Вы пилот. Часть четвёртая. Самостоятельный полёт

Владимир Сысолятин
   Вас привлекает авиация? Вы мечтали стать пилотом? Вы хотели бы полетать в качестве пилота? Вам интересно узнать «самолётные» премудрости? Значит я не зря старался!


   «Ну, что готов к самостоятельному полёту? — протянув мне руку на прощание, спросил меня Род. — Конечно если бы самолёт был настоящий, я бы тебя не допустил к полётам! А на виртуальном, — пожалуйста! Давай, желаю удачи!»

   Уважаемые читатели, с чего же нам начать свой первый самостоятельный полёт!? Естественно, с чего? С установки авиасимулятора. Для начала нужно узнать, а соответствует ли Ваш компьютер требованиям разработчиков симулятора? Вот они эти требования: Windows XP..., процессор — не менее 1,4Ггц, память 256 Мб., 3D видеокарта 32 Мб., звуковая карта. Особое внимание нужно уделить видеокарте, потому как только ATI-шная нормально отображает графику! Но не беда если у Вас другая, другого производителя. Проблемы в основном две: производительность и сглаживание. Низкая производительность может привести к кратковременному зависанию! Наш самолёт просто повиснет в воздухе и всё! Конечно потом полетит... Плохое сглаживание или его полное отсутствие приведёт к тому, что линии изображения как самолёта, так и строений и пр. будет несколько ломанными и как бы в зазубренными. Если Вы готовы мириться с тем, что получится, то вперёд! С установкой проблем не будет! Несколько минут и Вы будете готовы к полёту! Ну, почти готовы...

   Чем же мы будем управлять нашим самолётом? У нас два варианта: с помощью клавиатуры и с помощью джойстика. Кто не в курсе джойстик это такая рукоятка с клавишами и кнопками. Рукоятка специальным шарниром связана с элементами управления. От этих элементов электрические сигналы идут в компьютер. С помощью обычной клавиатуры конечно можно управлять, но лишь на то время насколько у Вас хватит терпения? Это всё для экстремалов! Купите джойстик, — не пожалеете!

   Ну вот вроде бы всё готово. Щёлкаете мышкой по значку в виде летящего самолётика и начнётся загрузка, которая закончится открытием диалогового окна рис1. Слева от него меню. Конечно Вы можете начинать с любой опции, но я бы начал с УСТАНОВКИ. Щёлкнули и откроется окно, рис2. Там много опций. Начнём сверху, слева. ОБЩИЕ, пока не будем трогать! ЭКРАН, — всё связано с графикой. От того что и как вы настроите, двигая движки у Вас на мониторе будут либо голая пустыня, либо более-менее картинка реальной местности. ЗВУК, — всё что относится к звуку! Всё написано по-русски, всё поймёте! МЕЖДУНАРОДНЫЕ, — ваш выбор, в чём будут выражены показания альтиметра: в футах или в метрах!? Пропустим одну опцию и перейдём к ДВИЖЕНИЕ... Эта опция определяет какое количество самолётов будет определять имитацию бурной самолётной жизни как на аэродромах, так и в воздухе.

   В правом ряду Вас должны на первых порах интересовать лишь три опции: ВКЛЮЧИТЬ ДЖОЙСТИК, КАЛИБРОВАТЬ ДЖОЙСТИК и РЕАЛИЗМ. При открытии окна РЕАЛИЗМ Вам нужно поставить галочку в опции АВТОРУЛЬ Рис2а и всё! Авторуль во-первых исключает применение руля направления (при отсутствии педалей), а во-вторых подключает джойстик к процессу руления самолётом на аэродроме. В противном случае Вы не сможете повернуть самолёт в нужную сторону!

   В авиасимуляторе есть интересные особенности! Если Вы нажмёте на Ctrl и Q, то в левом верхнем углу монитора появится окошко в котором Вы увидите свой самолёт. Если щёлкнуть по W, то окно раздвинется на весь экран. Нажав на Ctrl и щёлкая W, Вы сможете просмотреть все самолёты находящиеся в некой зоне вокруг места расположения Вашего самолёта. Как находящиеся в аэропортах, так и в воздухе. Когда самолёты находятся в активном режиме вблизи их появляются меняющиеся подсказки: тип самолёта, модель, бортовой номер, расстояние до самолёта в милях и высота полёта. И даже если Вы не видите сам самолёт, то всё равно видна подсказка. По умолчанию, как только Вы закончите создание полёта, Вы будете находится в условно первом режиме. Перед Вами будет видна вся приборная панель. Либо с помощью джойстика либо клавишами включённого NUM LOCK Вы можете просматривать вид местности как впереди так и справа, слева и сзади Вашего самолёта. Так как будет происходить в реальности, через окна в корпусе самолёта. Во втором режиме перед Вами вместо панели будут только основные приборы! В третьем режиме перед Вами только местность над которой Вы пролетаете. Во втором и третьем режиме при взгляде вокруг Вашего самолёта Вам уже ничего не будет мешать просмотру! Вы будете чувствовать летящей птицей, видящей всё вокруг и в том числе внизу!

