Грааль Эрлика и валлийская поэма Preiddeu Annwfn

Роман Лебедев 2
Сторонники кельтской версии происхождения Грааля опираются на валлийскую поэму «Опустошение Аннувна» [12, с. 282]. В средневековой валлийской рукописи первой половины XIV в. «Книга Талиесина» имеется поэма «Опустошение Аннувна» («Трофеи Аннуна», «Сокровища Аннуна», «Богатства Аннуина», «Preiddeu Annwfn», «Preiddeu Annwn»), текст которой оформился в нынешнюю форму в 900 г., приписываемая барду VI в. – Талиесену, в которой описывается путешествие Артура в подземную страну мертвых Аннувн (Аннуин, Annwvn, Annwvyn, Annwfyn) чтобы украсть там волшебный Котёл, принадлежавший правителю Аннувна.
Аннувн – вначале был местом обитания богов, кельтский рай, «восхитительный подземный край, или райский остров. Когда христианское священство отождествило короля Аннуна с дьяволом, Аннун, конечно, превратился в пекло» [21]. Подземному царству Аннувн в поэме даются различные имена: «ygkaer sidi» – «крепость (замок) курганов»; «ygkaer pedryfan» – «четырехпиковая крепость» или «четырехугольная крепость; «gaer vedwit» – «крепость медового пива» или «крепость опьянения»; «ogaer rigor» – «крепость твердости, жесткости, суровости»; «chaer wydyr» – «стеклянная крепость»; «ogaer golud» – «крепость препятствие (?)», «скрытая крепость» или «крепость в середине Земли»; «gaer vandwy» – «крепость на божественной горной вершине» («кроме семи никто не поднялся из крепости на божественной горной вершине» PA:V, 42); «gaer ochren» – «крепость замкнутости» [20].
Учитывая, во-первых, теснейшие кельтско-аланские связи, о которых говорит профессор А.В. Исаенко, и его мнение о том, что король Артур в V в. мог быть в составе сармато-аланской дружины [3]; во-вторых, мнение профессора, доктора исторических наук Н. В. Абаева о том, что этногенетическое ядро западных (кавказских) алан составляли восточные, саяно-алтайские саки и племя азов, живших в Западной Туве, а также его указание на одноименные аланам прототюркские и гуннские роды: лан//елань//алан [1, c. 121, 188]; в-третьих, данные кандидата исторических наук Н. Н. Лысенко о том, что ранний этногенез алан связан с культурой горно-алтайских пазырыкцев, горной системой Саяно-Алтая и Севером Монголии (Г. В. Вернадский, Б. А. Раев, A. C. Скрипкин, C. A. Яценко) [13] рассмотрим некоторые из названий крепостей//замков Аннувна из валлийской поэмы «Preiddeu Annwfn» в свете саяно-алтайских тюрко-монгольских представлений, данных истории и археологии.
Первое, Аннувн – это «ygkaer sidi» (крепость (замок) курганов). Саяно-Алтай – страна известная не только своими курганами, но и древнейшими городами Сибири. Это царские пазырыкские курганы Горного Алтая; это Большой Салбыкский курган-пирамида в Хакасии; это недавно открытый швейцарским археологом Гино Каспари из Бернского университета самый большой и самый древний скифский курган Туннуг-1 (Аржан-0) в долине Уюк в Туве [19]. Это монастырско-храмовый комплекс Уйбатский город с пирамидальным замком в Хакасии; это уйгурские города в Туве, например, квадратный замок с четырьмя угловыми башнями в урочище Чер-Бажин; это гуннский Ташебенский дворец и город в Хакасии; это горно-алтайские крепости: Бичикту-Кая, прискальная крепость Большие Шибеты [4; 5; 6; 17]. Пазырыкские курганы Горного Алтая у р. Уландрык имеют погребальную конструкцию в виде усеченной пирамиды. В Минусинской котловине у с. Бетени надмогильное погребение Мельничный Лог в виде усеченной пирамиды облицованной плитняком относится историками к периоду энеолита. В Хакасско-Минусинской котловине были найдены и другие пирамидальные курганы, относящиеся к таштыкской и тагарской культурам: курганы Бейского чаа-таса, Изыхского чаа-таса, Туимский курган, Тепсейские пирамиды [8].
