Вы пилот. Часть пятая. Разбор полётов

Владимир Сысолятин
   Вас привлекает авиация? Вы мечтали стать пилотом? Вы хотели бы полетать в качестве пилота? Вам интересно узнать «самолётные» премудрости? Значит я не зря старался!


   Разбор полётов? Это слишком громко сказано. Я хочу лишь уточнить некоторые моменты и как-то разнообразить... Попалась мне как-то в руки книга: «Открытые и бесплатные программы для Windows» автор Николай Колдыркаев. Это же бесплатные! А какой русский не любит пожить на халяву!? Правда содержание не очень меня порадовало, но один момент круто изменило мою «жизнь»! На странице 302, описание FlightGear — реалистичный авиационный имитатор! Скачать прямо из сети, да ещё и бесплатно! Но радость быстро прошла, — всё на английском! А я ни бум-бум! А уж потом я наткнулся на диск с авиасимулятором и халява ушла на задний план... Если Вам интересно, то это всё здесь: http://www.FlightGear.org/ Я хочу представить Вам часть текста из раздела: «Скачав версию FlightGear для Windows, автор уже через пять минут пытался пролететь под мостом Golden Gate Bridge в окрестностях Сан-Франциско. Не смотря на то что фокус так и не удался, потраченного обеденного времени было не жалко». Как я его понимаю! Не сомневаюсь он решился на этот шаг управляя с помощью клавиатуры. Высота пролёта моста над водой всего 67 метров и с помощью джойстика мне не составило большого труда спокойно пролететь под мостом. А с клавиатурой нужен определённый навык... Так, что покупайте всё-таки джойстик, — не пожалеете!

   Ещё один шаг к повышению лётного мастерства, это полёт вниз головой или вверх ногами! Считайте это как Вам удобнее!? Здесь нет ничего сверх естественного. Заберитесь на высоту, дайте газу, идите по прямой, а затем резко джойстиком влево или вправо. Самолёт сделает винтообразное движение и Вы окажетесь в перевёрнутом положении. Тут главное поймать вовремя горизонт и зафиксировать самолёт. Не теряя ни секунды отодвиньте штурвал (джойстик)от себя. В нормальном состоянии руль высоты пойдёт на снижение, но мы же в перевёрнутом и стало быть самолёт пойдёт вверх. Подобрав угол руля высоты, Вы спокойно полетите вниз головой. Освоив этот приём можете совершать фигуры высшего пилотажа! Если конечно Вы знаете что это за фигуры!? Я лично делал «мёртвую» петлю!

   Остановите свой взгляд на рис2. Всё что есть на мониторе Вы видите впереди себя во время полёта. При нажатие на клавиши Ctrl и Q, появляется это дополнительное окошко, в котором и виден Ваш самолёт. При включенном Num Lock с помощью клавиш с цифрами от 1 до 9 Вы можете полюбоваться на себя (самолёт) со всех сторон. А далее щёлкнув по W мы развернём окошко на весь экран. Удерживая Ctrl и щёлкая по W, Вы сможете посмотреть на самолёты находящиеся в некой зоне вокруг Вашего местонахождения! И те что стоят на стоянках и те что находятся в движении, в аэропорту и в полёте. К чему это я всё говорю? А к тому, что я предлагаю Вам проверить (потренировать) Вашу наблюдательность, умение ориентироваться на местности. Умение анализировать обстановку. Как это сделать? Посмотрите пример рис1. Это карта местности вблизи аэропорта Сан-Франциско, где находился мой самолёт. В отличие от предыдущих карт, здесь появились «перья» показывающих направление лучей глиссадных маяков, по которым в условие слепого полёта приземляются самолёты. Слева от карты опции, показывающие координаты моего самолёта и прочие данные: высоту, курс, скорость.

   Удерживая Ctrl и щёлкнув в очередной раз по W, и просмотрев около ста эпизодов, я увидел Цессну, идущую на посадку рис3. По ориентирам обозначенными цифрами 1,3 я понял, что в аэропорту назначения две ВПП и обе 28, — 280 градусов. Причём вторая либо короче основной, либо сдвинута по направлению снижения. После того как Цессна начала двигаться по ВПП, над ней по подсказке я узнал, что точка где измеряется давление воздушного столба над уровнем моря, находится на высоте 100 футов. Для Цессны расстояние от точки измерения до ВПП равно примерно 3 фута. Стало быть ВПП находится на высоте над уровнем моря равной 97 футов. Далее по карте где указаны все данные аэропортов ищу аэропорт с такими же данными. Им оказался аэропорт города Модесто, что находится в 135 км. на Юго-Восток от Сан-Франциско рис2. Далее я посылаю свою Цессну к этому аэропорту Рис4. Все правильно, все ориентиры на месте! Но не всегда всё так просто получается!? Были случаи когда я не смог выйти на цель и найти аэропорт... Конечно моё предложение Вы можете принять, а может и нет!?

   Поговорим о необычной проблеме. В 160 км. почти на юг от аэропорта Сиэтла находится гора Рейнир. Её Высота 4392 м. или 14410 футов. Потолок нашей Цессны 14000 футов. То есть на вершину нам не взобраться! Но я Вам предлагаю пролететь на Цессне прямо над вершиной Рейнир! Как? Очень просто! Я размещаю свой самолёт вблизи горы, у подножия. На карте в опцию ДОЛГОТА перечёркнутая красным крестом (ВЫСОТА) удаляю цифру +16 и вписываю +20000 фута! Далее ОК и самолёт сразу же поднимается на высоту в 20000 футов. Конечно он не сможет лететь на такой высоте и начнёт снижаться и окажется над вершиной горы Рис5. Но это так себе, развлекаловка. А вот Вы захотели полетать на планере и что? В реальности самолёт тащит на тросе планер. Последний взлетает и дойдя до нужной высоты отцепляется от самолёта и продолжает самостоятельный полёт. Процедура длительная и как её осуществить я так и не нашёл!? Я применил вышеописанный метод. Задав в опцию ВЫСОТА: +40000 фута, а в СКОРОСТЬ: 100 я поднимаю планер на такую высоту с которой он и начинает планировать со скоростью в 100 миль/час.Рис6. На Рис7 планер над вершиной горы Рейнир.

   Напоследок несколько слов о вертолётах. Их два типа, один из них Вы видите на рис8. Вертолёт над аэропортом Сиэтла и делает разворот. На рис9 вид из кабины. Направляемся в аэропорт города Auburn. Полёт по прямой с поворотами происходит почти как у самолёта, а вот посадка не всегда благополучно! Судя по шасси вертолёт не предназначен для посадки со скольжением. Он должен зависнуть и только потом... А вот потом, редко происходит штатно. Как объясняется нужны какие-то педали для компенсации... А их нет! И как только стараемся зависнуть, вертолёт вдруг начинает вертеть... Заканчивается ударом о землю и всё! Иногда сравнивают полёт на самолёте с ездой на двухколёсном велосипеде! А полёт на вертолёте, на одноколёсном с постоянным жонглированием!

   И на прощание мне лишь остаётся пожелать Вам счастливого пути! Приятных полётов!