   Ну вот, вроде бы мы готовы с Вами к самостоятельному полёту!? Куда летим? Я Вам предлагаю совершить сверхдальний перелёт! В масштабе Цессны конечно. Перелёт из города Сьон в Швейцарии в аэропорт Лондон Сити, естественно в Лондоне! Кто не в курсе это в Великобритании! Почему я выбрал его? Я хочу чтобы Вы почувствовали себя пилотом как в горах, над равниной, над водной поверхностью и наконец в черте города! Аэропорт Лондон Сити именно там и находится! Главные воздушные ворота Хитроу находятся на запад от Лондона. «Прежде чем ехать за реку нужно договориться на берегу!» — гласит русская поговорка. Вот и мы должны, прежде чем, уточнить, как же нам лететь? Сьон находится на небольшой равнине в ущелье Швейцарских Альп. И стало быть первоочередная задача вырваться из окружения этих самых Альп! У нас два варианта. По умолчанию наш с Вами самолёт будет находиться на исходной позиции, на ВПП 07. Стало быть мы должны лететь почти на восток, а там, перед нами одни сплошные горы. И чтобы перевалить через эти бесконечные хребты надо забраться на высоту превышающие высоту гор! Удастся ли нам это? Думаю, что стоит попробовать!

   Конечно есть всякие средства навигации... Но я предлагаю русский вариант: «Для русского дорога там, где ему нужно проехать!» Вот и мы наплевав на правила хорошего тона, полетим туда, куда нам нужно не связываясь ни с какими службами! А для этого берём карту и проводим прямую линию между точкой поворота на нужный курс и точкой следующего поворота на Лондон. Конечно это будет несколько длиннее и не экономично, но... Но нам придётся лететь почти вслепую! И Вы в этом убедитесь поднявшись на высоту! Лететь-то мы будем по ориентирам. Вы их знаете, — я тоже нет!? Единственные это те, что есть на карте и мы их сможем увидеть с большой высоты! Итак, берём линейку и проводим прямую между Сьоном и полуостровом в Великобритании, на котором расположен город Дувр. А прилетев туда будем искать устье Темзы и уже по ней, вверх по течению в сторону Лондона! И первый аэропорт который нам попадётся на пути будет Лондон Сити. А, то, что это аэропорт мы определим по огням индикатора точного захода на посадку. Ночью же мы аэропорт видим по маякам излучающим вращающийся бело-зелёный свет. Конечно если есть такой маяк?

   Итак, провели линию и измерили угол между наравлением на север и нашим курсом, он оказался 55 градусов. Отнимаем его от 360 и получается что наш курс 305 градусов. Мы на старте, на малых оборотах работает двигатель. Назначаем время вылета на раннее утро, лететь ведь далеко! Внизу оповещающая подсказка, что мы стоим на парковочных тормозах и чтобы их убрать нужно нажать точку (.)! Точка, это клавиша с буквой Ю! Нажали, — подсказка исчезла. Либо клавишей F3, либо специальным движком на джойстике даём газу Рис3! Увеличиваем подачу горючей смеси в двигатель. Двигатель увеличивает обороты до предела (крайний, нижний справа прибор на общей панели!) Цесна медленно начинает движение вперёд! Когда скорость дойдёт до 75 узлов потяните джойстик на себя.

   Цессна поднимет нос и взлетит и из всех шумов останется только звук работающего двигателя, — мы в полёте. На рис4. вид аэропорта Сьон во время полёта (Взгляд назад. Аэропорт удаляется)! Видна ВПП, боковые линии огней, рулёжные дорожки. Впереди горы! Можно попытаться переползти через них, либо лавировать вдоль ущелья постепенно набирая высоту, — Ваш выбор!? Как бы-то ни было, но в точке поворота мы будем почти на пределе и наконец увидим вдали горизонт и расстилающуюся равнину. Делаем поворот с креном на левое крыло и медленно выводим самолёт на курс 305 градусов! По второму слева индикатору выравниваем самолёт по горизонтали и вперёд! Конечно можно было вылететь из этих Альп гораздо проще поставив Цессну на ВПП 29 (290 градусов) и далее на небольшой высоте совершенно спокойно лететь вдоль ущелья и реки Рона которые повернут на 90 градусов, почти на Север и далее мы выйдем к Женевскому озеру. На противоположном берегу которого будет Лозанна, помните «17 мгновений весны»!? А далее аналогично восточному варианту.