Второе, страна Аннувн именуется как: «ygkaer pedryfan» (четырехугольная крепость) и «ogaer golud» («крепость в середине Земли» – в переводе американского профессора, специалиста по кельтской мифологии, медиевистики и артурианской литературе Р. Ш. Лумиса). Эти слова также можно напрямую отнести к Алтаю и к тюрко-монгольской модели устройства Мира. Французский историк, специалист по тюрко-монголам, профессор Ж.-П. Ру в статье «T;ngri. Очерк о Небесах-Боге алтайских народов» пишет, что алтайцы особенно привязаны к Небесам, они, исходя из мировоззрения тэнгри-камства (архаического шаманизма), находятся ближе всех других народов к Космической Оси, а значит и к Центру Мира. Это также нашло в отражении названий народов, которым дано имя «Kok» (Небесный, Божественный): «Kok Turuk», «Kok Monggol» и засвидетельствовано надписями: «Turuk Tendrisi» = «Тэнгри Тюрок». Тюркская концепция строения Мира говорит о том, что существует Центр Мира в виде квадрата, который накрывает Небесный колпак, за исключением четырёх углов [22, p. 211-212]. В древнетюркских источниках стороны света именуются так: вперед - солнечный восход, справа - полдень, назад - солнечный закат, слева – полночь [2]. В эпитафии Кюль-Тегина имеется отрывок, рисующий перед нами картину горизонтального пространства Мира в центре которого – небоподобный, неборожденный тюркский Каган: «… (вы) начальники и народ «девяти Огузов», эту речь мою хорошенько слушайте и крепко (ей) внимайте! Впереди, к солнечному восходу, справа (в стране) полуденной, назади, к солнечному закату, слева, (в стране) полночной, - (повсюду) там (т. е. в этих пределах) живущие (букв. находящиеся внутри) народы - все мне подвластны...» (КТм:1-2) [14, с. 33-34]. Символом этой концепции был «киммерийский ромб» с вогнутыми сторонами в круге с малым кругом и точкой в центре. Он встречается у киммерийцев, скифов, пазырыкцев, алтайцев, хазар, тувинцев, японцев, карачай-балкар. Ромбовидные тамги высеченные на одной плоскости с изображениями верблюда расположены в композиции из Улазы (Средний Енисей//Улуг-Хем, Минусинская котловина) и имеют сходство с тамгами в святилище Жайсан, местности Кегеты в долине реки Шу//Чу (;аза;стан), на денежном чекане VII–VIII вв. в Шашском оазисе (Средняя Азия). В ;аза;ской этнографии имеется традиция ношения ромбовидного оберега – тумара. Ромбовидная тамга встречается и среди Драконьих тамг уйгур-урянхов. В этом древнейшем символе сконцентрирована вся цивилизационная и мировоззренческая Идея Саяно-Алтайской страны и её древнейшего народа [11, с. 5-4].
Третье, в подземной стране Аннувн имеется «chaer wydyr» – «стеклянная крепость». В сказке Братьев Гримм «Семь Воронов» есть сюжет с девочкой, которая утеряв подарок Утренней Звезды – Hinkelbeinchen (косточка цыплячьей ноги; или H;hnerknochen — «куриная ножка»), данный ей после прохождения края Земли в Звездном Мире, своим отрубленным пальцем открывает дверь в Стеклянный Замок или Стеклянную Гору. Ранее в комментариях к фрагменту из работы В. фон Бюлова «Тайный язык немецких сказок» [10] нами уже проводились аналогии с тайным языком алтайских сказаний: вoроны в Стеклянном Замке коррелируют с вoронами царя Подземного Мира Эрлик-хана (алтайский сказ «Про летучую мышь»; урянхайском сказ «Ульберге»; притча 14 книги «Irq bitig»); Утренняя Звезда – звезда Цолмон (Венера, а также Хромой пастух) и «летучая мышь» – Эрлик-хан тюрко-монгольских сказаний; отрубленный палец для открытия дверей Стеклянного Замка – отрезанный палец Сурка-Стрелка-Тарбагана-Эрлик-хана ушедшего в Алыс-дере (Алыс-дьер - досл. с алт. «заслон земля» - «тёмная область») в алтайских преданиях; сам же Стеклянный Замок принадлежит Эрлик-бию. В «Очерках…» Г. Н. Потаниным дано описание жилища Эрлик-хана: его стеклянный престол, как и стеклянная верхушка его юрты (трехэтажный стеклянный дворец) [16]. То есть и «стеклянную крепость» («chaer wydyr») подземного Аннувна можно отнести к подземному стеклянному дворцу Эрлик-хана. То, что это указание именно на дворец Эрлик-хана свидетельствует и то, что Аннувн именуется как «gaer vedwit» (крепость опьянения), а именно Эрлик-хан в алтайских преданиях покровитель винопития; в телеутских призываниях он величается «румянолицым» от вина. Телеутские женщины, во время ритуальной выкурки араки (причем обыкновенно для выполнения этой операции избираются красивые женщины) поют: «Под месяцем быстро текущая вода. / Водопой зверей, живущих в лесной чаще; / Чистыми (красивыми) женщинами деланный белый айран (кислое молоко), / Напиток Адам-Эрлика. / Под солнцем текущая вода — Водопой король — зверя; / Красавицами сделанный синий айран, / Напиток старого (вариант — почтенного) Эрлика» [15]. В сойотской космогонической легенде у Эрлик-хана в Чаше было налито вино, в которое упал цветок с Неба, как символ будущей власти Эрлик-хана (он же, в аналогичных легендах у тачжин-урянхайцев и дюрбютов, есть Май-Тере) в Новом Времени.
