Дурь и дуромеры

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Ограниченность, тупость, самодовольство, самодурство. Испокон веков их проявляли те, кто согласно штатному расписанию занимал в присутственных местах служебные стулья и кресла.

Так – и сейчас. Только наряду с давно привычными присутственными местами теперь вовсю действуют и виртуальные. Последние нередко идут под разными отвлеченными, безличными, неодушевленными названиями. В общем виде их можно обозначить как «страница такого-то предприятия (учреждения и т.д.), или такой-то проект, в той или иной социальной сети в интернете».

«Проект Pensioner.uz» – так невидимые чиновники назвали свое присутственное место на Фейсбуке.
Точно так же, как спортсмен отрабатывает на висячей боксёрской груше свои удары, так и я на этом проекте, вернее, его конкретном конкурсе, который идет в текущие дни, разомну слегка свои мускулы критика.

Адрес страницы Pensioner.uz на Фейсбуке – https://www.facebook.com/pensioner.uz/

«Жизнь полная красок и впечатлений может продолжаться и после выхода на пенсию», – с такой сентенцией начинается текст условий конкурса.

То, что в этом предложении не проставлены две обязательные запятые, – это, как говорится, полбеды. Которая сейчас большинством юзеров интернета и вовсе не принимается в расчет. К большому сожалению. Ибо само безразличие к малограмотности, успевшее за последние полтора десятилетия пустить глубокие, разветвленные корни, уже не половинка беды, а целая драма. Но здесь смысл данного предложения – это двойная беда. Получается, что до выхода на пенсию жизнь людей полна радостей и позитивных впечатлений. И что при каких-то неведомых условиях такое благоденствие может продолжаться и на пенсии. Но ведь первая часть смысла – полнейшая несуразица: большинство людей где-то до своих 40-45 лет проживает в поисках самого себя и своего места в жизни, шатаниях, блужданиях, неудачах, потерях. Так было у нас, которым сейчас за 60. А сейчас у большинства тех, кому меньше 40, тем более так. Еще не хватало, чтобы такие «краски», такие «впечатления» продолжались и после выхода на пенсию!

Знаю: автор текста условий конкурса (АТУК) и такие же малограмотные пользователи Фейсбука осудят меня. Мол, ясно же, что выражает это предложение. Конечно, ясно. Именно то, как я разъяснил. Но никак не то, что хотел сказать АТУК. А чтобы было ТО, надо говорить по-другому и другими словами. То есть надо знать и уметь. У АТУК таких знаний и умений явно недостаточно.

Идем дальше.

Второе предложение текста условий конкурса: «К счастью, на сегодняшний день, многие бабушки и дедушки ломают эти стереотипы, активно и интересно проводя свой досуг».
Запятая после слова «день» – лишняя. А смысл этого предложения – полнейшая белиберда. Какие стереотипы ломают многие пенсионеры? Те, согласно которым их жизнь до выхода на пенсию была благоденствующей? Поэтому они свой досуг стали проводить активно и интересно? Чтобы сломать стереотип «красок» и «впечатлений», развернуться на 180 градусов, то есть прозябать? И вы, многоуважаемый Pensioner.uz, не шутите, считая, что жизнь на пенсии – это сплошной досуг? Вы, что, с Луны свалились?!

Кого вы вообще представляете, Pensioner.uz? Министерство труда Узбекистана? Пенсионный фонд? Хокимият (мэрию) Ташкента? Какой-то комитет Олий Мажлиса (парламента)? Так вот, только двумя приведенными и разобранными предложениями, вывешенными вами, Pensioner.uz, на обозрение всего мира, вы тех, кто стоит за вами, выставляете на посмешище. Увы!..

Идем дальше. Даю остальной текст условий конкурса (с сохранением орфографии, лишь убрав «тени» фигурок смайлов и жестов, которые отображаются только в Сети).

«Проект "Pensioner.uz" объявляет конкурс среди наших любимых мам, пап, бабушек и дедушек "Активный пенсионер"
Выкладывайте в комментах фотографии ваших близких (кому за 50) и подарите им возможность выиграть ужин в ресторане на двоих, абонемент на уроки танцев в одной из лучших танцевальных школ и участие в проекте "Современный пенсионер", который пройдет этой весной!
Условия участия:
1. Фото в комментариях.
2. Расшарить и лайкнуть пост
3.Подписаться на нашу страничку:)
И всё :)))))
Победителем станет тот, кто наберёт больше лайков под фото:)
Конкурс завершается 28 февраля».

