Twitter - это тоже жизнь. Чуть-чуть о музыке

Игорь Рассказов
Чуть-чуть о музыке.

Не будем лукавить, господа-товарищи, и признаем, что лучшие песенные времена остались в нашем с вами прошлом. Этому есть несколько причин. Во-первых, мы изменились, и потребность в музыкальном наполнении пространства вокруг нас заметно сдала свои позиции. Во-вторых, массовое сливание на нас пресловутого «формата» обогатило одних и сделало нищими других. В-третьих, этот самый «формат» вытащил на свет из всевозможных чуланов такое количество непонятных композиторов и авторов текстов, что до сих пор не знаем, что со всеми ими теперь делать. В-четвёртых, песни, к примеру, сегодня пишутся всё больше для отдельных исполнителей, которые просто на этом делают деньги, а мы слушаем и хлопаем в ладоши. А зачем мы это делаем, если ни уму, ни сердцу?
Конечно, есть ещё и другие причины, которые все вместе и привели песенный жанр к упадку. Да, техническое музыкальное оснащение сегодня бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды. Я о том, что сделанные аранжировки на подобном оборудовании намного интереснее самого песенного материала. Раньше мы слушали песни, а сегодня треки.
А как вам такое выражение: «Новый проект»... Звучит? Вот-вот, будто речь идёт о строительстве объекта. А сколько амбиций у модных авторов, которыми нашпигован сегодняшний эфир? Взять хотя бы то, как Максим Фадеев с Тимати замахнулись на то, чтобы с ног на голову поставить песенный жанр у нас в стране. Собственно, с этим можно ещё и ужиться, а тем более ребятам надо чем-то себя занять. Нет, так-то задумка у них нормальная, да только до сих пор что-то не получается никак. Во-первых,  и Фадеев, и Тимати и есть те самые, кто усердно кланяются пресловутому «формату», а теперь вон как запели… Во-вторых, их затея – это интрига чистой воды, а поэтом я сомневаюсь в положительном результате. И, в-третьих, мути поднимется изрядно после их этой инициативы. Да, у Максима Фадеева были удачные композиции и проекты. Они узнаваемы, а иногда даже слишком. Ну, это привычное дело, когда музыкой зарабатывают себе на жизнь. Вот о Тимотти этого не скажешь, а значит, всё это пустое и не надо потирать руки от удовольствия. Это я к тому, что талант таланту рознь и чтобы суметь что-то там поставить с ног на голову, а тем более в нашей стране, мало того, что они имеют у себя за плечами.
Кстати, к их, так сказать трекам я отношусь с пониманием, ибо, если слушать их музыку редко, то можно даже временами скучать, к примеру, по этническим мотивам того же самого Максима Фадеева, которые кочуют из одного проекта в другой. Понятное дело, что этого его фишка и тут не надо кривить губы, поскольку это действительно так. И потом, есть куда хуже авторы, которые почему-то считаются модными.
Я тут как-то нащупал одну программу по телевизору. Ага, там ещё так классно за кадром высокооплачиваемый работник ТВ вещал, мол, они порвали Интернет. Там  ещё речь шла о новых «звёздах», которые за свои опусы получили в «мировой паутине» наибольшее количество лайков. Ну, решил посмотреть. Меня хватило ровно на четыре минуты. Почему? Так не моё подобное и у меня, к счастью есть право выбора: или этот суррогат, или что-то более стоящее. Кстати, и Тимати, и Максим Фадеев с этими, которые что-то там порвали, несмотря на все свои минусы, всё же звучат профессиональней. Этим новобранцам-скороспелкам из Интернета ещё топать и топать до своего «звёздного олимпа». Ага, и даже если доковыляют, не факт, что им удастся туда вскарабкаться. В любом случае будет интересно на них посмотреть лет через десять.
Теперь о расплодившихся студиях, где пачками рождаются сегодняшние треки. Мне как-то удалось поработать со звукооператором группы «Ласковый май». К тому времени от этого проекта остались только пух и перья. У меня намечалась  поездка в Израиль с детским коллективом, и надо было прописать пару фонограмм в студии одного бизнесмена. Созвонились, и за считанные часы работа была сделана. Это я к тому, что, когда в студии работают двое и один из них владеет игрой на музыкальных инструментах и чётко себе представляет, что и как должно звучать, а другой отвечает за работу оборудования, не имеет смысла насиживать себе геморрой, высасывая из пальца аранжировку. Собственно, мой пример тому доказательство: я набрасывал музыкальный материал, а звукооператор крутил ручками на микшере. Тут мы с ним спелись без предисловий.
А вот другой пример. Это произошло чуть раньше: меня пригласили в столицу на съёмку музыкальной передачи-конкурса: «Золотой ключик». Предварительно отослал кассету с детскими песнями, которые планировались к съёмке. И вот я и маленькая моя исполнительница оказались на месте. Всем этим проектом занимался Владимир Маркин и его команда, прославившаяся в своё время хитом, где пелось так, мол, я готов целовать песок, по которому ты ходила. Так вот, когда они показали сделанную ими аранжировку, я остолбенел, поскольку из джазовой композиции они родили безликую попсовую зарисовку. Поинтересовался у тамошних звукачей, что они заканчивали. К моему удивлению ни у одного из них не было музыкального образования. Ага, половину аккордов они вообще не услышали и со свингом, судя по всему, дружбу никогда не водили. Пришлось включаться в работу, и прямо по ходу съёмок передачи привёл в порядок то, что должно было звучать на самом деле. Кстати, и Евгений Крылатов, и ныне уже покойный Владимир Шаинский с интересом отнеслись к нашему номеру. Нас ещё тогда пригласили в несколько передач и на джазовый детский фестиваль в город Люберцы.
