Базилика в Демре 3, 4. Подделки реликвий

Ирина Воропаева
…«И догорает позолота в стенах прохладных базилик». А.Блок «Равенна».
*****

Иллюстрация: медальоны-мощевики, антиквариат.
*****
                Базилика в Демре.
                Часть 3, раздел 4.
                ПОДДЕЛКИ  РЕЛИКВИЙ.

                Рынок реликвий. Подделки.

«Римско-католическая церковь за века собрала такую коллекцию священных предметов, что ею можно заполнить не только дворец или склад. С тех пор, как было установлено, что в каждом алтаре должно быть минимум по две реликвии, мощи святых распространялись по миру, а покупка священных предметов шла полным ходом. По крайней мере раз в месяц какой-нибудь храм в мире удостаивается чести стать вместилищем очередной святыни. Этот процесс активно идет со времен «мании реликвий», возникшей в эпоху Крестовых походов, хотя сейчас он происходит менее шумно». Стивен Сора «Священные реликвии».

В настоящее время священные реликвии, в их числе частицы мощей, переходят от владельца к владельцу разными способами. Наиболее почтенный – передача либо покупка, что называется, по проверенным каналам, причем задействованы специалисты, которые понимают в деле толк. Проверке подлежит происхождение реликвии, ее исторический путь. Если все в порядке, то она признается подлинной. Хотя при этом не исключена ее изначальная фальсификация, за давностью, однако, перешедшая в иное качество. В этом случае большую ценность будет представлять не сама реликвия, а ее оформление и все, что с нею связано в материальном плане – удостоверяющие грамоты реально существовавших исторических лиц, например.

В более широком плане в настоящее время реализация и приобретение реликвий святых нередко осуществляется через Интернет, но отличить, так сказать, солидных поставщиков от современных «благочестивых грабителей», предлагающих  перемещенные (furta sacra) святыни, которые добываются в самых разных местах, начиная с кладбищ, не всегда древних, и включая действующие церкви всех стран, - дело не простое. Нельзя не сказать и о подделках. Поддельные мироточивые мощи в старину изготавливались путем вываривания костей в масле. Этим нехитрым рецептом поставщики реликвий пользуются до сих пор.

Уже давно было введено в практику, что в случае, если от реликвии отделялись частицы, необходимо составлять сопровождающие эти частицы свидетельства о подлинности фрагментов, то есть официальные документы, с подписями уполномоченных лиц и печатями, но, во-первых, с давних времен даже за подписями и печатями хранились порой сомнительные артефакты, а во-вторых, подделываются и они, вместе с печатями и подписями.

То есть подделка может быть многоуровневой: скажем, так уж вышло, по злому умыслу или по недоразумению, что некая реликвия не является настоящей, однако была признана за таковую в давнем прошлом, а затем где-нибудь в 13-том веке ее вывезли, например, из разоренного крестоносцами Константинополя во Францию, где она хранилась в одном из монастырей и была известна, но далее пропала во время, допустим, Великой Французской революции, и вот ее как бы нашли уже в наше время и теперь продают частицы от нее за хорошую цену.

    17 июля 2012 года на Интернет-ресурсе pravmir.ru была помещена статья Анны Даниловой «Святыни настоящие и поддельные», где вкратце рассказывалось о деятельности современного, открытого в Воронеже Центра исследования артефактов и реликвий, занимающегося в том числе и анализом мощей на их подлинность.

Балансируя на грани научно-материалистического и мистико-религиозного подходов, директор Центра Михаил Артеев, магистр юриспруденции и кандидат богословия, поведал в интервью о том, что «сегодня в России почитание реликвий приходится рассматривать также, как межрелигиозный и культурный феномен», а, кроме того, рассказал о практически неизбежных в таком случае злоупотреблениях в отношении реликвий, выражающихся в их злостных подделках: «Наряду с подлинными реликвиями, приходящими в Россию в силу оскудения веры на Западе, также приходят и реликвии фальшивые, щепки старого дерева, кости неизвестных и даже животных. … количество фальсификаций огромно».

Далее перечисляются фальшивки, поставленные, по выражению Артеева, «на поток»:
- медальоны с мощами от «Ферранте» (о.Николай Ферранте - «постулатор одного из процессов канонизации в США», обманщики подделывают печать ордена редемптористов, к которому принадлежал Ферранте);
- медальоны с мощами от викариата Рима (поддельная печать викариата);
- реликвии с поддельной печатью версальского епископа конца 19-того века Pierre-Antoine-Paul Goux («Одна из самых распространенных фальшивок, специально ориентированных на Россию»);
- фальсификации из Греции («мироточивые мощи», вываренные в масле, в основном поставляются с этого направления).

