Алмазы в средневековом Брюгге, часть 2

Аида Нейтенс
Все в мире скоротечно и изменчиво. Кроме алмазов. Они очень тверды и прочны. Алмазам миллион лет. Их ценят, ими восхищаются, им приписывают магические свойства, о них сочиняют легенды…. Алмаз – это самый дорогой и самый ценный драгоценный камень. Слово «алмаз» в переводе с греческого обозначает «непобедимый». Алмаз – это символ любви, превосходства и чистоты. Алмазы ассоциируют с силой, властью, красотой, непобедимостью, крепостью. Алмазы пользовались популярностью в Китайской, Индийской, Римской, Греческой цивилизациях. У Купидонов и Амуров стрелы были с бриллиантовыми наконечниками. Греки и Римляне думали, что алмазы – это слезы богов и осколки падающих звезд. Выдающийся римский комедиограф Плавт писал о кольцах любви, что носили на безымянном пальце левой руки. Уже древние египтяне знали, что сосуд этого пальца шел прямо в сердце. В 8-ом веке кольца с бриллиантами использовались только в религиозных целях. Бриллианты носили как амулет, талисман и символ удачи. Считалось, что он защищает от отравлений и ночных кошмаров. Французский король Людовик IX говорил, что бриллиант – это королевский камень в силу своей редчайшей природы. В XVI веке бриллиант говорил о престиже носящего бриллиант в обществе. В XVIII веке открыли алмазные месторождения в Бразилии, и обручальное кольцо могли носить уже состоятельные люди. В XIX веке в Южной Африке началась алмазная лихорадка. «Демократизация алмаза, - по выражению По Леруа-Болялье, - явилась следствием демократизации предметов роскоши вообще, особенно резко сказавшейся в последнюю четверть нынешнего столетия». Южно-африканская международная корпорация “De Beers”, основанная в 1888 году, стала заниматься добычей, обработкой и продажей природных алмазов. В наше время корпорация имеет много дочерних предприятий и является мировым лидером по добыче алмазов, а также устраивает конкурсы на самое красивое изделие с бриллиантами.
Что говорить, алмазы – наиболее красивые и дорогие драгоценные камни на планете. 2/3 всех алмазов добывают в Африке. Алмазы состоят из углерода и образовываются под землей, в вулканической породе, вследствие воздействия высокой температуры и давления. На Сатурне и Юпитере идут дожди из алмазов. Это связано с химическим составом атмосферы на данных планетах. Самый большой в мире прозрачный бриллиант - «Звезда Африки». Его вес составляет 530 карат.
Самые ранние источники алмазной торговли и его обработки в Брюгге уходят вглубь 14го века. Первое упоминание относится к 1370 году. Некий Путкин был послан голландским графом из Гааги в Брюгге, чтобы купить алмазы. С 1465 года в документах упоминаются шлифовщики алмазов. Можно с точностью утверждать, что в Брюгге в средние века не только торговали драгоценными камнями, но и обрабатывали. Сапфиры, рубины, алмазы … В Брюгге драгоценные камни привозили с Индийского полуострова. В Средние века – это было единственным местом, где добывали алмазы и драгоценные камни.
Ввоз в Европу драгоценных камней был монополизирован венецианскими торговцами. Они продавали ювелирные изделия, драгоценные камни и алмазы. Продавались они в Доме Венецианской нации. Но их можно было купить и у городских ворот, где торговцы располагали свои лавки. В музее имеется очень интересная миниатюра. Покупали их ювелиры из Брюгге и превращали в дорогие ювелирные изделия. Чуть позже Португальцы открыли дорогу до Индии в обход Африканского континента, чем положили конец Венецианской монополии.
В Музее вы узнаете историю обработки бриллиантов со времен средневековья до наших дней. Здесь имеется возможность проследить путь этих драгоценных камней от момента добычи их из глубин Земли до превращения в удивительной красоты украшения.
В средние века был известен мастер по обработке алмазов Людвига ван Берк, который изобрел новый вид обработки бриллиантов, алмазную полировку. Но в книгах пишут, что это всего лишь легенда. Но правда то, что в Брюгге был действительно изобретен метод по обработке алмазов в позднем средневековье. Мастера хорошо оплачивались в Брюгге. Хотя уровень зарплаты в городе был тогда довольно низкий.
Здесь же для посетителей музея местные мастера демонстрируют процесс обработки камней от распиловки сырья до завершающей стадии полировки, работники лаборатории рассказывают о семи важнейших свойствах алмаза, и исследуют их на практических опытах. В музее регулярно проводятся временные выставки, освещающие разные стороны алмазного мира.
Музейная коллекция начинается с коллекции XIV века, созданной для Бургундских Герцогов, включающей в себя бесценные украшения, которые составляют основу экспозиции музея. Первой герцогиней, получившей кольцо с бриллиантом при помолвке, была Мария Бургундская, дочь Карла Смелого. Это кольцо считается первым в истории обручальным кольцом с бриллиантом. Согласно легенде, еще одно кольцо было послано Карлом Смелым своему желаемому зятю. А в 1477 году Максимилиан подарил во время помолвки своей возлюбленной Марии Бургундской перстень, чем был закреплен и благословлён столь важный политическо-экономический брачный союз.
В витринах Музея Алмазов можно увидеть золотое кольцо с бриллиантами, которое было изготовлено для свадьбы Марии Бургундской и эрцгерцога Максимилиана Австрийского, а также свадебную позолоченную корону с драгоценными камнями самой Маргариты Йоркской.
