Бобры

Александр Шевель 2
 Ради любопытства решил проверить отдалённые заболоченные заросли, в которых ранее обнаружил колонию бобров. Интересно было знать, как складывается жизнь пушистых грызунов на этом месте, ведь ранее здесь бобры никогда не водились. Лишь недостаток удобных мест привёл их близко к населённому пункту.  Ранее следы деятельности бобров чётко прослеживались - это погрызенные ветки различных деревьев и кустарников, лежащие на земле отдельные деревья с перегрызенными стволами, хорошо протоптанные тропы, многочисленные сплавные канавки, жилые норы. Когда нет возможности вырыть норы, бобры из веток и палок строят хатки. Норы и хатки всегда с хорошей вентиляцией, входом под водой. Пол их жилища услан мягкими сухими древесными стружками, которые бобр нарезает своими длинными острыми зубами-резцами. Любая колония или семейство, как правило, не обходится без постройки плотины. Плотина строится также из веток, палок, стволов и перемазывается илом. Плотина позволяет поднять уровень воды для удобного сплава веток для корма и строительного "материала". При подходе  к зарослям, где ранее жили бобры, обнаружил горы бытового мусора, вывезенного из соседней деревни, что меня сильно возмутило и огорчило. Бобрам это также сильно не понравилось, следов их жизнедеятельности не просматривалось, они покинули это место.

 Через несколько месяцев поздней осенью отклонился немного от своего привычного почти ежедневного маршрута прогулок по окрестностям и наткнулся на бобровую плотину. Плотина перегораживала меньший из двух ручьёв, впадающих в озеро. Недалеко виднелся каскад из двух плотин. Везде видны свежие следы жизнедеятельности водных строителей. Всё же люди не дали житья бедным животным. Уже весной следующего года плотины были разворочены, вода ушла, место осиротело.

 Однако к осени в более глухом и труднодоступном месте среди густого кустарника и травы появилось озерцо. Вот куда перебрались мои кочевники. На этот раз они четырьмя плотинами перегородили большой ручей, впадающий в озеро. Новая колония по моим подсчётам составляла не менее двадцати особей. Были перегрызены и повалены на землю две толстые старые ивы и множество молодого ивняка. Жильём бобров служили норы, вырытые в высоких берегах. Построена была и одна хатка. Надолго ли задержатся бобры и на этом месте? Ведь человек так жесток и коварен. Бобров пока спасает падения спроса на пушнину. По моим сведениям это уже шестое место около озера, где приютились бедолаги.

 Не прошёл мимо меня перевод М.М.Пришвина произведения канадского писателя Серой Совы о бобрах. Индеец Серая Сова страстно любил этих умных животных, хотя в молодости охотился на них. Он повествует о том, как они с женой вырастили двух бобрят-сирот. Очень интересны описания повадок этих животных. Он восторгался тем насколько они милы, сообразительны, чувствительны, аккуратны и чистоплотны. Например, каждый из бобрят ставил на ребро свою мисочку после еды в определённом месте. Особое восхищение у писателя вызывали передние лапки зверьков, которыми они могли брать самые мелкие предметы, грызть палочки и ветки, держа их, и выполнять ими другие функции почти также, как и мы люди. Прочтение этого произведения подвигло меня на ещё большее уважение к этим милым животным, которые живут всего-лишь в километре от моего дома.