Краткий рассказ об изъятии партии фальшивых мощей в греческих Фессалониках, приведенный в конце статьи, поневоле остается в памяти: «В аэропорту Фессалоник во время очередной поездки на встречу мошенники были арестованы. В багаже у них были обнаружены сотни (!) фрагментов костей, несколько черепов, в том числе мироточивые. Кости были подписаны именами Марии Магдалины, Андрея Первозванного, святого Василия, святого Димитрия и иных святых. На допросе мошенники показали, что везли «товар» для представителей Русской Православной Церкви. Сделка совершалась не в первый раз. В доме же незадачливых торговцев фальшивыми мощами были найдены сотни костей и десятки черепов».

- «Рассказанное Вами неприятно поражает», - завершила интервью журналистка. Трудно не согласиться. Одно дело читать о Средних веках, а другое дело ощутить себя живущим в это не самое привлекательное время.

Сколько люди платят за медальоны с костями, вымоченными в оливковом масле и снабженными якобы французской печатью с имитацией под старину, в данной статье не сообщается, но из других публикаций можно понять, что крошечные костные осколки, заключенные в запечатанные поддельными печатями церковных иерархов футляры могут стоить от 20 до 1000 и более долларов (сумма увеличивается, если мощи помещены в антикварные реликварии из драгоценных металлов).   

Торговцы старинными реликвиями, львиная доля которых изготовлена совсем недавно, как правило, выходящие с предложениями на антикварные рынки в качестве анонимов, объясняют свое владение столь необычными вещами по-разному: наследство, случайная находка в старинной прабабушкиной шкатулке, приобретение с целью дальнейшей перепродажи имущества закрытого католического монастыря (где-нибудь во Франции) либо представительство монастыря действующего (где-нибудь в Италии); некоторые выдают себя за священнослужителей, обладающих собственной печатью и правом освидетельствования мощей… и т.д. в этом духе.

    Но это далеко не все. Более-менее солидные подделки – для людей, которые хоть что-то в этом деле понимают и могут заплатить дороже. Удел остальных – банальный ширпотреб.

В целях более полного понимания ситуации придется краем глаза заглянуть в  КИТАЙ, где недалеко от Шанхая находится город Иу, который известен на весь мир своим ценообразующим оптовым рынком товаров легкой промышленности «ФУТЬЕН» (Futian, в переводе с китайского Богатое поле или Благословенная земля). В окрестностях Иу есть и другие города, в которых находятся фабрики и также есть свои рынки (Цзиньхуа, Юнкан, Датанг, Уи, Доньянг). Каждый город специализируется на выпуске одного вида продукции. Причем цены здесь могут быть ниже, чем в центре торговли - Иу. 

Рынок Футьен в Иу состоит из пяти огромных корпусов или районов (district - дисктрикт), перейти из одного в другой можно по надземным переходам общей длиной 8 км. В пяти корпусах расположилось около 60 тысяч выставочных павильонов китайских фабрик. В первом корпусе (district 1) порядка 10 тысяч оптовых магазинов торгуют цветами, игрушками, бижутерией, изделиями из натуральных камней и дерева, сувенирами,  эзотерическими и религиозными товарами, причем предложения отвечают запросам и православных, и католиков, и буддистов. На витринах в шоу-румах посетители могут увидеть образцы товара – распятия, целые вереницы лазоревых керамических мадонн и бронзовеющих статуэток будд, но многое делается на заказ, по запросам клиентов, и эти изделия в шоу-румах не выставляются. Фотографирование также не приветствуется. То есть соблюдается некая конфиденциальность.

На «Футьен», как рассказывают посетившие это интересное место путешественники из России, можно купить иконы (к примеру, минимальная партия небольших, в ладонь величиной, образков одно дизайна - 120 штук), разные крестики на любой вкус, деревянные и самоцветные четки и много других подобных предметов, которые затем перепродаются в церквах и костелах, а также «землю, воду и масло со Святой земли» в специальных поставцах. «Русские туристы-паломники с удовольствием приобретают такие сувениры в Израиле, в Иерусалиме, не подозревая, что почти все они на самом деле Made in China»... Если сравнить фотографии с рынка Футьен с фотографиями образков св.Николая, которые предлагаются туристам в иконной лавке возле церкви в турецком Демре как греческие, то нетрудно подметить сходство…

    Руководители иконных производств из России и Греции оценивают деятельность китайских фабрик как подделки под их продукцию и сетуют на то, что все здесь делается не по православным канонам («для китайцев изготовление икон — всего лишь бизнес»). Оно понятно – конкуренты, причем успешные и потому опасные. Однако, учитывая бурную деятельность китайцев в сфере торговли, было бы даже странно, если бы они не освоили рынок религиозных товаров, раз уж он по капризу времени возник.