Король Англии Эдвард IV заказывал драгоценные камни у торговцев из Брюгге. Драгоценности для короны английской королевы, обручальное кольцо для Карла Смелого, украшения для герцогов Бургундских...изготовлялись в средневековом Брюгге.
Помните картину Яна Ван Эйка "Агнец Божий"? И там тоже камни и бриллианты из Брюгге ...  Следует упомянуть также герцогского консультанта Джиовани Арнольфини, который щедро одаривал возлюбленную Кристину ван дер Вейк драгоценными украшениями. Говорят, когда она была стара и испытывала крайнюю нужду, то продавала свои драгоценности, чтобы выживать. Ювелиры удивлялись необычайной красоте драгоценных изделий, которые она продавала. Картину Джиовани и его супруги можно увидеть в Национальной галерее Лондона. Работа кисти Яна Ван Эйка.
Картины Яна ван Эйка «Агнец Божий» и «Мадонна каноника ван дер Пале», портрет Филиппа III Бургундского, портрет Филиппа II Смелого, портрет Жана Бесстрашого, портрет Маргариты Йоркской… На всех картинах и портретах можно увидеть бриллианты и драгоценные камни, обработанные в Брюгге.
Изготовление ювелирных изделий в 15ом веке, в Брюгге, было в большом почете. Один из знаменитых ювелиров Ян де Лееюв. Его имя упоминалось в списке первых ювелиров, мастеров по обработке алмазов. В 1436 году Ян ван Эйк написал его портрет. В правой руке он держит золотое кольцо с рубином. Картина находится в Вене, в Музее истории искусств.
В витринах Музея даже имеется книга «Gemmarum et lapidum historia» (1609) Ансельмуса де Боодт (1550 – 1632). Он родился в Брюгге, был фламандским гуманистом, минералогом, врачом и ученым. В своей основной работе описал более 600 камней и минералов, их свойства и роль в медицине. А также описал технику обработки алмазов и драгоценных камней. На выставке можно много найти всего интересного об истории алмазов, об их обладателях, о добыче алмазов.
И еще очень важный момент. Выше писала о алмазной корпорации “De Beers”. Наивысшим призом в мире бриллиантов считается «De Beers Diamond Award». Эту премию можно сравнить с Оскаром в кинематографии. Один раз в два года эту премию присуждают за лучшее ювелирное изделие, украшенное бриллиантами. В 1999 году 2500 участников из 40 стран боролись за этот приз. Премию получил ювелир из Брюгге Петер Квийо за уникальный браслет из белого золота. 128 бриллиантов, имеющие особое название «Qui-Shape Compass» украшают этот браслет. Каждый бриллиант весит 0,47 карат. Всего в браслете 57 карат. Qui-Shape-бриллиант – особая запатентованная форма, квадрат с изогнутыми сторонами и острыми углами, имеет 89 граней. Этот способ шлифовки – ода, посвященная городу Брюгге, где в 1456 году был отшлифован первый алмаз Людвигом ван Берк. На создание оригинального браслета ювелира Петер Квийо вдохновила булыжная мостовая Брюгге. Каждый бриллиант отшлифован по особому методу. В центре каждого бриллианта можно разглядеть шлифовку в виде компаса, что тоже очень символично. Брюгге в средние века являлся международным торговым центром. Со всех концов света плыли в Брюгге корабли с заморскими товарами.
Везли товар в Брюгге отовсюду. Меха, шкурки, овчина, специи, вино, ткани, шерсть, сукно, древесина, свинец и олово, драгоценности, смола и калий, железная руда, сухая и маринованная рыба. Лимоны, сахар, оливковое масло. Что душа пожелает. Товар на любой вкус. Каждый мог найти и купить товар по душе. Откуда только не привозили товар. Со всех известных вам стран и городов. Говорят, что даже корабли с самого Великого Новгорода приплывали, с мехами. Все графы и герцоги мечтали о шубках из российских лесов. С Балтики – с древесиной. Все художники хотели писать только на дубе из Балтики. Банкиры были заняты денежным эквивалентом. Да где же, как не в Брюгге, им разбогатеть. Торговцы из разных стран покупали, строили и селились в Брюгге. Кошельки толстели, сундуки полнели. Да всем-то Брюгге был тогда хорош. Почти как Уолстрит в Нью-Йорке в наше время. Финансовый город с финансовой биржей. Прекрасные были времена. Графство Фландрия богатело. Брюгге укреплял свои позиции международного рынка. Простите за столь долгое отступление.
Петер Квийо, родившийся в городе Брюгге, - увлеченный мастер своего дела. В его работах много красоты и философии. Он создает совершенно уникальные ювелирные изделия. Он изобрел способ плетения кружева из 24-каратной золотой проволоки 0,33 мм. А кружево из золота – это что-то невиданное. Имела возможность побывать в его магазине-ателье и смогла увидеть тот самый волшебный браслет. И даже, сделать фото.
В заключении хочу сказать, что Брюгге в средние века был космополитический город с 45000 жителями. Присутствие иностранные торговцев, Бургундского двора способствовало расцвету торговли, искусства и различного ремесла. Расцветала торговля драгоценными камнями. И нужны были мастера, которые бы удовлетворяли самые изысканные вкусы господ. Уже тогда писали о большом количестве мастеров, которые обрабатывали алмазы. Но как мы уже говорили, что алмазная промышленность со временем стала далее развиваться в Антверпене. Но индустрия роскоши в Брюгге продолжала развиваться. Живопись, миниатюра, обработка кожи, изготовление оружия, обработка слоновой кости, ювелирное искусство продолжали развиваться. Брюгге старался держать свои позиции.