   Полёт над равниной скучный и очень однообразный. Конечно если всё время смотреть в интерактивную карту, — будете иметь представление где и что? Но я преднамеренно сделал полёт вслепую... Мы на высоте потолка около 14000 футов. Курс 305 градусов. На авиасимуляторе даже в 16 кратном увеличение скорости, полёт будет продолжаться десятки минут... И никаких ориентиров, никаких... Но вот мы пересекли Францию с юго-востока на северо-запад, и наконец-то показался берег! Если мы правильно вышли, то это Па-де-Кале! Начнём снижаться хотя бы до 3000 футов (для Цессны это обычная рабочая высота). Показалась земля и город Дувр. Зрительно пытаемся определиться что и где? Много всяких проток и островков... И вот оно, устье Темзы! Делаем поворот влево и идём вдоль реки. Вот вдали показались знакомые очертания достопримечательностей Лондона. Темза извивается как может... Ищем огни аэропорта, — вон они! Всё! Теперь наша задача как можно точнее выйти на ВПП и без ошибок совершить посадку! Дело в том, что мало того, что ВПП находится в черте города, но ещё и окружена со всех сторон водой рис7. Переключаем скорость до нормальной и перелетев через Темзу совершаем приземление рис8. Всё! Полёт считай окончен! Осталось зарулить на стоянку и можно идти спать или пить чай на кухне!

   Да, полёт закончился! Но! Завтра Вы сами полетите и без моего присмотра! И я так подозреваю, что карта будет Вашим главным инструментом, помощником в полёте! Так что? Правильно! Мы с Вами поговорим о карте. На рис5 основная, рабочая часть интерактивной карты. Прямо надо сказать очень хороший инструмент, эдакая универсальная подсказка! Мы-то с Вами использовали её как обычную безобидную карту и не более! В реальности же она более практичная. Ранее я упоминал о том, что можно сделать с маленьким самолётиком на карте, но это ещё не всё! Посмотрите слева от карты, — некие опции. На самом верху много кнопочек, основные для Вас плюс и минус, для изменения масштаба. Слева вверху радиокнопки для перевода опций с самолёта на диспетчерский пункт. И наконец основное, опции: ШИРОТА и ДОЛГОТА, естественно координаты местонахождения объекта. Следующая — ВЫСОТА. Высота над уровнем мирового океана, точки в самолёте где измеряется давление воздуха для альтиметра. В нашем примере +21 Это значит, что эта высота объекта находящегося выше уровня моря. Если ниже то перед цифрой будет стоять минус! Такое возможно! Четыре аэропорта в Нидерландах находятся ниже уровня мирового океана. Ниже всех аэропорт в Роттердаме -4,5 метра. Остальные две опции, — КУРС и СКОРОСТЬ. Вы можете вручную изменить цифорки и через ОК самолёт окажется в нужном месте, на высоте и на курсе. Если карта находится в режиме мелкого масштаба и на карте кроме точек обозначающих аэропорты ничего нет, то подведя указатель мышки Вы увидите подсказку как на рис5а. Здесь, на подсказке EGLС — код ICAO, контора занимающаяся мировым порядком, самолётным естественно. Высота порта 17 футов, длина ВПП 1195 м. По коду определяем, что это Лондон-Сити. Аналогично на рис6. для Швейцарского участка. Начальная точка город Сьон LSGS, поворот на курс военная база LSMC. Левее Сьона зелёная полоска в вид уголка — долина реки Рона, заканчивающаяся у Женевского озера.

   Ну и последнее! Вы можете потренировать свою наблюдательность, память, умение ориентироваться на местности с помощью следующих действий... Как мною уже говорилось Вы можете посмотреть самолёты как стоящие в аэропортах так и летящие! Естественно взлетающие и приземляющиеся. Какова задача? Когда самолёт летит, то при приближении к аэропорту назначения он начинает снижаться, что можно определить по подсказке вблизи наблюдаемого самолёта. На подсказке по очереди высвечиваются: тип самолёта, его бортовой номер, расстояние до объекта и высота в футах. Кроме того при подлёте Вы видите какие-то ориентиры, а также на какую ВПП самолёт приземляется (взлетает)!? Есть ли другие ВПП и какие (цифры)? Сравнивая все собранные данные с теми, что на карте попытайтесь найти такой аэропорт и далее проверить, послав туда Вашу Цессну. А с высоты попытаться узнать, те же ориентиры... Определив где находится видимый Вами самолёт, с помощью карты послать туда свою Цессну. И не только увидеть вновь самолёт, но и похулиганить, — пойти на таран! Если конечно догоните?.. Для такого существует стрекозёл, — EXTRA Рис7а. У него скорость 370 км/час. В то время как самая быстроходная модель Цессны 324 км/час. Вдобавок ещё и неповоротливый! А EXNRA спортивный самолёт.

   Есть мнение, что каждый пилот это знает, а коль скоро вы собираетесь стать пилотом, вы тоже должны знать это: взлетать не обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ!

   И на прощание мне лишь остаётся пожелать Вам счастливого пути! Приятных полётов!