Пенсионный возраст у подавляющего большинства населения Узбекистана начинается не в 50 лет (не все же милиционеры и военные! не все артисты балета! не все профессиональные спортсмены!), а для женщин в 54, для мужчин в 60.
Кроме того, чтобы первое предложение было правильным, в нем порядок слов должен быть иным, а именно: «Проект "Pensioner.uz" объявляет среди наших любимых мам, пап, бабушек и дедушек конкурс "Активный пенсионер"».

То есть опять раздражающие неточности и малограмотность: АТУК вовсю старается доказать, что свалился с Луны!..

Посмотрел комментарии пользователей.
Да, десятка полтора фотографий женщин «за…». И возгласы от Pensioner.uz: «Какая красавица!», «Удивительно!», «Удачи ей!»
И призыв: давайте и дедушек!

Я написал комментарий: «Ваш конкурс продлится еще 25 дней. Потому есть смысл внести коррективы в условия, чтобы не только близкие пенсионеров, но и сами они могли выкладывать свои фотографии. Это особенно актуально именно для дедушек, которых здесь пока нет. Во многом потому, что бабушкам и дедушкам, живущим в семье (муж, жена, дети, внуки), не до вашего конкурса. Женщину в возрасте, оставшуюся по той или иной причине без мужа, дети (или один из них) в одиночестве не оставляют. Потому-то здесь в комментариях сплошь фотографии женщин, причем выложенные их дочерьми. А с одиноким мужчиной его подросшие дети, если позволяют жилищные условия, не живут. Вот и у меня некому принести сюда мои изображения. Нет, дети имеются. Даже четыре штуки. И внуков семь персон. Но у всех – своя жизнь. А мне – есть, что показать. И даже чем поразить».

Ответ Pensioner.uz: мол, вы и сами можете выложить свои фотки.

Я продолжил в следующем комментарии свои рассуждения, в ответ на которые последовало: «Ждём ваши фотографии». А потом прозвучало признание: «И да, я девушка».

Но она и не подумала усовершенствовать условия конкурса: то ли ей не дано, то ли не позволено (текст «сверху» спущен), то ли просто лень (по безалаберности Зайца из давнего мультфильма – «И так сойдёт!»).

После такой разминки я вступил в конкурс следующим заявлением.

«Здоров и мощен так, что не дай Бог юноше: не будет знать, что делать, куда девать такие силы, энергию и задор! Свихнуться может! Ведь у юноши-то мудрости и философичности – пшик!..
Здоровье – главное! Это все знают! И все за него пьют!..
Здоровье – само по себе ценно. Зачем же коптить небо в недугах! Когда можно и в 70 быть в своем золотом среднем возрасте!
Но мне здоровье нужно и для жизни. Уже тыщу лет живу один. Пенсия у меня небольшая. Других доходов нет. Но так как не пью, не курю, на медиков, фармакологов и фармацевтов ни тийина не трачу, не обжора, расчетлив и в других тратах, то я себя считаю богатым человеком. Да и люди принимают меня таким.
Но самое главное: здоровье мне нужно для моего дела. Ради которого хочу прожить еще лет 30. И заниматься им до последнего вздоха.
В ветке комментариев я покажу необходимые картинки и дам пояснения. Открывайте ветку, смотрите и читайте. Она будет разрастаться по мере последовательной готовности материалов».

(Думал, что таких материалов будет не менее 10-ти.)

К размещенному комментарию приложил коллаж из трех иллюстраций: на снегу, в своей квартире и страничка паспорта с датой рождения (октябрь 1947-го, за 70). Этот коллаж в изобразительной композиции к данной публикации помещен в нижнем левом углу.

Через некоторое время открыл ветку к основному своему комментарию и разместил подготовленный текст.

«ПОПОЛНЕНИЯ ВЕТКИ КОММЕНТАРИЕВ БУДУ ПРОИЗВОДИТЬ ПО ПРАВИЛУ: в день – только по одному материалу. ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ПЕРЕДОЗА…

Призы, подарки – это неплохо. И даже хорошо. Но уверен: большинство бабушек и дедушек мало интересует вознаграждение в данном конкурсе. Что там? Ужин на двоих? Еще что там? Абонемент в танцшколу? Фи! Для молодежи – паспортным возрастом! – интересны кафешантаны и танцульки. А нам… Ну, не буду за всех. Скажу за себя: нет такой женщины, с которой мне было бы интересно использование того или иного приза от Пенсионера.Уз!

