Три стамбульских дня было у меня. Часть 7

Шестакова Евгения
Дворец Топкапы.  Часть 2

В кассах, простояв минут пять  в очереди, мы  купили билеты. Они обошлись так же, примерно по 12 долларов.

И при покупке билетов я увидела надпись, что павильон с сокровищами на ремонте и никаких вам, дорогие туристов, алмазов - бриллиантов.

Знаете, тут и закралась мысль, что нет во дворце Топкапы никакого Голубого бриллианта. Все это сказки для привлечения туристов.

А вокруг нас - яркая и сочная стамбульская осень! И такое, невероятно глубокое синее небо! Как же это радовало!

От касс мы идем сразу к очень красивым воротам.  Называются они Ворота Приветствия или Баб-юс Селям. Через них мы попадаем во второй двор.
 
Второй двор служил для государственных нужд, если говорить современным языком.  Во второй двор на коне мог проезжать только султан. Все остальные в обязательном порядке должны были спешиваться.

Когда вы попадаете во второй двор, то сначала не понимаете,  куда именно идти. Несколько дорожек расходятся в разные стороны.  Знаете, вот тут бы очень пригодился гид на самом деле. Но нам никто услуги гида в этом дворце не предлагал. Второй двор засажен деревьями, тут очень красиво. Но вот мы, например, две балбески, пропустили вход в гарем. Хотя билет купили общий – и на дворец, и на гарем. Меня заклинило на этом голубом бриллианте. *улыбка*.
Значит, придется лететь в Стамбул на следующий год.  Гарем то неосмотренным остался. *улыбка*. И это я поняла только вот сейчас.

Во втором дворе находились обширные кухни, Зал для заседаний министров или Зал Дивана или Диван-и Хумайюн. Название «Диван» нам хорошо знакомо. В Индии, во дворцах могольских императоров встречаются несколько таких Диванов. Отсюда же можно попасть в гарем, и к конюшням. И дойти до следующих ворот.
В те далекие времена среди роскошных деревьев и пальм Второго двора расхаживали павлины, козы, лани. Честно говоря, павлинов можно было бы выпустить и сейчас. Они бы тут очень органично смотрелись.

В исторических документах отмечается, что прибывавшие в этот двор иностранные послы и другие люди удивлялись необычайной тишине этого двора. Иногда проходили обширные церемонии, в которых принимало участи до 10 000 человек.

Продолжаем про Второй двор. В самом углу двора, если ворота остались за спиной, то слева, у  стены находятся конюшни, небольшая мечеть и хамам.  А мы идем прямо и среди кипарисов и  листвы раскидистых деревьев,  еще издали видим высокую башню. Это Башня Справедливости, самое высокое строение  дворца Топкапы.  На противоположной стороне, справа от нас  находятся длинные помещения кухонь.

В Стамбуле  закутанных во все черное женщин,   я встречала гораздо реже, чем в той же Женеве. И в Стамбуле большое количество женщин ходит вообще без платков.
В путеводителе написано, что во втором дворе находится выставка султанских карет. Но ее мы не нашли. Карет не было.

Многие из карет, которые мы могли бы увидеть, были подарены османским правителям иностранными послами и европейскими правителями.

Обширную коллекцию королевских карет мы видели в индийском городе Джайпур, в Городском дворце.  Но и на османскую коллекцию я была бы не прочь посмотреть.
До  Башни Справедливости мы дошли. Теперь идем искать кухни.  Они отделены от общего двора какими-то строениями. Кухни – это отдельный городок. Если вы увидели огромные куполообразные трубы – вам туда. Купола служили вытяжками, потому что  на кухнях день и ночь одновременно работало до тысячи (!!!) поваров. Помещения кухонь проектировал и строил знаменитый турецкий архитектор тех времен Синан. 

Сейчас часть кухонь заняты под кухонный музей и музей фарфора. Говорят, что это третья самая большая коллекция в мире японского и китайского фарфора. В ней около 10 700 предметов. Но мы туда не попали. Все было закрыто. Наверное, на реставрацию.

Вообще, мне казалось, что половина из того, что можно было бы увидеть во дворце Топкапы – было закрыто.  А в кухонном музее можно было бы увидеть старинную утварь (никак не могла вспомнить это слово. На ум приходило только слово «рухлядь») и большие котлы. В таких музеях я была уже не раз, поэтому не особо расстроилась. Большую коллекцию королевского фарфора я видела в музее во дворце Хофбург в Вене.

