Шахматы

Галина Кузина
                рассказ из книги "Максимка, Толик и друзья"

Леночка давно интересовалась игрой, в которую играл папа.
Он играл в неё со своими друзьями, когда они приходили в гости; играл со знакомыми в беседке парка, когда гуляя с детьми и мамой, оставлял их, и мама разочарованно вздыхала, отпуская его; иногда папа играл с Лизой, старшей сестрой Лены, ей было уже восемь лет. Эта особенная игра называлась шахматы.

Папа не разрешал Леночке играть шахматными фигурами как куклами, но, стоя на носочках у письменного стола, она могла наблюдать за его игрой; в это время над письменным столом виднелись только её любопытные глаза и светлые кудряшки волос. Увидев дочку, папа сажал её на колени, и она смотрела, как он передвигает фигуры по тёмным и светлым клеткам шахматной доски.

Однажды Леночка нашла под письменным столом папы красивую и высокую шахматную фигуру, которая выглядела удивительно изящно - широкая в основании, она, постепенно расширяясь кверху, имела тонкую талию и несколько оборок по низу платья и вокруг головы, украшенной короной с маленьким помпоном в центре; вся фигура была окрашена в элегантный цвет, Леночка наморщила лоб, вспоминая, как мама называла его... цвет кофе с молоком - вот как!, какое странное, однако, название, и какие странные взрослые.
Найденная фигура могла быть только королевой, а лучше принцессой, не иначе, решила Леночка.
Несмотря на запрет, она не удержалась и, завернув принцессу в носовой платок, положила её в игрушечную кроватку. Леночка подумала, что принцесса ушиблась, упав со стола, и она, вытащив карамельку из кармашка платья, положила её рядом с принцессой - пусть это будет лекарством для красавицы.

Между тем папа искал белого ферзя и очень расстраивался, что не находил.
В это время из школы пришла Лиза, и среди игрушек сестры она сразу увидела закутанного в носовой платок ферзя в игрушечной кроватке.
- Нужно отдать папе, - сказала она.
- Не-е-ет, - захныкала Леночка, - нельзя, она болеет! Это... это принцесса, она упала, ушиблась и закашляла.
- И ты лечишь её конфетой? - сдерживая улыбку, спросила Лиза.
- Не конфетой, а лекарством. Мама нам тоже даёт леденцы, когда мы кашляем. И тебе даёт, я сама видела.
- Лена, так это же специальное детское лекарство, мама его в аптеке покупает.
- Вот видишь, у неё уже прошла температура, - Леночка вытащила принцессу из носового платка, а карамельку отдала сестре.
- "Лимончики", - прочитала Лиза на фантике. - Давай я сделаю тебе из фантика кораблик, а ты отдашь мне принцессу.
- Нет! - Лена зажала в кулачке шахматную фигуру, а, увидев решительность в глазах сестры, заплакала. - Не отда-а-а-ам!
- Это кто же у нас плачет? - в комнату вошёл папа. Увидев заплаканную дочку, он обнял её. - Леночка, понимаешь...
- Моя-я, - плакала девочка. - Она заболела снова из-за вас! Не отдам мою-ю-у-у-у...
- Во-первых, дочка, это не принцесса, а...
- А королева, - перебила папу Лиза.
- Нужно с первых шагов называть шахматные фигуры правильно, - серьёзно сказал папа. - Правильно говорить ферзь, а не королева. Давайте, дочки, сядем за письменный стол, расставим шахматы, и я расскажу вам очень интересную историю, думаю, не одну, - папа вытер слёзы с лица Леночки. - Вижу, пришло время знакомить вас с шахматами.
 
Много времени потребовались папе, чтобы научить своих дочек играть в шахматы.
Девочки узнали, что шахматная доска состоит из 64 светлых и тёмных квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые поля называются белыми, а тёмные – чёрными, то же самое касается и фигур.
Шахматной доска - это поле битвы, где сражаются два противника, имеющие свою армию из 16 фигур во главе с королём. Каждая фигура имеет своё название и передвигается, или говоря иначе делает ход, строго по своим правилам.
Король - главная фигура в игре, его необходимо защищать, потому что если король погибнет, то есть если ему объявят мат, то партия заканчивается.
Ферзь - это полководец армии и самый важный защитник короля.
Кроме того, у белой и чёрной армии шахматных фигур есть по две ладьи, по два слона и по два коня.
А самые многочисленные фигуры в этих армиях - пешки, у каждого противника их по восемь штук.
Какая же цель шахматной битвы?
Стратегическая, главная цель - победа, она достигается тактикой - организацией атак на короля противника, в этом и состоит задача игрока. Атака фигурой вражеского короля, от которой он может защититься, называется шах. Атака, от которой защиты нет, называется мат.
Игрок, объявивший мат противнику, - победитель игры, на этом шахматная партия заканчивается.

- Вот что я хочу процитировать вам, дорогие дочки, - папа вытащил из кармана листок бумаги. - Я сохраню эту записку. Некоторые слова в ней вы пока ещё не поймёте, но всё-таки я прочитаю:

"Шахматы учат целеустремленности и вере в успех, учат выделять главное в любой ситуации.
Шахматы - это школа воспитания стойкости и упорства в экстремальных ситуациях, поскольку выбор хода требует от шахматиста дисциплинированности, самоконтроля и выдержки, требует решительности, смелости, готовности пойти на риск, в то же время, сочетая риск с повышенной ответственностью.
Вильгельм Стейниц, первый чемпион мира по шахматам сказал: "Шахматы не для людей, слабых духом".