Тем более что я знаю: я не тот, кому публика расточает свои лайки, от количества которых зависит здесь победа. Не потому, что я плох. Наоборот! Ну, не буду об этом распространяться! Тем более что лучше Виктора Гюго не скажешь. Кому интересно, смотрите в его романе «Девяносто третий год» (имеется в виду 1793-й, роман был задуман в 1863, завершен в 1873, впервые издан в 1874).

Так что, я не за приз тут разглагольствую и расфоткойствую. А как сказал Пушкин: «Его пример – другим наука». «Его» – это мой, мой, мой.
И добавлю:

Не будет здесь и тени скуки,
Не след подушки поправлять,
Иль брать кого-то на поруки, –
Дай Бог, за мной лишь поспевать.

НИЖЕ – ИЛЛЮСТРАЦИИ ГЛАВНОГО ДЕЛА МОЕЙ ЖИЗНИ. РАДИ КОТОРОГО МНЕ НУЖНО И ЗДОРОВЬЕ, И ЕЩЕ ХОТЯ БЫ 30 ЛЕТ РАБОТЫ, ПЕРЕЖИВАНИЙ, ДОСТИЖЕНИЙ, РАДОСТЕЙ, СЧАСТЬЯ…»

Здесь эти иллюстрации – всё, что в нижней части картины следует за двумя обнаженными торсами, а именно: автор на фоне своих 12-ти книг, полученных в ноябре-2017 из Германии; Дед Мороз со списком подарков (он символизирует мои действия); акт, удостоверяющий мой дар комплекта книг Национальной библиотеке имени Алишера Навои в Ташкенте; благодарственное письмо от Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, так же получившей в дар от меня комплект моих книг. И было еще одно фото – картинка-текст. Здесь этот текст наложен на изображение «крутой» бабули, держащей в руках легонькие гантели и раскрывшей рот в боевом кличе, означающем, в том нет сомнения, «знай наших!». Не могу быть уверен в том, откуда Pensioner.uz взял эту иллюстрацию (скорее всего, в неисчерпаемых кладовых Интернета), но она неплохо выражает суть конкурса.
Ниже приведу текст – для удобства чтения! – над седой «атаманшей». Причем в первоначальном варианте (поверх бабули – несколько подсокращенный).

«MAN (Marat Avaz-Nurzef), автор 12-ти книг, изданных в Германии компанией «OmniScriptum Publishing Group». Публицистика, литературоведческие статьи, миниатюры, рассказы, эссе, романы, стихи, мини-поэмы. Каждая книга имеет свой официальный код ISBN, штрих-код и занесена в каталог Немецкой национальной библиотеки. Книги выставлены в интернет-магазинах morebooks.com, amazon.com, knigozal.com, lieblyurnigi.ru и других. Искать на сайтах магазинов по ISBN. На заказ от одного экземпляра. Общая стоимость комплекта из 12-ти книг – $587.56 (с доставкой – $640).
Библиотеки не имеют возможности выкладывать такие суммы. Поэтому автор на свои деньги заказал два комплекта своих денег. Один из них подарил Национальной библиотеке имени Алишера Навои в Ташкенте. Другой – Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Названные библиотеки – вроде детишек, которые под Новый год ждут чудесных подарков и получают их от Деда Мороза.
Если учесть, что пенсия, на которую живет Марат Аваз-Нурзеф не превышает 70-ти долларов, то с его щедростью в образе Деда Мороза не могут сравниться никакие жесты благотворительности Алишера Усманова и прочих олигархов».

Спустя где-то полчаса обнаружил странности: открытая мной ветка к своему вступительному и начальному комментарию (ВНК), каким-то образом стала СК (аббревиатуры понадобятся ниже) – самостоятельным комментарием с моим фото на фоне моих книг, а все остальные иллюстрации исчезли. И уже было несколько лайков и пожелание от одной из пользовательниц: «Удачи вам!». Естественно, поблагодарил. И обратился, продолжив ветку, к Pensioner.uz:
«А где остальные фотки? Глюк? Моя ошибка? Или модерация?»

Молчание.

Отправил личное сообщение.
«Добрый день!
У вас, ведущая страницы на Фейсбуке, и без этого забот зашибись. Потому не удивляюсь, что вы сейчас заняты не страницей, а другими делами. В смысле, пока нет ответа на мой вопрос. А может, вы и не заметите его.
Суть вопроса: исчезли мои фотки, которые я разместил в ветке комментариев. Я должен знать: почему? Модерация? Что? Против великого будущего Узбекистана что-то было?
Либо вы мне не мешаете развивать мой план по конкурсу, либо я самоустраняюсь.
Не сочтите мой тон резким. Просто говорю, как есть.
Заранее спасибо за ответ».

