в меня , и заорала:
- Чего сидишь, ты платила 6 копеек,  выходи,  твоя остановка. Они думают,  я не помню. Бессовестная,  давай выходи.
Все смотрят на бессовестную,  которая просит тихо:
-  Разрешите проехать мне еще 3 остановки,  у меня нет денег,  я потеряла.
- Давай-давай,  обманщица,  нечестно жить решила,  ишь,  меня решила обхитрить,  да если каждый… - И на весь автобус. 


Я готова была провалиться от стыда,  только не слышать ,  что я гулена и  проныра бесстыжая,  государство  обманываю,  и жаль -  нет контролеров,  чтоб меня на доску позора. Были такие доски, где писали о пьяницах, зайцах в автобусах и мелких воришках в магазинах самообслуживания.
Кто-то добавил:

- Такая молодая,  а совести ни капли, еще и просит ее провезти дарма.  Врет и   хитрит,   без совести и чести девка.

Мне не забыть этого, хотя бы и надо. Что ж такого преступного сделала, чтобы приговоры такие слушать?
Я лепетала про поздно и страшно,  и темно,  и мороз, но тут на помощь кондуктору кто-то пришел:
- А ну, шалава,  выметайся, нам ехать надо
Я вымелась.  Ночка морозная с ветерком. Свету маловато.  Надо домой,  да страшно идти.

Около 12  ночи,   ни копеечки в кармане,   что делать,  ума не приложу, одежонка не в пример сегодняшней – мерзну…   И  плачу от обиды- обозвали всяко и выгнали.
Тут на трамвайную остановку,  что рядом с автобусной была,  народ с ближайшего завода  с вечерней смены повалил.         
А вот и  нежданно-негаданно трамвай подошел, а он тоже в мою сторону едет и до дому довезет.

 Я решила,  зайду и  затеряюсь в толпе. А народу набилось в нем тьма черная, регочут, смеются, парни шутят и перекликаются кто за кого билеты берет. Шумно, кондуктор  за 3 остановки всех не обошла.
Приехала я домой живая.

И вот что я думаю,  будучи сегодня кондуктором.

Честность у нас ходовой товар.
 Надо быть честным –пожалуйста,  мы честные  до жестокости и бессердечия,  а надо -  будем хитрыми . Если честность обветшала, выбросим.
Если честность -  не черта души,  а правило жизни,  исчезают правила - исчезает и честность. И вот все,  как попки,  повторяют: пусть у нас все будет, и за это чтобы  нам ничего не было.

Честность сложное и многоликое понятие,  оно маска.
Куда делась сегодня честность?  Наконец-то  притворяться не надо и честность не требуется.

Если  мне честно работать  – смогла ли бы я  жалеть всех тех несчастных,  безденежных,   просящих провезти их так?  Я работаю, на взгляд начальника,  нечестно, и не дай бог контролеров.
Так кто я? И зачем спорить об искусстве жить и выживать.

Сейчас поганое время, но  запрещено пассажиров, не оплативших проезд,  выгонять в мороз, поздно и  если человек умоляет, я ему должна проповеди читать? В то светлое прошлое такого закона почему-то не было.  А когда более человечнее было? Сейчас или тогда?
Вот по какую сторону находился, так и ответишь.

Тишина,  и вдруг загалдели.
- Ну  точно.  В оскорблениях  в виде газет позора и  прилюдного унижения человека, не разбирались. Воспитатели все были. Пьяницам было по барабану…. Тебя бы в газетку и отмывайся. А сегодня бы в суд за оскорбление и клевету…

 - А я помню,  ребенка родила и взносы в комсомол не заплатила, вызвали и как начали и как начали песочить… Я  была враг народа и слушать не хотели, обязана платить. Хотели исключить, а я плакала и умоляла простить. Тьфу!

- А меня в институт  не хотели брать – я не комсомолка была. Мамка 500 рублей сунула   председателю комиссии…

Противная тема: сравнивать цены – одно, а  как сравнивать то, что не пощупаешь?


PS
Все описанное происходило в середине 90-х годов и   к автору не имеет отношения, кроме   одного – историю услышал и записал,  как есть.

1997 г.