Обучая дочек игре в шахматы, папа и сам как будто учился снова.
Лиза играла уже довольно свободно. Пришло время и Леночке приступить к игре с полным набором шахматных фигур, ей исполнилось пять лет.
Мама, жалея младшую дочку, убедила папу поддаваться, когда он играл с ней, причём не иногда, а всегда, при каждой игре, "чтобы она не теряла интерес к шахматам", так сказала мама. И папа нехотя согласился.
Мама предупредила Лизу и родных, чтобы они "проигрывали" Леночке, но не сразу, не резко, не очень заметно для неё, но всё-таки обязательно проигрывали.
Лене очень нравилось играть в шахматы и нравилось быть победителем.

Однажды, когда дома не было ни папы, ни Лизы, навестить заболевшую простудой маму пришла её подруга с работы - тётя Зоя, она принесла мандарины, конфеты и торт, и мама хлопотала на кухне, накрывая на стол.
Забравшись на стул, Леночка разложила на письменном столе папы доску и расставляла на ней шахматные фигуры - она не раз видела, как папа играл в шахматы как-бы сам с собой.
- Леночка, здравствуй! Ты оказывается играешь в шахматы? - удивилась мамина подруга, войдя в комнату. - Меня зовут тётя Зоя.
- Здравствуйте! - сказала Лена и, немного помолчав, спросила. - А вы можете сыграть со мной, тётя Зоя?
- Могу, но, честно говоря, я не сильна в шахматах. Выбирай, какого цвета будут твои фигуры.
- Я буду играть белыми.
Через некоторое время Леночка проиграла игру. Она растерялась - как же так?
"У всех я выигрывала, а тут пришла незнакомая тётя, и у меня не получилось", - с обидой думала Лена. Она расстроилась, покраснела и недовольно сопела носиком.
- Ты хорошо играешь, Леночка! Хочешь, ещё сыграем? - спросила тётя Зоя.
- Только я снова белыми.
В комнату зашла мама и, с тревогой посмотрев на Лену, спросила:
- Как дела?
- Я не знала, что Леночка играет в шахматы! - воскликнула подруга.
Мама, постояв несколько минут, ушла на кухню.

А через некоторое время она услышала грохот в комнате и, вбежав, увидела разбросанные на полу шахматы и дочку, которая громко плакала.
- Не понимаю, что случилось, - растерянно объясняла подруга. - Играли вторую партию...
- А первую, Зоя, кто выиграл? - заволновалась мама.
- Я, - ответила подруга и виновато добавила, - и во второй моя позиция была получше.
- Леночка, перестань плакать, ничего страшного не произошло, - мама взяла подругу за руку. - Пойдём, я что-то скажу тебе.
Женщины, войдя на кухню, сели рядом на диван.
- Мы все - папа, Лиза, родные, договорились проигрывать Леночке, чтобы...
- Чтобы она не потеряла интерес к игре, - закончила Зоя.
- Мы ошиблись - не следовало поступать так, - с горечью сказала мама. - Это я всех уговорила, это моя ошибка.

- Я всё слышала, слышала! - на кухню вбежала Лена, она рыдала навзрыд, и слёзы градом текли из её глаз. - Вы все, все меня обманывали! И ты, мамочка! Обманули, обманули меня! Все! Получается, что я не умею играть в шахматы! Вот что получается, мамочка!
Она хотела убежать в ванную, но мама задержала её, прижала к себе и со слезами на глазах обратилась к ней:
- Дочка, я виновата перед тобой, это я попросила родных немножко уступать тебе. Но ты же такая маленькая, думаю ещё научишься проигрывать, - мама вытирала и свои слёзы, и слёзы дочки. - Прости, милая! Ты умеешь играть в шахматы, на самом деле умеешь.
- Что случилось? - женщины не заметили, как пришёл папа. Он увидел разбросанные шахматы, заплаканную дочку и жену в слезах, увидел Зою и всё понял.

Он подошёл к Леночке:
- Понимаешь, дочка, нужно уметь не только выигрывать, но и проигрывать. Без ошибок, без проигрышей не научишься играть. Вот скажи мне сама, только честно. Я проигрываю тебе в шахматы, я - взрослый мужчина, давно играющий в шахматы. Ты веришь, что так может быть на самом деле?
Леночка прижалась к отцу и обняла его:
- Не верю. Но, папа, я ведь тоже умею играть в шахматы, да? - слёзы с новой силой хлынули из глаз девочки.
- Для своего возраста ты действительно хорошо играешь в шахматы. Ты у нас - молодец! - папа поцеловал Леночку. - И пойми, родная, чем раньше ты узнала об этой истории, тем лучше. Прости нас всех, мы были не правы. Но ты обязательно продолжишь играть в шахматы!
- Обязательно! - подтвердила Лиза, она пришла из школы и всё видела.

Вскоре на кухне, за большим круглым столом пили чай с конфетами и тортом мама, папа, Леночка, Лиза и тётя Зоя.
Лиза оживлённо рассказывала о школе, о сочинении, которое задали на дом, и что оно на свободную тему, и она уже придумала, о чём писать.
Тётя Зоя сообщала новости с работы.
Папа говорил о новой интересной книге, которую купил, и которую после чая все непременно должны посмотреть.
Леночка внимательно слушала и с аппетитом ела вкусный торт.
А мама смотрела на всех задумчиво и немного грустно.