Ягала

Олег Виноградов 60
         

   ( 1. Jagala juga – водопад в Эстонии. Интересен тем, что в зависимости от освещения падающая с высоты 8 метров вода может менять свой цвет.
   2. В 1942-1943 годах так именовался расположенный поблизости концлагерь ).

                I.
                1960 г.   Виннипег, Канада.

- Бабушка, а кто такие фашисты?
- …
- А наш дедушка – фашист?
- ...
- Дяди с фотоаппаратами, которые у наших ворот стоят.
- …
- Хорошо. Я больше не буду с ними разговаривать. А мы с тобой в кино пойдём?
- …
- Я люблю тебя, бабушка. И дедушку. Спокойной ночи.



- Бабушка, а фашисты и эсэсовцы – это разные люди?
- …
- Я с ними не разговаривала. Я стояла и молчала, они сами говорили.
- …
- Бабушка, а наш дед работал в СС?
- …
- А что он там делал?
- …
- Охранял? Каких плохих людей?
- …
- А кто такие коммунисты?
- …
- А цыгане?
- …
- А зачем они детей крадут?
- …
- А евреи, что, все плохие? И девочка Сара, что живёт рядом с нами, - тоже плохая?
- …
- А от кого он их охранял?
- …
- Бабушка, вот сейчас у деда мастерская. Он там машины ремонтирует. А что, в этой Эстонии машин не было?
- …
- А почему он их не ремонтировал?
- …
- Бабушка, а ты мне сказку на ночь расскажешь? Про Микки Мауса?
- …
- Я люблю тебя, бабушка. Спокойной ночи.



- Бабушка, а мисс Джонсон и мистер Смит сказали, что наш дедушка – хороший человек. Он всегда очень хорошо ремонтирует машины. А работа в СС – это ничего страшного. Это просто работа. Как мороженое продавать в магазине. Или в полиции работать.
- …
- Спокойной ночи, бабушка. Я люблю тебя.
- …
- И дедушку тоже.



- Бабушка, а эсэсовцы в людей стреляли?
- …
- Только во врагов? Значит, и враги в них стреляли?
- …
- И цыгане?
- …
- И плохие евреи?
- …
- А дед в них тоже стрелял?
- …
- А кто такой комендант лагеря?
- …
- А если дед был директором всего лагеря, зачем он сам стрелял во врагов? Мог бы сказать своим рабочим, или солдатам, а сам бы в кабинете сидел.
- …
- Спокойной ночи, бабушка.



- Бабушка, а в том лагере были дети?
- …
- Ну в котором дед директором был.
- …
- А если бы я была в том лагере, меня бы тоже убили?
- …
- А мне дяди… ну,.. те, что с фотоаппаратами возле нашего дома,.. показывали фотографии маленьких детей, убитых в этом лагере. Эти дети тоже враги были?
- …
- Нет! Эти дяди не плохие! Они мне мишку подарили!
- …
- Вот этого мишку! Он умеет плакать и песни петь! Вот смотри: нажимаешь ему на животик, и он плачет. А сейчас будет песню петь. «Не убивааай меня! Не убивааай меня!»
- …
- Не трогай! Отдай моего мишку! Отдай! Не выбрасывай его! Бабушка! Зачем ты его выбросила? Ты плохая! Ты фашистка, фашистка! Я тебя не люблю! Уходи! Ты фашистка! А-а-а-а-а!