А мы направляемся к Вратам Счастья или Вратам Белых Евнухов. Кстати, евнухи в гареме были в основном черными. Мальчиков ловили в  Судане и кастрировали. Считалось, что именно черные дети лучше переносят кастрацию и быстрее выздоравливают после нее. Ну и если у кого-то из них все равно осталась способность делать с дамами тыдын - тыдын, черных детей невозможно было преподнести султану, как его собственных. А вот в Индии гаремы охраняли огромные, вооруженные до зубов женщины - узбечки.

Ворота счастья ведут в Третий двор. Часто в их тени султан разбирал государственные дела и принимал посетителей. Так же, перед ними проходила церемония вступления на престол нового султана, принятия подношений по случаю религиозных праздников, объявления о даровании званий. Наверное, это все делалось летом, когда в помещениях было жарко и душно. Тут я не заметила таких просторных, продуваемых всеми ветрами залов, которые создавали летом естественную прохладу, как во дворцах мусульманских правителей в Индии.
 
Во Втором дворе и в Третьем находятся несколько музеев. Но во всех нельзя фотографировать. Мне понравился небольшой музей мусульманских святынь. Он в одной из мечетей. Там и огромные, древние Кораны и утварь пророка, одежда важных для мусульман святых, волоски из бороды пророка и тд.

Эти помещения называются  Священные Комнаты Сохранности. Они все отделаны знаменитой расписной плиткой. Из путеводителя - Когда во дворце  жили султаны, эти комнаты были открыты только один раз в год, так чтобы императорская семья могла воздать должное памяти о Пророке в 15-й день святого месяца Рамазана.

Изначально это был «Дворец султанов» или   «Сарай Джедит-и-Амирэ». "Топкапы"-  это название пришло гораздо позже.

После Священных Комнат Сохранности мы зашли еще в одно помещение, в Тайную Палату.  В ней размещается выставка портретов 36 султанов.

Говорят, что дворец Топкапы своими размерами в два раза превышает Ватикан.
Мое внимание привлекли странные деревья, у которых внутри, ближе к земле, в стволах были такие огромные расщелины.

Были времена, когда во дворце Тапкапы проживало до 50 000 человек одновременно. А ведь изначально этот дворец строился просто, как правительственное учреждение. Но в 16 веке Сулейман Великолепный начал активную застройку этой местности, предварительно перенеся сюда гарем. Вот – все началось с баб! *улыбка*.

Знаменитая плитка, которой славится дворец Топкапы,  не только находится внутри помещений, где снимать запрещено, но и есть пара мест, где ее можно увидеть снаружи. Ею отделаны некоторые небольшие помещения.  Наверное, для тех времен это было какая-то новая технология, создавались ранее не виданные шедевры.

Сейчас мы уже в Третьем дворе, ближе к левой стороне. А с правой, находится та самая сокровищница, которая была закрыта на ремонт. Называется она Эндерун Хазинеси.

Если бы она была открыта, мы бы увидели большую коллекцию золотых султанских тронов, «Алмаз Кашикчи» Или Голубой Бриллиант и известный «Кинжал Топкапы», меч Сулеймана Великолепного.
 
На  рукоятке Кинжала Топкапы три огромных изумруда, а также  же 86 - каратный бриллиант в форме слезы, окруженный десятками камней поменьше. Это — пятый по величине бриллиант в мире.

Само здание раньше было одним из Залов Приемов.  Построено оно довольно давно, во времена Султана Мехмета Завоевателя в 1460 году.
 
Самое интересное -  узнать о том, что открыто во дворце, а что закрыто, можно только перед покупкой билетов. На стене висит огромный  список всех помещений и указано, что открыто, что закрыто. Причем, на стоимости билета это никак не отражается.

 Что еще есть в Третьем дворе? Библиотека Султана Ахмета Третьего, которая тоже была закрыта. Палата Пажей, в которой хранится большая коллекция нарядов султанов. И большая дворцовая библиотека (тоже закрытая), которая располагается в здании бывшей мечети Агалар.

Третий двор красивый, в нем растет много пальм, деревьев, разбиты шикарные цветочные клумбы. И везде бегают весьма упитанные котики, которых никто не гоняет.

Направляемся к переходу в Четвертый двор. Здесь мы зашли еще в пару музеев. Везде внутри фотографировать запрещено.

