Три стамбульских дня было у меня. Часть 5

Шестакова Евгения
Айя София. Собор Святой Софии.  Место, куда хочется вернуться.  Часть 2

После завоевания османами Константинополя, 30 мая 1453 года, султан Мехмед Второй вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. После этого к  зданию были пристроены четыре минарета. Наверное, этот султан был мудрым правителем, ведь он просто мог приказать стереть собор с лица земли.
В храме алтарь был обращен на восток, по канонам христианства. Архитекторам султана пришлось хорошо потрудиться, чтобы перенести михраб в юго-восточный угол здания. По канонам мусульманства, он должен быть обращен к Мекке.
 
Византийские фрески были тщательно заштукатурены. Благодаря этому они и сохранились до наших дней.  А вообще фрески в храме делятся на три периода – 9, 10 и 11 век.

Собор практически не реставрировали до середины 19 века. Лишь, для укрепления стен пристроили к ним контрфорсы. Это такие вертикальные опоры. Контрфорсы и минареты сильно изменили византийский вид Собора Святой Софии.
Мусульманские элементы можно найти в самых неожиданных местах. А какие затейливые рисунки порой можно разглядеть на мраморе колонн. А какие на них капители.
 
Когда в Турецкой Республике отделили церковь от государства, мечеть закрыли и сделали музеем. Произошло это в 1935 году.  В музее оставили элементы мусульманского декора и освободили из-под штукатурки византийские фрески.
Время от времени поднимались голоса то мусульман, то христиан. Одни призывали вернуть мечеть, другие церковь. Но пока все на месте. Музей на месте. *улыбка*.
 Собор Святой Софии является самым посещаемым музеем Стамбула и приносит хороший доход в казну города.

Обязательно побродите  по боковым пределам Собора. Там можно увидеть древние золоченые потолки и не менее древние колонны.

Мусульманская библиотека отделена красивыми решетками, но вход в нее закрыт.
Тут же можно увидеть старую лестницу, которая использовалась для реконструкции Собора давным-давно.

А дальше вы увидите довольно симпатичную вазу. На самом деле это огромный мраморный сосуд, выполненный из цельного куска мрамора. Его предположительно изготовили в 3 веке до нашей эры. И в Айю Софию сосуд привез султан Мурад Третий.

Строительные леса мешали в полной мере насладиться красотой под огромным куполом
Собор Святой Софии не отпускает... Совершенно невозможно заставить себя из него уйти.

Если говорить про исламские достопримечательности, то можно отметить, что довольно хорошо сохранились  алтарь и михраб. Михраб - это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой, которая указывает направление на Мекку.

Мраморный резной минбар (кафедра), находится так же в отличном состоянии. Кафедра была построена  в шестнадцатом веке при султане Мураде Третьем. Туристы могут увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными. Женщины в ложу не допускались. Они находились в другом  месте.

На месте осталась и ложа для муэдзина, которая тоже обращена к Мекке.
Мы уже осмотрели центральную часть, правые пределы, теперь отправились налево. *улыбка*.  И там мы нашли Плачущую колонну.

Если честно, я про нее ничего не помнила с прошлого раза, и если бы не подруга, я бы просто прошла мимо.

Плачущая колонна, это  особая колонна, покрытая медью.  В ней находится небольшое отверстие на уровне человеческого роста. По легенде, если положить палец в отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Мы загадали. *улыбка*. И оно уже отчасти сбылось. Значит, эта штука работает * еще одна улыбка*.

Боковые пределы левой части Собора ничем существенным не отличаются от правой.  Те же колонны, потемневшие потолки. Кажется, что в этой части Собора Святой Софии реставрация особо не велась. Но и здесь можно разглядеть интересные рисунки на мраморе с впечатляющими вставками.

Первый этаж огромного собора мы уже осмотрели, поднимаемся на второй по коридору. И тут вообще погружаешься в «старину далекую»… Древние, отполированные камни под ногами, старинная кладка… Кажется, второй этаж Собора Святой Софии вот же тут, рядом, а пешком по коридору идти очень долго.

Перед мусульманским нашествием храм накопил огромные богатства, одна золотая церковная утварь чего стоила!

Все было безжалостно разграблено османами, двери в церковь выломаны, иконы порублены… Все христиане, которые в тот момент молились в церкви, были убиты.
Где-то в церкви на первом этаже на одной из колонн есть красная полоса, до этого уровня доходила кровь убитых людей турками.

У греков есть предание, или легенда, как кому привычней.

В ней говорится о том, что в тот момент, когда турки ворвались в собор Святой Софии, в нём шла Божественная литургия.  Священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Амвон эта часть храма, в которой читалось священное писание, пелись псалмы и т д. Обычно амвон был богато украшен.

И тогда случилось чудо. Чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника. Он будет пребывать в стене, пока храм не вернут православным.  Тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.

Наконец, мы поднялись на второй этаж, и там нас ждали  шикарные потолки. Второй этаж Собора Святой Софии гораздо лучше освещен, и можно наслаждаться увиденным.
Если бы не было строительных лесов, то из  пары мест на втором этаже можно было увидеть обалденную панораму.

Всем туристам обязательно нужно подняться на второй этаж.  Без этого осмотр Собора не может считаться полным.
 