                II.
   На следующий день они помирились. Бабушка сходила в магазин и вместо выброшенного мишки купила куклу. Кукла тоже умела петь. Только пела она другую песню: «Я люблю тебя, я люблю тебя, моя дорогая!» И ещё кукла умела смеяться.
   Вечером они даже сходили вдвоём в кино.
   А сейчас, пока внучка играла в своей комнате, женщина готовила ужин.
   На душе у неё было неспокойно. Ещё две недели назад всё шло тихо и размеренно. Пока возле дома не появились эти проклятые журналисты. Откуда только они узнали, что её муж служил в СС? Да ещё был комендантом лагеря "Ягала"? А потом в газетах стали появляться статьи, одна за другой. Эти писаки напридумали всяких ужасов: и что её Александер сам расстреливал людей, и что он был «чемпионом лагеря по меткой стрельбе» - это когда еврейских или цыганских детей подбрасывали в воздух, и надо было попасть в голову ребёнку, - и что он насиловал малолетних евреек, угрожая им, что расстреляет родителей, а потом всё равно убивал – и девочку, и её родных. Врут они всё! Не мог Александер Лаак, её муж, такое делать! Он бы обязательно рассказал ей всё! Обязательно! Ведь она – его жена! В одной газете пишут, что в его лагере убили три тысячи человек, в другой – десять тысяч. Договорились бы вначале, а то всё врут и врут! И внучку настраивают против деда. Бога на них нет! Да ещё в последние дни три молодых еврея всё время крутятся возле дома. Что им надо?
   - Анна! – позвала она внучку. – Сходи за дедушкой, он, наверное, опять в сарае со своими железками ковыряется, зови его ужинать.
   Внучка убежала.
   Женщина посмотрела в окно. Показалось или нет? Вроде три неясных  тени метнулись к воротам. Да нет, тихо всё.
   Она стала накрывать на стол. Привычное занятие отодвинуло тяжёлые мысли на задний план. Даже почудилось, что всё вернулось на две недели назад: муж, внучка, семейный ужин…
   Дверь распахнулась.
   На пороге стояла внучка с расширенными от ужаса глазами:
   - Бабушка! Бабушка! А почему наш дед в сарае висит?



                III.
                2010 г. Таллин, Эстония.

   Ну вот и всё, Домашние дела закончены, можно перед сном немного отдохнуть – посмотреть телевизор с дочкой и зятем или поболтать с внуком-первоклассником.
   Женщина ненадолго задержалась возле зеркала, поправила причёску. Она подумала о том, что всё ещё привлекательна, что до сих пор ловит заинтересованные взгляды мужчин, что никто не даст ей пятьдесят с лишним лет. Пятьдесят…
   Одно из первых воспоминаний детства… Ровно пятьдесят лет назад она зашла в тёмный сарай, включила свет и увидела висящего деда. Анна помнила его неправильно повёрнутую голову, валяющуюся рядом табуретку и даже свой вопрос:
   - Бабушка, а почему наш дед висит?
   Официальная версия – самоубийство. Потом, много лет спустя, выяснилось, что к смерти деда приложила руку еврейская организация «Мстители», которая убивала бывших эсэсовцев. С тех пор она ненавидела евреев.
   Ей с бабушкой пришлось уехать в другой город. Там Анна выросла, вышла замуж, родила дочь. Счастье, правда, длилось недолго. Ушла из жизни бабушка, следом – муж.
   В начале 2000-х дочь, узнав про свои прибалтийские корни, уговорила съездить в Эстонию. Там девушка влюбилась, вышла замуж. Зять попался хороший, держит авторемонтную мастерскую. Сына назвали Александер, как прадеда.
   Женщина усмехнулась: «Вот и вся жизнь. Пятьдесят лет – а уместилась в пять строчек». Она тяжело вздохнула, ещё раз поправила причёску и направилась к внуку.
   Мальчик читал в кровати. Увидев бабушку, он закрыл книгу:
   - Баба Анна! А кто такие эсэсовцы?
   «50 лет назад я тоже задавала такой вопрос», - пронеслось в голове у женщины, и тут же всплыла картинка: тёмный сарай, она включает свет, висящий дед…
   - Эсэсовцы? Ну… это люди, которые боролись с большевиками. Кстати, мой дедушка, твой прапрадед, тоже работал в СС. Он даже был начальником лагеря.
   - Вау! Значит, мой пра…пра… как его там?.. дед, короче, был герой? – У мальчика загорелись глаза, он даже сел в своей кровати.
   - Герой, герой, - женщина чуть улыбнулась. – Ты только спи.
   - Класс! Надо будет завтра в школе всем рассказать.
   - Спокойной ночи, - она поцеловала внука и поправила одеяло.
   - Спокойной ночи! Я люблю тебя, бабушка!
   
   Женщина вернулась в свою комнату, протянула руку к выключателю и замерла.  «Герой,.. - вспомнила она слова внука. – Знал бы ты, что о нём писали канадские газеты…»

   Память - штука тёмная...
   Вот уже пятьдесят лет Анна каждый день боролась с собой, боясь зажечь свет и увидеть висящего деда.

   P.S. В 2011 году эстонская организация «Memento» (аналог российского «Мемориала») включила Александера Лаака в список «лиц, ставших жертвами советской оккупации».