Бернардо Строцци. Старая кокетка

Алина Алексеева-Маркезин
       
     Бернардо Строцци. «Аллегория бренности (Старая кокетка)» была написана после 1630 года, в двух вариантах. Один из них представлен в ГМИИ, другой – в одной из итальянских галерей.

       Строцци Бернардо (Strozzi Bernardo) (1581-1644)-итальянский живописец эпохи барокко. Известен по прозвищу Каппуччино .

    В 1597 году Строцци вступил в орден капуцинов, примерно в 1610 году стал священником. В Генуе Бернардо познакомился с Симоном Вуэ и Орацио Джентилески, последователями Караваджо, что не преминуло сказаться на его манере живописи, как и знакомство с произведениями Рубенса, ван Дейка, работавшими в Генуе и оставившими там много своих картин.

           В XVII веке художников впервые заинтересовала тема необратимости времени. 
      В картине Бернардо Строцци «Старая кокетка» выражена одна из наиболее распространенных в искусстве барокко аллегорий «vanitas» («суета сует»), а вместе с ней возникает тема беспощадности времени и смерти.

          Старуха в роскошном белом атласном платье с глубоким вырезом, сидящая перед зеркалом, изображена с жестокой правдивостью. Время не пощадило ее былой красоты: дряблая кожа, узловатые пальцы рук. Две служанки насмешливо помогают завершить ритуал одевания перед балом.

            Однако отражение в зеркале заставляет усомниться в простоте сюжета. В зазеркалье возникает образ, исполненный мудрости и значительности. Облик героини обретает странную притягательность и загадочность, как будто внутренняя красота человека побеждает неумолимое время. Сложности личности главной героини противопоставлены безликость и духовная пустота юных служанок.Служанок двое. Но мастер написал одно лицо, лишь изменил цвет волос.Они  некрасивы, их лица откровенно глуповаты, а нехорошая усмешка делает их ещё более отталкивающими.

           Вся фактура материала на полотне выписана тонко, детально, осязаемо. Художник изобразил не идеального человека в идеальном мире, как это было у Больтраффио и Бронзино, а  живую, смертную женщину.

       
          В этом роковом сопоставлении старость с ее трагизмом и мужественным осознанием близящегося конца воспринимается художником по-человечески более значительной. Контраст старости и молодости в их роковой взаимосвязи не исчерпывает аллегории.

            Интересно понять, почему художник обращается к теме уродства  и увядания человеческой красоты и молодости. Кажется, на этот вопрос довольно легко ответить, ведь Строцци – монах. Вероятнее всего, он решил просто посмеяться над светскими традициями и показать, к каким курьёзам приводит желание старухи надеть платье, подходящее для молоденькой красавицы. До сих пор говорят, что нет ничего нелепее накрашенной старухи.

           Осанка старой дамы горда и царственна. Но это ещё и обобщённый образ человека, борющегося со временем. «Время – великий пожиратель всего сущего», — писал Леонардо да Винчи. Но во время великого мастера никто не мог даже и помыслить, чтобы изобразить, показать уродство. А Строцци считает это вполне допустимым.

              Чтобы нагляднее раскрыть тему, художник того времени непременно использовал предметную символику. Атрибуты, указывающие на бренность мира, суету сует — всё это включено в картину, поэтому мастер пишет не только портрет, но и натюрморт. Розы, флёр д’оранж, бархатцы, драгоценные камни и жемчуг — это символы любви и брака, а также бренности.

          Роза – красота её очень недолговечна, она быстро вянет, также быстро вянет и красота. Ещё один цветок в руках старухи – цветок невесты, флёр-д’ оранж, а бархатец – символ смерти.