В Четвертый двор мы перешли незаметно. Здесь нет никаких массивных входных ворот и мощных стен. Кажется, что это милый, уютный уголок, где просто приятно находится.

Двор называется Софа-и Хюмайун.

Здесь жил и создавал свои лекарства Главный лекарь в небольшой башне. Тут есть мечеть Софы, деревянный павильон Софы, летний дворец одного из султанов, и еще несколько небольших дворцов, беседок, мраморных террас,  и весьма любопытных павильонов. Все здания небольшие и достаточно компактно расположены на небольшом участке.

А какой тут открывается вид на Босфор и мыс Золотой Рог!

Опять "на воле" нам попадается знаменитая турецкая плитка.
Время было ближе к пяти вечера,  и часть двора была в тени. Для фотографий не хватало света.

Весной в этом дворе, перед зданием цветут  разноцветные тюльпаны. Потом их заменяют розы. Сейчас, в ноябре, честно говоря, цветник находился в плачевном состоянии.

Часть павильонов закрыта, но в некоторые можно спокойно зайти и осмотреться.
Правда, опять же, не хватает света. Внутри нет ламп, весь свет только естественный из окон.

В небольшом  павильоне для обрезания роскошная плитка. Тут все стены  до потолка  в изразцах. И потолок тоже выложен красивой плиткой.  В некоторых павильонах осталась часть плитки с 16 века.  Эта часть дворца Топкапы мне понравилась больше всего.

Тем, кто  знает английский, проще.   Почти возле каждого павильона есть информационный щит,   можно прочитать интересные факты про комнаты и павильоны.
Жалко, что фонтаны не работали. В них дралась стая ворон.

Мыс Золотой Рог от нас находится слева, Босфор от нас справа.

Стоишь  тут и думаешь, как же хорошо, как же красиво и не хочется никуда уходить.

Тепло, мягкое закатное солнце, а в Алма-Ате сугробы по пояс и морозы.
Давайте постоим тут еще...

Наверное, не зря султаны выбрали это место для своей беседки с названием Ифтарийе для ужинов во время Священного месяца Рамазана. У беседки очень красивая крыша.

Слева от нас - стена гарема. Я вообще не понимаю, как мы про него забыли?
Еще один павильон, который был открыт, это Багдадский павильон или Летний дворец Багдат.
 
Павильоны все практически без мебели. Только, кажется, в обрезательном стояла пара низких диванчиков.

Этот павильон – дворец больше остальных. В нем и красиво, и светло. И неповторимые потолки!

Одна комната очень схожа с одной из мечетей, в которых нельзя фотографировать. Там нельзя, тут можно. Вообще, знаете, мечеть с такой плиткой смотрится очень необычно. Меня не покидало ощущение, что я в бане. *улыбка*.

Камин? Но дворец то летний...

Какой-то павильон мне напомнил мусульманские дворцы в Индии, в Джайпуре и их зеркальные павильоны, в которых все  стены выложены зеркальными кусочками плитки. Только тут перламутровые "пуговицы", а там зеркальные
Пора уходить из этой части дворца Топкапы. Вроде мы уже все осмотрели.
Проходим еще один павильон, называемый «киоском» и узнаем, что тут хранились тюрбаны одного из правителей Османской империи. Меня больше заинтересовали "скрученные" стволы деревьев.

И про каменный трон, одиноко стоящий за стеклянной стенкой,  все написано на информационной табличке.

А мы двигаемся в сторону Босфора.
 
Просто стоим и наблюдаем за неторопливыми баржами и быстрыми корабликами.
Хорошо, смотреть на море всегда хорошо. Не хочется никуда уходить...

В этой части Четвертого двора много людей, особенно там, где видно воду. Все просто сидят и смотрят на Босфор…

А вокруг нас осколки исчезнувших империй... Подходить близко к развалинам  нельзя, все огорожено ленточками.

Стремительно вечереет...Мимо нас проходит добрый и симпатичный  турецкий котик.
И еще один павильон \ киоск \ дворец. *улыбка*. Названий много - смысл один.
Идем  в сторону выхода. И никто из нас не вспомнил про гарем. *грустная улыбка*.
Деревья с пещерами внутри  растут по всему дворцу. Я такого вообще нигде не видела.

Видим большой саркофаг явно римских времен. Что он тут делает во дворе - не понятно.

Последний взгляд на Церковь Святой Ирины…