Четвертое, подземный Аннувн – это также и «gaer vandwy» – «крепость на божественной горной вершине» («кроме семи никто не поднялся из крепости на божественной горной вершине» PA:V, 42). Данное описание проникновения Артура со своими войнами в поисках Чаши Грааля в подземный Аннувн через «крепость на божественной горной вершине» идентично описанию мистерии путешествия телеутского кама под землю к Эрлик-хану, которое дано Г. Н. Потаниным в своих «Очерках…» (а также в письме к Л. Н. Майкову) [15; 16]. Направление поездки кама, как указывает М. Элиаде [18], сначала горизонтальное, а затем двойное вертикальное (восхождение, за которым следует нисхождение). Кам, начиная свое движение от своей юрты, проезжая разные степи достигает гору – «Тэнрэ тэбильгэн Темир тайха, т. е. в небо упирающаяся железная тайга». Далее следует подъем в гору. На горе множество костей камов, где и находится вход в Подземный мир Эрлика: «jерь уузы» (земная пасть) или «jерь тунигы» (вывод//труба из очага). Кам совершает прыжок между «прядающими» (прыгающими, скачущими, падающими) краями Неба и Земли, произнося слова: «энрй тозй тэбильгэн, / Тэм билэ одольтыр! / Тэмiр капкак кагылган, / Тэмэнiб калыб одольтыр!» (Небесный край прядает, / Единодушно пройдем! / Железная крыша ударяется, / Прыгнув, перескочим!). Слово «Темир» связано с Большой Медведицей. Латинское слово «temo» означает Большую Медведицу. Большая Медведица – это указание, как на полярную символику, так и на полярную гору. На киргизском Полярная звезда называется «Темир-казык» (железный кол). По мнению Г. Н. Потанина форма слова «Темир» подходит к названию полярной горы в космологии буддизма и индуизма – «Сумеру» (Меру): «Сумер-ола», «Сумбур-ола», «Хумур» или «Сумур-ола» [16]. Гора «Темир», как «железная», может пониматься и в смысле - металлическая, то есть состоящая из металлов. В «Вишну-пуране» гора Меру названа «золотой». В «Сурье-Сиддханте» Меру – гора золота. В аккадских мифах Мировая гора – это «ось небес», она богата золотом и серебром, и от этого слепит глаза. Гора Меру – «ось», проходящая сквозь Землю. В японских мифах «центральную землю» пронизывает копье – земная ось, которая представляет собой сквозную трубку. Таким образом, мы видим, что если под алтайской камской горой «Темир тайга» понимать Мировую гору Меру, которая есть Ось Небес, то это представление вполне соотносится с тюрко-монгольской моделью Мира, где в центре Мира у Космической Оси находится неборожденный Каган и алтайский народ («Kok Turuk» и «Kok Monggol»), который обитает вокруг алтайской мировой горы Уч-Сумер (рус. Белуха). Индийский лингвист доктор Раджендра Вир Риши побывавший у подножия Уч-Сумер в статье «In Quest of Sumeru Parbat» высказывает предположение, что алтайская Уймонская долина означает ничто иное как «золотая долина». На основании этого и ряда других соответствий он делает вывод об идентичности легендарной горы Меру и алтайской горы Уч-Сумер, где и находится вход в мир Эрлик-хана [7, с. 75].