Опять молчание.

Тогда повторил исчезнувшие иллюстрации в своей ветке. И тут же появилась реакция: «Мы проводим фотоконкурс, а не смотр ваших личных достижений. Извините, но я удалю ваши фотки».

Нет, не дал ей во второй раз насладиться своей маленькой, но властью! Тут же сам одним кликом «сжёг» свой СК, с которым полетели в небытие и фотки, и тексты ветки, включая ответ ведущей.
Затем таким же макаром отправил в тартарары ВНК, ее коллаж, а также свои предыдущие комментарии по условиям конкурса вместе с ответными репликами.

Вот так! Знай наших!

И давайте теперь вернемся к названию конкурса – «Активный пенсионер». И к ее иллюстрации, призванной наглядно изобразить суть и девиз мероприятия, – «крутой» бабульке с гантельками.

Мне представляется такая чиновничья цепочка: где-то «наверху» начальник дал указание; кто-то написал текст (малограмотный, местами противоречивый и просто смешной); кто-то нашел подходящую иллюстрацию (седую «атаманшу») и всё это разместил на странице проекта Pensioner.uz на Фейсбуке; а девушке-ведущей отвели роль массовика-затейника.

И вот моя оценка без обиняков: грубое ограничение моих действий на странице конкурса, есть не что иное, как ограниченность, тупость, самодовольство, самодурство. Да, да, те самые, коими испокон веков известны присутственные места, за что их народ и выразители его чаяний – писатели не любили, презирали, а порой и ненавидели.

Дама, простите, с поблекшим телом в нижнем белье (не следует, ох, не следует брать пример с достославных актрис и певиц пожилого возраста!), чье фото выставила дочь, – это да, активный пенсионер, достойный всеобщего обозрения и похвалы от Pensioner.uz! А 70-летний Марат Аваз-Нурзеф, который здоровьем и формами тела может заткнуть за пояс многих молодых людей, который творчески работает, не зная ни выходных, ни праздников, который хочет прожить еще лет 30 и трудиться до своего последнего вздоха и который, живя на 70 у.е., подарил двум национальным библиотекам по комплекту своих книг, на что потратил более 1000 реальных долларов своих средств, – это… это… Короче, к чёрту такого ненормального пенсионера! Может, он и умом уже тронулся!..

Никак не могу ни знать, ни предполагать, получила ли «затейница» какие-либо должностные инструкции о рамках, ограничивающих действия конкурсантов, или же предоставили ей действовать по своему пониманию и усмотрению.
Если второе – то оно много хуже первого. Так как тогда не какой-то заскорузлый бюрократ «наверху», но ведущая страницу, молодая девушка, показала свой уровень. И тут напрашиваются обобщения и экстраполяции: если хотя бы половина населения допенсионного возраста (и особенно молодежи) имеют менталитет и уровень сей «затейницы», то перестройка, затеянная действующим президентом Узбекистана и вызывающая восторги в стране, за рубежом и за океаном, будет буксовать. Точно так же, как буксовали реформы Горбачева…


МНОГОСЛОЙНЫЙ ПОСТСКРИПТУМ

I. Cайт http://pensioner.uz, ссылка на который дана на странице Фейсбука от Pensioner.uz, не открывается. И вопросы о ведомственной принадлежности, поставленные выше, не снимаются.

II. Pensioner.uz думает соблазнить участников конкурса ужином на двоих. Но совсем не анонсирует стоимость угощения. Ну, да! Бабушкам и дедушкам вредно много кушать! Алкоголь – вовсе заказан (здесь: «заказан» не означает, что подадут, но – запрещён)! Так что, «ужин» может ограничиться бутербродом с молочной колбасой и парой пиалушек чая…

III. «Затейница» и большинство молодежи и есть носители замшелых стереотипов: 40 лет – это уже возраст, в 50 – пожилой человек, а в 60 – «как, он еще живой?!». Отсюда – их отношение к старшим поколениям, еще здравствующим: снисходительное, свысока. Которое просматривается даже в тексте условий разобранного конкурса. Так вот, «замшелые», ситуация, которая доминировала, по меньшей мере, два последних тысячелетия, стала меняться лет 30 назад, когда вы либо под стол пешком ходили, либо еще пребывали в материнском лоне, либо еще и в проектах не существовали. Лично я в текущие дни, в свои «за 70», переживаю золотую пору своего среднего возраста. Надеюсь, она, «золотая», будет радовать меня, как минимум, до 80-ти. Приложу к тому все усилия и старания.

