Нужный продукт

Павел Малов-Бойчевский
Рассказ

Из города выехали рано утром, едва порозовело на востоке сумрачное небо. Шофёр Николай Николаевич загрузился на «Малыше»* с вечера, договорился с начальником гаража поставить машину у себя во дворе, – благо жил в собственном доме на Каменке. По пути, на Северном подобрал ответственного за груз, молодого парня с портфелем из крокодиловой кожи. Тот всё время зевал, – не привычно, видно, вставать в этакую рань. Потом закурил. Николай Николаевич поморщился, но смолчал, опустил стекло на двери. Парень не обратил на это внимания. Свежий прохладный ветерок быстро вытянул из кабины голубовато-сизое облачко, немного взбодрил шофёра. Никогда не куривший Николай Николаевич страдальчески вздохнул, представив, какие его ждут муки в поездке. Но что поделаешь, если судьба распорядилась именно так, а не иначе. Бывает и хуже… Лучше уж такой напарник, чем вообще никакого: в дальней поездке по нынешним временам всякое может приключиться… Времена непонятные, лихие. На дорогах неспокойно…
Экспедитор попался молчун, за всю дорогу до поворота на Шахты по новочеркасской трассе только имя назвал: Виктор. Вскоре парня и вовсе укачало – спал, прислонившись к оконному стеклу, подложив под голову кепку. Погода стояла хорошая, сухая. Ранняя осень середины октября вызолотила придорожные лесопосадки, осыпала кое-где кроны деревьев. В пустых полях только ветры гуляли бездомные, заунывно и протяжно посвистывая за окном, гнули к земле придорожный сухой бурьян. Тоска, бесприютность, одичание… Что на душе, что в чистом поле. Включишь радиоприёмник, – всё одно и то же: приватизация… курс доллара… теракт в Дагестане… авиакатастрофа на Кипре… Тьфу – пропасть! Глаза бы ни на что не глядели, уши не слушали. А энтот, малой, – спит, как ни в чём не бывало… Таким нынче – хоть трава не расти… Новое поколение. Молодые волки. Вцепятся зубами в то, что без пригляда лежит – не оторвёшь. Дожились… с той перестройкой! С Горбачёвым да Ёлкиным…
За Шахтами остановились перекусить, передохнуть малость. Николаю Николаевичу куда спешить? Гони не гони – только к утру будешь на месте. Проверено не раз, не впервой на своём Газ-53 с грузом в Воронеж мотаться.
Виктор достал из портфеля «тормозок», не предлагая водителю, принялся за еду. Николай Николаевич, смущённо кашлянув в кулак, подвинул мятую газету со своими домашними припасами к экспедитору:
– Угощайся, Виктор. Нечего нам единолично питаться: дорога общая, значит, и харчи – пополам.
Виктор чуть не поперхнулся куском, виновато стрельнул глазами в шофёра, запоздало пригласил отведать своего… Вскоре снова сыто заурчал мотор, лента побитой по краям шоссейки начала неудержимо наматываться на колёса. Напарник опять молчал, как в рот воды набрал. Впереди показался пост, как это теперь по новому называлось, – ГИБДД. Николай Николаевич снизил скорость до шестидесяти километров, пристроился к процессии автомашин, церемонно и медленно, как на похоронах, проезжающей мимо двух мордатых, откормленных сотрудников с полосатыми жезлами. Один, как и предполагал Николай Николаевич, едва завидев грузовую машину, сейчас же взмахнул жезлом, указал на обочину.
Николай Николаевич, с досадой чертыхнувшись, снизил скорость, свернул с шоссе, протянув немного «газона», остановился. Полез в бардачок за документами. Сотрудник ГИБДД подходить не спешил, лениво разглядывал проезжающие иномарки. Николай Николаевич направился к постовому.
– Что везём? – едва взглянув на водительское удостоверение, техпаспорт и путевой лист, задал самый актуальный вопрос дорожный инспектор.
– Книги, командир, – пытаясь изобразить развязность, с «наклеенной» бодрой улыбочкой на лице ответил Николай Николаевич. Внутренне он сжался, ожидая дальнейших вопросов, зная по опыту, что встреча с блюстителями порядка не сулит ничего хорошего.