Получается, что вышеуказанные имена валлийского подземного Аннувна, куда отправляется Артур за Чашей: «ygkaer sidi» (крепость курганов); «ygkaer pedryfan» (четырехугольная крепость); «ogaer golud» (крепость в середине Земли); «gaer vandwy» (крепость на божественной горной вершине); chaer wydyr» (стеклянная крепость); «gaer vedwit» (крепость опьянения) – можно отнести к Саяно-Алтайскому горному региону и к тэнгри-камским тюрко-монгольским представлениям о мироустройстве, а также к преданиям о царе Подземного мира Эрлик-хану.
Возможно, что алтайские и валлийские предания с одинаковой точностью изображают одно и то же мифологическое пространство, куда проникают Герои и Камы (шаманы), но скорее всего, с учетом этноисторических кельтско-аланских отношений, этногенеза ранних алан в Саяно-Алтайском горном районе, а также того, что мы уже говорили, когда обсуждали кельтские легенды о Мерлине (упоминаемый в артурианском цикле в связи с разысканиями Грааля и организацией Круглого Стола) [9], что родиной кельтских легенд о путешествии Артура в Аннувн являются горы Саяно-Алтая.
Лебедев Р. В. (Урум Алпyлы) ©, 2018.

Литература:
1. Абаев Н. В. Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии / отв. ред. Н. И. Атанов. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015.
2. Журакузиев Н.И. Представления древних тюрок о мироздании (на примере памятника в честь Кюль-Тегина и памятника с Элегеша) // Вестник Челябинского государственного университета, № 2 (256), 2012, Филология, Искусствоведение, Вып. 62.
3. Исаенко А. В. «Несущие свет в страны ночи»: миграция сармато-аланских предков осетин на британские острова // Дарьял, № 5, 2016.
4. Кызласов Л. Р. Городская цивилизация Срединной и Северной Азии: исторические и археологические исследования – М.: Восточная литература, 2006;
5. Кызласов Л. Р. Священный город манихеев на реке Уйбат // Сокровища культуры Хакасии: [сборник / Науч.-информ. изд. центр ; сост.: И. Л. Кызласов, А. М. Тарунов; отв. ред. А.М. Тарунов]. – М.: НИИ Центр, 2008;
6. Кызласов Л. Р. Средневековые города Тувы // Советская археология, 1959. № 3;
7. Лебедев Р. В. Алтай – Европа: тропами древних мифов. – Новоалтайск, 2015.
8. Лебедев Р. В. Алтай – Египет. Тюркские пирамиды. – Новоалтайск, 2016.
9. Лебедев Р. В. Гунн Мерлин и бог Эрлик. URL: https://vk.com/wall-89459061_569
10. Лебедев Р. В. Комментарий к фрагменту из работы В. фон Бюлова «Тайный язык немецких сказок». URL: https://vk.com/wall-101417390_220
11. Лебедев Р. В. Тэнгри-камство и сакральная география Саяно-Алтая. – Новоалтайск, 2016.
12. Литлтон К. Скотт, Малкор Линда А. От Скифии до Камелота. М.: Менеджер, 2007.
13. Лысенко Н. Н. Асы-аланы в Центральной Азии: (Центрально-азиатский аспект раннего этногенеза алан): Автореферат. дис. ... канд. ист. наук. – Владикавказ, 2001.
14. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. — М.-Л., 1951.
15. Письма Г. Н. Потанина. Т. 3 / Сост. А. Г. Грумм- Гржимайло, С. Ф . Коваль, Я. Р. Кошелев, Н. Н. Яновский. – Иркутск: Изд-во Иркут, ун-та, 1989.
16. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005.
17. Соёнов В. И., Трифанова С. В., Вдовина Т. А. Изучение каменных крепостей в Горном Алтае в полевой сезон 2002 года // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии №11. Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 2003.
18. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.
19. Caspari G., Sadykov T., Blochin J., Hajdas I. Tunnug 1 (Arzhan 0) – an early Scythian kurgan in Tuva Republic, Russia // Archaeological Research in Asia, 14.11.2017.
20. Higley S. Preiddeu Annwn: The Spoils of Annwn // The Camelot Project, 2007. URL: http://d.lib.rochester.edu/camelot/text/preiddeu-annwn
21. Loomis R. S. Wales and the Arthurian Legend, University of Wales Press, 1956.
22. Roux J.-P. T;ngri. Essai sur le Ciel-Dieu des peuples alta;ques // Revue de l'histoire des religions, tome 149, № 2, 1956.