Тут всем становится понятно, что большие зеленые мусульманские медальоны на самом деле имеют большие размеры.  Так же можно разглядеть купол Собора с его 40 арками и сорока окнами.

Каждый пройденный метр открывает нам что-то удивительное!

На этих колоннах такая  красивая резьба по камню, что он кажется ажурным. Вообще, мне показалось, что  внутри колонн пусто. А на следующей колонне видно,  что  раньше тут  был какой-то крест. От него остались видимые следы.  И опять нас ждут мозаичные потолки.

Еще 5 метров, и  совсем близко можно рассмотреть ангела в шубе. *улыбка*. 
Капители. И опять капители. Такие разные, такие красивые и такие древние!
На втором этаже в Айя Софии кривые мраморные полы, в некоторых местах с конкретными провалами. А вот потолки встречаются не только с золотой мозаикой, но и с черными мотивами.

Доходим до сохранившихся мозаик. Здесь мы видим Иисуса на троне, держащего Евангелие. На небольшой картине можно увидеть полную версию мозаики. На стене собора сохранилась лишь ее часть. Хотя, на самом деле не понятно, нижняя часть еще находится под штукатуркой или уже утеряна навсегда?

Мозаика относится к более позднему периоду. Это конец 10 века.

Вообще, чем интересны эти мозаики? Тем, что на них изображение не плоское. Кажется, что фигуры как бы выступают из золотого фона.

Многие мозаики этого собора были созданы знаменитым иконописцем Лазарем Константинопольским. Этот человек сильно пострадал во время периода иконоборничества.

К этой мозаике обязательно приводят все экскурсионные группы.

Почти напротив мозаики, на противоположной стене, вернее в полу, мы видим могилу. Ученые предполагают, что тут похоронен венецианец, который был в Константинополе во время Четвертого Крестового похода.

Знаете, индусы - они вообще какие-то странные, в этом я убедилась в очередной раз. Стою,  снимаю на видео  все это великолепие фресок и второго этажа. Какое-то время спустя,  ко мне подбегает индус, радостно сует мне в лицо свой фотоаппарат, и показывает, что он меня сфотографировал. *улыбка*.  Наверное, будет теперь любоваться мой фотографией долгими, зимними индийскими вечерами.
Тут же на втором этаже стоят неповторимые зеленые колонны, которые были привезены из Эфеса.  Люблю турецкий город Эфес, там такие классные развалины!

Про каждую мозаику довольно подробно рассказывают экскурсоводы. Но я уже всего не помню.

Последнее фото на память  возле золотой мозаики и мы идем на выход. Раз мы были в Эфесе, то как ни сфотографироваться с колоннами!

В небольшое окошко на втором этаже Собора Святой Софии видно Голубую мечеть.
Весь этот потрясающий  древний мрамор не отпускает. На одной из колонн выцарапана какая-то интересная буква или знак.  В этот раз мы не нашли одно место, где  на колоннах были нацарапаны скандинавские руны. Вернее, я просто забыла про это. В прошлый раз нам гид их показывал.

Древние - древние двери храма...

А вот и самая большая дверь... Наверное,  ее выломали османские завоеватели во время своего нападения на Собор Святой Софии.

Не забудьте, что на выходе вас ждет  еще фреска. Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом. Фреска находится в пристройке перед входом в храм. Эта часть называется нарвик или притвор. Фреска была создана во время правления Льва Четвертого. В медальонах над сидящим Иисусом Дева Мария и Архангел Михаил.
 
Что написано в Википедии про эту мозаику - Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».

Говорят,  что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию.  В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.

И крест мы тоже заметили только при выходе.

И Колокол, стоящий на полу, возле саркофага одной из жен одного из Императоров Священной Римской Империи. Что он тут делает? Этой информации я не нашла.
Уже, вроде, все осмотрели, но видим  еще одну фреску на выходе из Собора. Императоры Константин и Юстиниан стоят перед Богородицей. Это мозаика была создана в далеком  10 веке. Императоры на ней изображены без бород.  Хотя, по моде того времени, все носили бороды. Один из императоров преподносит в дар Константинополь, второй - Софийский собор.

Ученые говорят, что сюжет этой мозаики взят из античного искусства.
На этой мозаике фигуры так же не кажутся плоскими, тут присутствует объем.
В ней использованы любимые цвета императорского двора - фиолетового, золотого и серебряного.

Дальше мы отправились в баптистерий. Это крестильная комната.  Он находится как бы на улице, но под навесом. Что мы видим - Древнюю крестильную купель и всякие разные вещи, которые были обнаружены во время раскопок и реставрации Собора Святой Софии.

Тут  же можно увидеть и могилы османских правителей, закрытые зелеными полотнищами.

Некоторые вещи в этом портике, который раньше был накрыт куполом, старее, чем собор Айя София.
 
Раньше тут хранилось масло для ламп, но потом, после смерти одного из султанов, тут устроили гробницу.

Как я поняла, сама мраморная ванная и кувшин для масла, который сейчас отгорожен ленточкой, были передвинуты в этот дворик.

Тут же находится и  саркофаг, который первоначально использовали во времена Восточной Римской Империи (5-7 века нашей эры), оттоманы использовали, как фонтан. *улыбка*.  Вот и так бывает!

Ну, вот и все - выходим из Софийского собора
А во дворе можно найти элементы разрушенной древней базилики.