После катастрофы

Ада Бабич
      27 апреля 1986 года раздаётся звонок. Поднимаю трубку телефона.  Взволнованный, тревожный голос приятельницы Тамары Яковлевны- врача с  онкодиспансера:
- Прошу тебя,  детей на улицу не выводи, а если необходимо выйти- накинь плащики на них, после прогулки тщательно искупай , а плащи, одежду ,обувь срочно стирай- смывай всякую уличную пыль, и с себя тоже.  Не придумайте на демонстрацию первого мая идти.
  - Господи ! Да, что же случилось?
  - Не могу понять, но приборы на нашей «пушке» зашкалили…
 Первого мая общественный транспорт  остановлен. Раннее утро.  На улице непривычная жара , ни ветерка, и розовая  мгла нависла над нашим западным городом.
 
   Мне необходимо принести мужу , перенёсшему очень серьёзную операцию , куриный бульон. По перекрытым в честь Первого мая улицам пешком идти далеко ,я в кофточке с короткими рукавами, что мне до предупреждения подруги,( может быть её приборы дали сбой ? Врачи мужу не оставили никакой надежды,  и мне теперь совершенно безразлична моя судьба).
   
    Подхожу к центральному входу больницы, вижу, как из пришедших сотрудников формируется колонна для участия в праздничной демонстрации. Дежурный врач  мечется , вырывает плакаты , флаги из рук собравшихся . Громко кричит, матом ругает правительство:
   - Это преступление, понимаете –п р е с т у п л е н и е !
     Почему правительство молчит!?  Вернитесь в помещение!!!
 
    Выходит главный врач и со словами:
   - Нельзя , Борис Иванович, пришьют атисоветчину, никому ещё ничего не ясно.-
   - Что может быть яснее?  Слушал Швецию. Там тревога по всей стране, и к ним пришло радиоактивное  облако.
   
   Так получается - не наша аппаратура вышла из строя, а головы  престарелых правителей страны затормозили…
 
   Вся растревоженная,  зашла в палату. Сидит мой Анатолий на кровати и говорит:

    -Никогда так не было,  с утра не могу от кровати отойти, искры в глазах.
  Не стала его волновать.  Объяснила, что после всего им перенесённого , да  ещё плохие показатели анализов крови, могут давать такой эффект.

   Мне Необходимо было получить от проводницы нашего фирменного поезда «Янтарь» передачу - термос с ампулами вытяжки из черноморских акул. Быстро ушла встречать поезд и лекарство «Катрекс». (Делала всё возможное ,чтобы продлить жизнь  самого близкого для меня человека)
 
    Ещё около двух часов шла пешком по радиоактивным улицам,  добираясь до дома.
 С площади доносилась бравурная музыка маршей…
   
   Второго мая из Кривого Рога получаю телеграмму о смерти моей свекрови.
Анатолий решительно заставил, оставив его, лететь на похороны матери вместе с Володей  (с его средним братом ).
 В тот же день последним самолётом улетели на Украину.
 
   Самолёт посадили в Минске, объявив,  что рейс задерживается на неопределённое время. Ночь коротали в зале ожидания. Решились пройтись по спящему Минску. Шел третий час ночи. По улицам одна за другой шли поливальные машины, а одна из первых  мыльным раствором поливала стены домов.

  Не удержавшись, комментирую :
  - Только посмотри ,с какой тщательностью белорусы осуществляют уборку столицы .
 
   Находясь в зале ожидания - стала прислушиваться к разговорам соседей. Рядом сидели аристократического вида старик с густыми седыми волосами до плеч и его красивая  жена, в лёгкой наколке на  высокой прическе из отдающих голубизной волос.  Они ожидали прилёта сватов, которые , как оказалось позднее, вывозили из опасной зоны маленьких внуков.
  Пожилые соседи  периодически вынимали из портфеля прибор, с тревогой обсуждали показатели.  У них был собственный счётчик Гейгера . Только тут окончательно убедилась, насколько серьёзно случившееся. Пришёл необъяснимый ужас и страх, на некоторое время сковавший меня. Произошло необратимое , страшное событие для многих тысяч людей.
 Детей ,как тревожную эстафету, передали в руки наших соседей для дальнейшей транспортировки их в Москву. 
   
   С рассветом, показав заверенную нотариусом телеграмму, упросила дежурного по аэропорту отправить нас самым первым самолётом, долетающим  до Кривого Рога.   

  Нас с Володей  усадили в транспортный самолёт.
   Небо было безоблачное. Через несколько минут полёта  увидела в иллюминатор  огромное , опасное,  густое розовое облако, скрывающее под собой тогда ещё не  известное зловещее место – ЧЕРНОБЫЛЬ.
Авария на АЭС произошла 26 апреля 1986 года.