Это ещё раз доказывает правоту моей точки зрения в то, что мало разбираться в современном оборудовании, надо ещё дружить с музыкой. Кстати, оцифровщиков звука сегодня хватает и даже встречаются такие самородки, что сердце радуется за них. Конечно, иногда они тяготеют к сочинительству и тогда… И тогда мы получаем то, что получается у них.
Ну, я остановлюсь на наших местных умельцах, поскольку они мне как-то более близки и понятны. Есть студии звукозаписи, где прекрасно пишут живой звук. Таких точек у нас несколько и между ними уже есть своя конкуренция. Всё решает только ценовая политика. А вот специалистов работающих с аранжировками с нуля не так уж и много. Конечно, я не беру во внимание тех «специалистов», которые играют только двумя пальцами на музыкальных инструментах, а то и вообще одним. Этих полно и даже что-то у них там получается на уровне… детского сада. Понятное дело, что они себя позиционируют с уже состоявшимися «специалистами» и в спорах пальцы в рот им не клади. Ага, отхватят руку по самый локоть, поскольку они уже в теме и им наплевать на какую-то там теорию музыки. У этих «мастеров» пишутся те, кому надо быстро и дёшево. Ну, а чего тут развозить, когда три-четыре аккорда и ты уже вроде как в звуке. О содержании их «треков» промолчу, а об уровне их исполнения лучше взять паузу. Это будет полезнее и для дела, и для настроения.
Одно время я записывал исполнителей музыки в стиле «рэп». Примерно одиннадцать команд по вечерам осаждали мою студию. И вот однажды я им отказал всем сразу. Во-первых, пошли тексты с фривольными оборотами. Во-вторых, исполнение было таким ужасным, что я конкретно стал задумываться о своём здоровье. И, в-третьих, они не хотели меняться в лучшую сторону. Ага, такое топтание в собственном… Ну, вы меня поняли. Кстати, никто из них до сегодняшних дней не преуспел в творчестве. Что это случайность или закономерность?
Недавно на одном из форумов в «мировой паутине» подняли тему, мол, насколько надо дружить с нотной грамотой, чтобы сочинять музыку. Мой ответ такой: «Надо». Приплюсуйте сюда музыкальные навыки и опыт работы в области музыки. Есть масса интересных предметов: теория музыки, сольфеджио, гармония, композиция, аранжировка, полифония… Изучая их, можно многого узнать интересного. И вот это: ещё никому знания не были в тягость.
Конечно, хочется быстро и чтобы обязательно срубить бабло, как сегодня говорят. Но дело в том, что это неправильно и как показывает практика: без знаний дорога окажется долгой и ведущей непонятно куда. Да, можно угадать и даже попасть в тему, а потом всё равно придётся учиться. Лучше сразу этим заняться – меньше времени уйдёт на изобретение непонятно чего.
Или вот ещё одна тема, когда нахватавшись азов из области музыки, молодые исполнители начинают сбиваться в такие кучки именуемые группами. У меня в прошлом году был горький опыт с подобными коллективами, после которых я перестал экспериментировать в этом направлении: распустил сразу три команды. Думаю, что это будет им хорошим уроком, ибо с музыкой так: или ты её не слышишь, или ей не до тебя. И как результат этого: их просто больше нет. Вопрос: «И ради чего тратить время на таких особей, если у них отсутствует способность учиться у старшего поколения?» Это всё равно, если бы они задались целью, в который уже раз засесть за изобретение колеса. Не рационально, господа-товарищи.
Казалось бы, с творчеством у нас терпимо, но настоящих авторов-исполнителей катастрофически не хватает. Объяснение одно: нет на всё подобное времени. И дело не в затратах. Тут надо отметить следующее, что всё подобное ещё как-то можно раскрутить в столице или в Питере, а на месте никому нет дела до подобного.
Я уже более 35 лет занимаюсь музыкой и это без учёта годов обучения. Со своей колокольни сужу редко, но всегда попадаю в глаз местным чиновникам, за что они мне и «благодарны», ибо какую тему не подними, а воз и ныне там. Взять хотя бы тему о рок-клубе, который с 1992 года всё никак не могут организовать у нас в городе. С одной стороны я их понимаю, ибо дело это затратное, а с другой… Вот-вот, лучше бы они вообще в эту тему не совались. Нехорошо заигрывать с подрастающим поколением с помощью обещаний, а тем более невыполнимых.
На днях в Интернете почитал об истории возникновения и развития рок-музыки в нашей области. Много противоречивой информации и, тем не менее, что-то пытаются ребята делать. Собственно, и группы местные иногда удачно выступают и есть хорошие исполнители. Одно меня беспокоит: надолго ли их хватит? Время же бежит только в одну сторону.