IV. Однажды москвич, выступавший на одном из виртуальных форумов под ником Автор, остроумно и верно подметил: «50-летнего вождя мирового пролетариата 70 лет называли «дедушка Ленин», а нашего президента, которому уже за 60, величают «молодой Путин».

V. А Дональд Трамп, действующий глава не какого-нибудь Лихтенштейна, но США?! В июне т.г. ему исполнится 72. Наверно, он пойдет и на второй срок. Не исключено, что получит. Но еще более интригующее: Трамп трижды женат официально, дважды разведён, его самый младший ребенок, сын, родился в 2006-м, когда будущему 45-му президенту было 60. От каждой жены есть дети, а всего их у него пятеро. Да 8 внуков. К тому же миллиардер. Человек жил и живет на всю катушку. Молодец!

VI. А Ислам Каримов, который, будучи во главе Узбекистана, всего лишь год с небольшим не дотянул до своего 80-летия только по причинам естественного и неисправимого порядка?

VII. «Затейница» (или те, в чьих руках концы нитей управления этой «куклой») не только показала свой уровень, достойный всяческого сожаления, но и лишила пользователей Фейсбука со всего мира наглядного, конкретного примера, а именно: не только сильные мира сего имеют право на активную жизнь, когда им уже далеко «за 50», но и рядовой человек, которым, если отбросить ложную скромность, Узбекистан вполне может гордиться. Хотя бы за то, что он – действительно, активный пенсионер.

VIII. Без русского языка не обходится ни одно мероприятие, во всяком случае, в столице, Ташкенте. Без русского языка невозможно прямое общение глав государств Центральной Азии и всего СНГ. Без русского языка немыслимы любые площадки в интернете, которые занимают те или иные пользователи от той же ЦА.
Я уже не раз в своих публикациях бил в набат по поводу малограмотности в русском языке. Призывал учреждения Узбекистана обзавестись квалифицированным переводчиком текстов на узбекском языке, а также редактором русских текстов.
Актуальность этих моих призывов лишь возрастает по мере продвижения президентом Ш.М. Мирзиёевым своих реформ, планов и политики.

IX. Узбекистан замахивается на многомиллиардные инвестиции по возведению в Ташкенте High Tech City, созданию увеселительного парка и прочих бизнес-объектов. А на свою просьбу помочь мне в покупке моих книг в Германии я получил отказ властей. А российский олигарх узбекского происхождения, вернее, его слуги и вовсе не ответили. А какой-то там престарелый чинуша из Союза писателей Узбекистана (своим мышлением престарелый, хотя он, получается, мой ровесник) своими неточностями, банальностями и глупостями переплёвывает даже нашу «затейницу»: оттуда, от официальных «перьев», куда была спущена моя просьба, мной по традиционной почте было получено письмо.

X. А Национальная библиотека Узбекистана даже не поблагодарила меня за мои книги, подаренные ей мною. Более того, сама процедура происходила в фойе, через посредничество рядовой сотрудницы, которая забрала книги и принесла мне их опись за подписью руководительницы отдела и с печатью.
Надо бы сделать письменный запрос через виртуальную приемную президента:
1. внесены ли мои книги в каталоги библиотеки?
2. может ли их получить свободно любой из читателей?
3. все ли 12 моих книг есть в свободном доступе?

XI. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
(Не экстраполяция в мою сторону, но именно инфа к раздумьям)
«… Всё великое внушает священный ужас. Восхищаться посредственностью и невысокими пригорками – по плечу любому из нас; но то, что слишком высоко – человеческий гений или утес, собрание людей или совершеннейшее произведение искусства, – на близком расстоянии внушает страх. Любая вершина кажется преувеличением. Восхождение утомительно. Задыхаешься на крутых подъемах, скользишь на спусках, сбиваешь ноги о выступы утесов, а ведь в них и есть красота; водопад, ревущий в дымке пены, предвещает разверзшуюся пропасть; облака опутывают пики вершин; подъем пугает не меньше, чем падение. Потому-то страх пересиливает восторги. И невольно проникаешься странным чувством – отвращением к великому. Видишь бездны, но не видишь возвышенного, видишь чудовищное, не видишь чудесного».
Виктор Гюго. «Девяносто третий год».
================================

3-4 февраля 2018 года.