О дураках и умных

Александр Воронцов 7
"Люди делятся на три категории.

Низшие, среднии и высшие.

Низший человек презирает высшее.

Средний человек влюблен в высшее.

Высший человек живет высшим".

(Фридрих Ницше).

Высокие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, мелкие умы обсуждают людей.
(Аристотель).

В принципе я не против поговорить о той или иной личности но только в контексте с её идеями.)

Надо запретить думать - это оскорбляет чувство тупых.
Хотя из Абсолюта любая самая логичная мысль паталогична.
Абсолют освобожден от диктата думания.
Он просто есть!

А.В.


  "Высокому духу уготована трагическая судьба.
Дабы достичь глубин самосознания, надо погрузиться в бездну греха, где мы постоянно и обитаем".
(Плотин).


  Основные различия умных от дураков. (Игорь Гарин).

  Формула Ломброзо: гениальность — это болезнь (я имею в виду книгу Ломброзо «Гениальность и помешательство»), я, тем не менее, придерживаюсь мнения, что мудрецам не о чем говорить с дураками, так или иначе опускаясь при этом до последних. В обществе люди кучкуются в соответствии с уровнем своего интеллектуально-духовного развития, потому что дураки просто органически не способны понять умного, а умным нет надобности терять свое драгоценное время в общении с придурками.

  Хотя во все времена и у всех народов умные всегда были в абсолютном меньшинстве, это создавало определенную социальную напряженность, связанную не столько со взаимным непониманием, сколько с такими негативными человеческими качествами как элементарные вражда, зависть, злоба, подлость, презрение, неуважение, наглость, ревность, коварство, агрессивность, злорадство, жестокость, взаимоунижение… Впрочем, все перечисленные качества нивелируют различия между умными и дураками.

  В монографии «Непризнанные гении» я привел огромное количество примеров сокрушенных судеб величайших представителей рода человеческого, доведенных современниками до сумасшествия, самоубийства или изгнанных родиной. А вам известны случаи, чтобы страна изгоняла своих идиотов? А вот гениев "настоящие патриоты" не только изгоняют, но часто уничтожают (физически или духовно). Да и вообще в стране дураков умным быть не престижно.

Сократ — умней нас во сто крат,
но мы вот — здесь, а где Сократ?

  Дураки — интеллектуальное большинство человечества, так сказать нормальные люди. В том смысле, что слово «дурак» не означает недоразвитости, для которой существуют иные понятия: «олигофрен», «дебил», «идиот», «кретин», «дегенерат», «имбецил», «отморозок». Иными словами дурь, глупость — это закономерность, а мудрость, ум, здравость, трезвость, — редкие отклонения. Я бы сказал, что мудрость столь уникальна, а глупость столь универсальна, что простительна.


  «Война с дураками невозможна — потому что это была бы война с человечеством». Бороться с глупцами бесполезно, потому что их большинство, а сделать их умнее невозможно. Демократическое или продвинутое общественное устройство им чуждо и непонятно. Поэтому если их мир рационализировать, они взбунтуются и переделают в нем всё по-своему, то есть по-дурацки.

  Ум несовместим с догмами, зато глупость невозможна без «убеждений». Я уже много раз касался опасности убеждений у идиотов, а недавно у Александра Зиновьева в «Гомо советикус» прочитал: «Наличие убеждений у человека есть признак интеллектуальной недоразвитости. Убеждения суть лишь компенсация за неспособность понять данное явление в его конкретности... Человек с убеждениями негибок, догматичен, зануден и, как правило, глуп».


  Первая мысль, засевшая в голове дурака, не пускает остальные. Поэтому дурак органически не способен учиться даже на собственных ошибках. Умный способен не только учиться, но и переучиваться. Дурак монументально неизменен, умный не страшится меняться и менять собственные убеждения. Умные любят учиться, любит читать, дураки и так всё знают. А чего не знают, того и не надобно знать. Мудрому свойственны гибкость и ошибки, дураку — твердолобость и безаппеляционность.

  Все умные разнообразны по складу мозгов, все дураки похожи один на другого. Плоды думающего непредсказуемы, поведение глупца всегда понятно.

  Мудрый ценит ум в других, глупец в восторге от собственного ума. Умные и дураки живут в разных мирах: грандиозном и убогом. Умные творят, дураки вытворяют.

  Умные мыслят симфонично, оркестрово, дураки — стайно и стадно. Но поскольку в создании культуры и политики участвуют те и другие, то необходимо постоянное раздурачивание.


  Для умного непонятное и непредсказуемое является источником движения мысли, дурак инстинктивно воспринимается их как опасность. Кстати, по этой же причине дураки так не любят мудрецов. «Обычно дурак не замечает, что травмирует умного. У умных много разных болючих мест. Тоньше — значит, уязвимее. Дураки в этом отношении прочнее».