В интервью Интернет-газете «Мой район» старший преподаватель факультета церковных художеств Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета Светлана Васютина особо отметила, что «Нельзя писать иконы буддистам, мусульманам и прочим язычникам - это осквернение святыни на духовном уровне. Даже если он делает только копии или штампует типовые крестики. Требования к человеку, который создает такие вещи, выработаны еще в древности. Перечень довольно большой. Но там даже не обсуждается, что он должен быть верующим. Это обязательно».
 
Ниже приводятся цитаты из заметки «Теперь иконы клепают в Китае», 11.10.2013, ресурс ribalych.ru:
    «По словам отца Иоанна, настоятеля храма Святителя Николая в Полтево, поддельных икон в церковных лавках не бывает. Их закупают в Софрино, в главных мастерских РПЦ или других православных магазинах. «Но, к сожалению, в Москве есть множество салонов, киосков, интернет-магазинов, которые только делают вид, что работают в системе РПЦ, на самом же деле не имея к Церкви никакого отношения», — заключает священник … быть причастным к созданию или распространению такой якобы церковной продукции — духовное преступление».

Однако остается сильное подозрение, что какому-нибудь Лю Циню, который вот уже лет 7-10 на своей маленькой фабричке занимается тем, что, прекратив выпускать флакончики для «фирменных» духов, переставшие приносить прибыль, штампует крестики и образки, считая это дело на настоящий момент времени весьма доходным, - удачливому предпринимателю, одним словом, данное категорическое мнение по меньшей мере безразлично. И тормозить работу своего предприятия он и не подумает. В связи с чем никогда не будешь знать, держишь ты в руках китайскую «подделку» или софринский «подлинник», выполненный в самых лучших православных традициях в системе РПЦ (допустим, на производстве в Софрино работают лишь воцерковленные православные и труд лиц нерусской национальности и другого вероисповедания – либо, упаси боже, атеистов – вообще не используется). С другой стороны, в отношении специфического ассортимента церковных лавок обычно проводятся обряды освящения, в результате чего иконы китайского производства становятся пригодными для отправления треб также, как и прибывшие из православной Греции, к примеру. 

Из того же источника, процитированного выше: «Внешне китайская подделка от оригинальной иконы греческого письма размером 15 х 20 сантиметров почти не отличается. Разница только в цене, говорит Кирилл Шумов [владелец иконной фабрики в России]. Икона такого размера в Москве будет стоить около 4000 рублей, а китайская с тем же образом — 1500 рублей».  Понятно, что тут есть место для коммерческого маневра, взывать же в условиях рыночных отношений пусть к самым высоким материям – слабый ход.

    Также в ассортимент Футьена входят футляры-реликварии с частицами «святых мощей», которые изготавливаются, как об этом сообщают наблюдатели, имевшие случай подсмотреть некоторые рыночные тайны, в провинции Сычуань, где работает несколько специализирующихся на данном производстве фабрик. Разумеется, если вас угораздит купить мощи на Футьене, вы будете знать (либо однажды все же догадаетесь, даже, возможно, самостоятельно), что купили «как бы мощи». Но ведь паломники иной раз по стечению обстоятельств приобретают их во вполне, казалось бы, респектабельных местах, не имея представления об их настоящем происхождении.

    «Надо сказать прямо: многие приходящие в Россию частицы мощей – это фальшивки, - сетует настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов, - даже здесь в Бари я сталкивался с деятельностью мошенников, которые пытаются продать паломникам фальшивые святыни».

    Михаил Артеев, рассказавший о проблеме фальшивых мощей и о неравной борьбе с их изготовителями, считает, что ситуация крайне серьезна: «У меня иногда создается впечатление, что за некоторыми торговцами фальшивыми реликвиями стоят западные спецслужбы для того, чтобы скомпрометировать церковное возрождение в России, и я полагаю, что это уже становится вопросом национальной безопасности». Причем его высказывание поражает примерно также, как и специфика освещенного им вопроса. 

    Председатель православного общества «Скиния», николаевед Александр Бугаевский предлагает уповать на науку: «Я думаю, в скором времени привлечение новых научных методов - например, анализа ДНК - позволит прекратить хождение по миру лжемощей». 