– Книги? – презрительно скривился милиционер. Потом, подумав, переспросил: – Дорогие? – В его алчных глазах вспыхнула надежда.
– Нет, детские. Дешёвка, – разочаровал Николай Николаевич. Он заметил, как инспектор сразу «потух», утратив всякий интерес к нему. Хотел было вернуть документы. Подошёл второй сотрудник, вопросительно взглянул на первого. Тот понял его без слов:
– Фигня какая-то… Говорит, что будто бы книги. Для мелкоты… Прямо, непруха с утра… Как бабушка отшептала.
– А не врёт? – с надеждой взглянул второй блюститель на первого.
– Проверь, если хочешь. – Сплюнув на дорогу, инспектор решительно направился навстречу подъезжающей фуре. Вся фигура его моментально преобразилась, в каждом движении тела появилась уверенность удачливого охотника при виде дичи.
Второй милиционер с завистью посмотрел в спину товарища, немного поколебавшись, повернулся к Николаю Николаевичу.
– Что, мужик, досматривать груз будем или сам всё отдашь? – неожиданно нагло сказал страж порядка.
– О чём вы, товарищ капитан? – удивлённо протянул водитель. В глазах его мелькнул испуг, что и нужно было инспектору.
– О книгах твоих, блин… Вдруг ты наркоту в кунге** провозишь или оружие?
– Какое оружие, товарищ капитан? Какая наркота? – Николай Николаевич развёл в растерянности руками. – Проверяйте, если хотите. Нет там ничего, кроме книжек. Вчера на «Малыше» загрузили…
Милиционер прикинул что-то в уме, скептически оглядел водителя. Сплюнул на дорогу, как до этого – его напарник.
– Ладно, что с тебя возьмёшь… с книжника… Сливай пару канистр бензина и мотай с глаз моих, пока добрый.
Через двадцать минут Николай Николаевич, управившись с бензином, уже трогал грузовик от неприветливой, небольшой двухэтажной будки ГИБДД.
– Что-нибудь не в порядке? – с тревогой осведомился Виктор.
– Вот что, экспедитор, – чуть-чуть помявшись, объявил водитель. – Нужно тебе на бензин скинуться… Это шакальё с палочками меня на бензин наказало. А мне в гараже денег – в обрез выдали: аккурат, туда и обратно. Так что, раскошеливайся, брат, не то не доедем.
Осведомившись о сумме, Виктор со вздохом отсчитал наличность. Непредвиденные расходы не радовали.
Под вечер снова остановились на отдых на придорожной стоянке. Там вкривь и вкось застыло несколько рефрижераторов и фур дальнобойщиков, у лесополосы приткнулся небольшой продуктовый ларёк предприимчивого дорожного коммерсанта, неподалёку расположился какой-то левый бензовоз с ценником, косо намалёванном на замасленной картонке. Николай Николаевич взглянул, неопределённо присвистнул, направился разговаривать с продавцом. Виктор вышел поразмяться на свежий воздух. Как из-под земли вынырнул кавказец в импортном адидасовском костюме и новеньких кроссовках фирмы «Саламандра», нахально протянул большую волосатую руку:
– Армэн, бират.
– Что брать? – не понял Виктор.
– Девочка нужен, ара? – не обращая внимания на вопрос, интригующе зашептал Армэн. – Такой сладкий, румяный – просто пэрсик! И не дорого савсем…
– Не. У меня жена дома, – разочаровал сутенёра Виктор.
– Чито визёшь, бират? – без всякого перехода осведомился Армэн и понимающе подмигнул. – Если нужный тавар – оптом вазьму. Ну?
– Книжная продукция, – отмахнулся от назойливого приставалы экспедитор и полез в кабину, давая понять, что разговор окончен.
«Нужный прадукт!» – повторил про себя Армэн услышанную информацию и с радостью заторопился к продовольственному ларьку…
Не успели Николай Николаевич с Виктором отъехать от стоянки, как их начал обгонять хищного чёрного окраса японский джип с тонированными боковыми стёклами. Он прижимал грузовик к обочине, настойчиво сигналил.