  Умный терпим, дурак бескомпромиссен. У умного всё разумно, у дурака всё должно быть именно по-дурацки, а не как-нибудь иначе. Неприятие дураком сложности и амбивалентности мира происходит из органической неспособности предвидеть альтернативы, оценивать вероятности, разрабатывать варианты.

  Умного рутина пугает, дурак с удовольствием выполняет рутинную работу и не покушается на систему. Умный торит новые пути и ищет радикальные решения и тем самым раздражает окружающих и руководство. Дурак никогда не выходит из колеи, ему гораздо проще сделать карьеру.


 Изредка дураки способны позаимствовать умные мысли, но интерпретируют их превратно или встраивают в свою систему воззрений дурацким образом. Не приспособленные к многообразию мира и систематическому мышлению, они руководствуются не личными соображениями, а стадным опытом, ибо «все так делают»

  Умных прельщает оригинальность, дураков — идиотские идеи, потому так мало приверженцев у мудрецов и так много — у вождей. Из глупцов вербуются оголтелые фанатики, легковерные конформисты и квасные патриоты, из мудрецов — подвижники и граждане мира. Умные принадлежат миру, дураки — своей нации. Великие тяготеют к высотам и глубинам, легкомысленные — к пустякам и мелочам. Мудрецы создают великие идеи, дураки одерживают победы над здравым смыслом. Умные учатся на собственных ошибках, а дураки вообще не способны научиться.

  Умному никогда не стать вождем у дураков. Для энергичного и хитрого дурака это реально и легко осуществимо. Дураки часто глумятся над умниками, задавая дурацкие вопросы: «Если умный — почему не богатый или не именитый?» Между тем, только умный ставит идеи выше богатства и власти, разумея истинные ценности жизни.

Умные часто конфликтуют с миром, критикуя страну и власть, для дураков дурацкий мир прекрасен, а гибельная страна и тираническая власть замечательны. Жизнь умных полна неожиданностей, беспокойств и страданий, жизнь глупцов радостна и счастлива, даже если живут они в говне.


Тоталитарная власть возможна исключительно благодаря преобладанию балбесов, потому что умному много лапши на уши не повесишь. Умные опасны для такой власти и потому первыми попадают в лагеря и расстрельные рвы. Я бы усилил мысль: нацизм и коммунизм — это способы изживания умных путем противоественного отбора шариковых и швондеров. Именно поэтому в «совке» чем выше ранг начальника, тем, как правило, ниже его интеллектуальный потенциал.


Дурак всегда прав, нечувствителен к логическим доводам, но любит спорить, причем переспорить его невозможно. Приоритетный признак дурака негибкость, верность «принципам», нередко — людоедским. Больше всех дурак ненавидит умных, подсознательно видя в них опасность для своего мировидения и даже существования. Поэтому для дурака умный — враг, вражина, русофоб, пятая колонна…


Поскольку умные — товар штучный, то и травля их напоминает псовую охоту, то есть травлю стаей. Таков инстинкт: ничего не представляя из себя индивидуально, недоумки, как правило, сбиваются в стаи, своры, кодлы, банды, орды, группировки, партии, дабы взять нахрапом, количеством или дурной силой. «Чтобы дураку возвыситься над умными, ему достаточно сколотить банду». Все виды тоталитаризма начинаются именно с этого.

Умные для достижения психологического комфорта нуждаются в коллективе в меньшей степени, чем дураки. Еще Фридрих Ницше заметил, что сильные и умные с такой же естественной необходимостью стремятся разойтись, как дурные и слабые сойтись. Стадность — основополагающая черта дурости. Инстинктом толпы дурак  компенсирует недостаток ума. Не удивительно, что дураки (как и беспородне звери) размножаются гораздо быстрее умных или породистых.

У умных всегда нет времени, дуракам нечем себя занять. Дураки любят погалдеть, потрепаться, умники предпочитают тишину. Вызвано это тем, что дураки самоутверждаются через шум: издаваемые ими громкие звуки, как им представляется, действуют более убедительно и позволяют укрепить чувство собственного достоинства.


Никогда не спорь с дураком, ибо выясняя с ним отношение, сам становишься ослом. Лучшая форма отношений с дураком — игнорировать и избегать его. Умных и дураков уравнивает не только спор, но любая совместная деятельность. Молчание — единственный ответ, которого заслуживает дурак, тем более, что дурака и молчание выдает: «Нет смысла спорить с человеком настолько тупым, что он даже не видит, что вы компетентнее». «Умные люди никогда не спорят с дураками, потому что дурака может переспорить только другой дурак». Пока умный молчит, глупец выставляет напоказ свою тупость.
(И.Гарин).

 Как точно не правда ли?