Однако очевидно - чтобы справиться с потоком фальшивок, нужно и ДНК-тесты в этой области поставить на поток. Что вряд ли достижимо. Хотя вопрос тем не менее вполне решаем. Бизнес – он бизнес и есть, и спрос, как известно, рождает предложение. Чуть только спадет спрос – иссякнут и подделки.

    … Заглянув в Интернет и задав параметры поиска (просто: «купить мощи»), видишь перед собой список интернет-магазинов, торгующих антиквариатом и в том числе предлагающих также и данный специфический товар. Можно постучаться в любую дверцу… Только в одной торговой точке предлагаются медальоны с мощами одного или нескольких святых.

Вот крест-мощевик из серебра с частицей мощей святого мученика Проспера Римского (Проспер из Катенануова); вот шкатулочка с целым набором святынь: «мощевик частица Дома Богородицы плюс святая Лукия Сиракузская, Евфимия Всехвальная, Цецилия и Филомена Римские и Колумба дева Корнуольская». Заключенные в изысканную оправу, предлагаются частички мощей и св.Анастасии Узорешительницы, и св.Вонифатия, и апостола Тимофея, и самого святого Петра-ключника…

В описании последнего предложения значится, что это «лот для тех, кто способен оценить абсолютную редкость» мощевика с частичкой мощей святого первоверховного апостола внутри, опечатанного неповрежденной сургучной печатью итальянского кардинала такого-то, жившего тогда-то (очень давно), что гарантирует подлинность и сохранность святой реликвии. Мощевик сопровождается «аутентичным документом», подписанным тем же самым епископом. Сумма в рублях - шестизначная. «Торг уместен».

Далее в ленте объявлений еще одна «абсолютная редкость»: мощи святого Николая. Как говорится, на злобу дня. В тексте объявления помещено описание антикварного мощевика «размером 3 на 4 см» с латинской надписью «S.Nicolai Episcopi». Футляр опечатан «неповрежденной епископской печатью красного сургуча, гарантирующей подлинность святой реликвии. Происхождение реликвии – Франция».

На приложенной фотографии – маленький медальон из почерневшего серебра, в меру попорченный, очевидно старый. На внешней крышечке – смутные очертания фигурки ангела и какие-то загадочные, нечитаемые письмена (возможно, та самая латынь). Под крышечкой за стеклом – аккуратно надписанная бумажная ленточка (s.Nicolas) и приклеенный рядом какой-то темный заскорузлый кусочек – плоти или косточки. Еще одна фотография показывает круглую коробочку футляра, в который упакован медальон. Футляр обвязан бечевкой, скрепленной красной сургучной печатью. Стоимость – порядка ста тысяч рублей без малого.

«В наличии также имеются другие мощевики, обращайтесь. Почтовая пересылка - за отдельную плату».

    Видимо, фетишизм, тяга к мистике и вера в чудеса свойственны человеку изначально. Прядка волос любимого, первый зубик ребенка, камушек с побережья теплого далекого моря, где был так счастлив… а если еще найти этим сокровищам достойную оправу, удовлетворяющую взыскательному вкусу… Очарование старинного - или красиво состаренного - кулона с вложенной в него (возможно, в самом деле подлинной) частичкой чего-то необычного, особенного, овеянного древностью преданий и стародавней традиции… и этим можно обладать, не расставаясь, - и сердце сладко замирает. Никаких денег не пожалеешь (особенно когда они есть). А пересылка и вообще всего полторы тысячи рублей.

    И снова вспоминается новелла «Мощи» Ги де Мопассана, сюжет которой вертится вокруг реликвии, привезенной главным героем своей любимой девушке из Кёльна:
«…вдруг ко мне подошел какой-то субъект. Я не говорю по-немецки, а он не знал французского языка. Наконец я понял, что он предлагал мне мощи. Мысль о вещице на память для Жильберты пронизала мне сердце; я вспомнил ее фанатическую набожность. Вот мой подарок и найден! Я пошел за торговцем в магазин предметов церковного обихода и выбрал там «непольшой кусочек останков отиннадцати тысяч тефственниц». Мнимые мощи были заключены в восхитительную коробочку под старинное серебро, которая окончательно и решила мой выбор. Я положил вещицу в карман и сел в поезд»…
(октябрь 2017 – январь 2018)
*****
Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/04/1996
Предыдущий раздел:  http://www.proza.ru/2018/02/04/762
Начало (вступление, содержание): http://www.proza.ru/2018/01/25/1955