Блистательные негодяи

Светлана Сурина
 

    Какие блистательные негодяи и мошенники в американском кино!...

  Элегантны.  Изящны. Пластичны…
Помните дивного Грегори Пека ( правда,  не совсем мерзавца)  в «Римских каникулах»: его вкратчивый и одновременно наглый вход в кабинет  шефа,  когда он проспал визит к принцессе..
  И сразу же выход и снова вход,  когда ситуация меняется: он уже влетает уверенно,  нагло и всё-таки изящно…

  А вот целый выводок убийц в «Коломбо»: хризантема  в петлице,  уверенная кошачья поступь,  как только он кого-то удачно шлёпнул…Его распирает собственный восторг победителя над обстоятельствами. Он почти танцует перед Коломбо…В глазах-то трусость,  но помноженная на наглость...

  А вот перед нами Ричард Гир,  но не в «Красотке», а в «Американском жиголо»:  приплясывающая походка,  сумасшедшее обаяние..Он двигается как-то сразу всеми частями своего замечательного тела,  где играют отдельно бёдра, плечи, поворот головы почти на 360  градусов…

  И, конечно же,  Эррол Флинн -- король элегантности и пластики,  —от Робин Гуда до Сомса,  где тело  всё ещё не потеряло своей гибкости даже  в конце жизни:  его  прыжки,  скользящий шаг  и обаяние остаются  занозой в памяти с детских лет..

  А чудный мерзавец и хулиган Жерар Филипп в «Фанфане-Тюльпане»-- с его шпагой,  подпрыгивающей  походкой и мгновенными преображениями..

  Или Кёстнер в фильме  «Выхода нет»:  стремительные порывы обольщения и затем отчаянное бегство от преследователей,   при этом не теряя поступи  джентльмена.

  А вот в «Отпетых мошенниках»: как преподаёт урок главный мошенник –Майкл  Кейси  новичку  -Стиву Марти,изображая походку  светского хлыща,  умение чуть-чуть  прислониться к стене,  быстро переставлять неуклюжие ноги так,  чтобы на наших глазах сцена обретала гармонию...

    Но и в нашем старом кино были гениально двигавшиеся изящные неудачники:  помните Олега Борисова в фильме  «По главной улице с оркестром»,  бросающего свой дом и гордо шагающего  с гитарой ,  весь переполненный звенящим воздухом свободы...Широкий,  почти балетный шаг...

  И, конечно,  нельзя не вспомнить чудесную пластику вечного шалопая Костика--  Олега Меньшикова во всех его первых картинах:  глаз нельзя было оторвать от его блистательных танцев вокруг обманутых подруг...

 И наш элегантный Смоктуновский в «Девяти днях одного года»  с его монологом о дураках: его  подпрыгивающую восторженную походку,  гибкий шаг и невероятные по свободной пластике руки в сцене в ресторане...

   Но  уж,  конечно же,  и весь его Гамлет--  пробежки  быстрой и опасной змеи…

  Всё это -  гениальный дар природы,   им одарены многие актёры, но в наши дни он всё менее востребован в кино: масса сериалов и фильмов,  которые вызывают ощущение,  будто у героев нет ни рук,  ни ног, ни  вообще тел…
   А  ведь они могли бы представлять собой   особенное зрелище...

    В театре ещё имеют место изящные бои на шпагах или поединках: Александр Яцко в «Опасных связях»  или Анатолий Белый в Чеховской «Дуэли», где вся истерика  происходит на дне лодки и где актёр  даже  на этом  узком пространстве умудряется красться вёрткой змеёй...

 Но на экране эти же любимые нами актёры замирают и лишь открывают рты,  словно у них у всех осталась только голова Доуэля…

  Ау,  а  где же остальные части,  дарившие глазам  зрителей счастье представления?..В жизни,  скрытой от нас,  они,  конечно же всё своё богатство используют для глаз других зрителей…Но это бесплатно,  а за наши деньги—слабо?.. А мы  были бы  даже согласны повысить цены...

  Хлеб вроде бы у нас пока есть,  и даже вкусный,  а зрелища всё больше постные,  без соли…

  И только в в памяти  - увы- всё остаётся таким вкусным и  острым…