– Вот и влипли! – обречённо выдохнул Николай Николаевич. На что-то ещё надеясь, прибавил газу. Встречные машины вынудили нахальный джип перестроиться.
– Может, дотянем до следующего милицейского поста? – обмолвился водитель и с надеждой глянул на Виктора. Тот ответил испуганным, ничего не понимающим взглядом. Николай Николаевич в отчаянии махнул рукой.
– Хотя, что эти, что те – одна шайка-лейка!
Джип позади опять мощно взревел клаксоном, приказывая остановиться, но водитель, оторопев, не реагировал, и тогда прогремели выстрелы. Николай Николаевич почувствовал, как «газон» сразу осел на правую сторону. Задние баллоны лопнули, и он еле удержал руль, чтобы не свалиться в кювет. Застывший на обочине грузовик перегнал крутой джип, затормозил в нескольких метрах. Хлопнув дверцами, из него решительно вышло четверо рослых лысых парней в малиновых пиджаках и один низенький, полный – в кроссовках и спортивном костюме. Виктор узнал в нём Армэна. Шестёркой крутясь вокруг одного из лысых в чёрных очках, видимо главаря, кавказец что-то ему говорил, указывая пальцем на Виктора. Лысый в очках поманил его из кабины:
– Что в кузове? – сухо и угрожающе спросил.
– Детские книги, – невольно содрогнувшись, ответил Виктор. Внутри у него всё похолодело, как будто он соврал.
– Брешет, слышишь… Гаварыл: нужный прадукт, – замахал руками Армэн и хотел ударить Виктора, но главарь остановил.
– Не здесь, ара. – Обратился к вышедшему водителю. – Открой будку.
Николай Николаевич быстро исполнил, что требовали: глазам малиновых пиджаков и Армэна предстали картонные коробки с книгами, которыми был «упакован» весь кузов до потолка. Главарь дал знак. Один из малиновых пиджаков вытащил крайнюю коробку, небрежно рванул упаковку: на землю дождём посыпались красочные книжки-малютки.
Взбешённый главарь повернулся к Армэну, который моментально как бы уменьшился в габаритах, весь сжался и поскучнел.
– Где твой нужный продукт, ара? Где твоя электроника?
– Бил электроника, кампютэр бил – сам видел, – испуганно и виновато забегал чёрными маслинами глаз Армэн. – Наверно, машина другой бил. Перепутал я, ара… Там, на стаянка ищё адын машина бил, абратна на Шахта паехал…
– Козёл, бля! – резкий и сильный удар кулака сбил завравшегося кавказца на пыльную обочину. Главарь вытащил из кармана белоснежный носовой платок, брезгливо вытер забрызганную чужой кровью руку, бросил платок на землю.
Защёлкали замками двери джипа, банда расселась по своим местам. Последним –   побитой собакой Армэн, утирая подобранным платком кровь с разбитого лица. Хищно взревел мощный движок «японца».
Николай Николаевич, встрепенувшись, подбежал к передней двери джипа.
– Эй, гражданин хороший, а мы как же? Пропадать нам теперь на дороге? На пробитых колёсах никуда не уедешь, а запаска у меня только одна!
Из приоткрытой форточки показалась белая холёная рука, унизанная золотыми перстнями, в замысловатых «зоновских» наколках, небрежно скомкав, обронила на дорогу какую-то бумажку. Через минуту джипа пропал и след. Николай Николаевич подошёл к месту, с которого тот сорвался, подобрал бумажку, развернул.
– Доллары! – с восторгом вскрикнул он.
Виктор, присмотревшись, увидел у него в руках сотку.
– Вот это люди, это я понимаю, – с благодарностью взглянул в сторону пропавшего в вечерней дорожной дымке чёрного джипа Николай Николаевич. – Не то, что те бандюги в погонах, с палочками…

11 октября 2014 г.

_____________________
* Издательско-полиграфическая фабрика в г. Ростове-на-Дону.
** Кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита.