Сказка о Иване правдолюбце

Новикова Зинаида Захаровна
  СКАЗКА О ИВАНЕ
   ПРАВДОЛЮБЦЕ


Жил в пещере человек
В наше время, в прошлый век.
Бесконечной жизнь была,
Королевна обрекла,
Чтобы людям мог служить,
В мире правду сторожить.
Королевной приказ дан:

-  Правдолюбец ты, Иван,
Будешь жить до тех ты пор,
Пока юноша средь гор
Ту пещеру не найдет,
К тебе в гости не придет,
И тогда сумеешь ты,
Передать свои бразды.

Ждал Иван уже давно.
Поколенье не одно
Друг за другом проходило,
Смерть к Ивану не спешила,
И в теченье долгих лет,
Многих спас Иван от бед.
Шли к нему и стар, и млад,
Шли с надеждой, наугад,
Чтоб совет правдивый дал,
Тем надежды оправдал.
Кто в болезнях с ложью жил,
Истину здесь находил,
Кто наживой поражен,
Правдой был освобожден.

Вот, однажды, на заре,
В день осенний в сентябре,
Юноша к нему зашел
С просьбой: « Расскажи, ты, мол,
Как сумел бессмертным стать,
Смерть навечно отогнать?».

Начал свой рассказ Иван:

-  Далеко, в одной из стран,
Есть село и там семья,
Где родился, вырос я.
Вспоминаю дом родной,
Мать, отца, любимых мной,
Братьев и сестер, друзей,
С кем прожил я много дней.
Был я статен и красив,
Не особо говорлив,
Но чудесно петь я мог,
Наградил талантом Бог.
Как бывало запою,
Так девицу покорю,
Мог забрать в любовный плен,
Поступать так не хотел,
Потому, что не одна
Мне не нравилась тогда.
Очень я любил свой край:
Лес, поля, цветущий гай,
А еще один бродить
И с природой говорить.
Как-то я в лесу сидел
На полянке, песни пел,
Звук гитары сладок был,
Вместе с песней в небо плыл.
Вдруг, заметил деву я,
Что смотрела на меня,
Красотой богам подстать,
Кто? Откуда? Мне б узнать.
Песню я боюсь прервать,
Чтоб ее не испугать,
А она ко мне идет,
Словно над землей плывет.
Села рядом не спеша,
Обмерла моя душа.
Дальше слушай мой рассказ,
Пока разум не угас,
Расскажу я обо мне,
Об Ивановой судьбе.

- Как красиво ты поешь!
Ты меня, наверно, ждешь?

Голосок звучит ручьем:

-  Может, мы споем вдвоем?

А Иван как онемел,
Ей ответить не посмел,
Лишь смотрел во все глаза,
Засмеялась та краса.
Смех ее – хрустальный звон.
Пораженный стоял он.
Любовь сердце обожгла,
Роковой она была.
В ноги ей упал Иван:

- Ты реальность, иль обман?
Дай с тобою рядом жить,
Буду я тебе служить,
Буду издали смотреть,
Для тебя одной лишь петь.

Показала дева власть:

- Служба мне – тебе напасть,
Не простая дева я,
Королевна у царя,
И живу в стране я фей,
Далеко от всех людей.
Что на это скажешь ты,
Прогнала твои мечты?

« Нет» - ответил ей Иван,

- У меня такой есть план:
Там три года буду жить,
У тебя в рабах ходить,
А, за это, ты должна,
Дать любовного огня –
Разрешить себя обнять
И три раза целовать.

-  Ты смутил меня герой,
Принимаю план я твой,
Одного ты не учел:
После будешь обречен
Всех на свете позабыть
И меня одну любить.

А Ивану все равно,
Нет преграды для него.
Деву на руки берет
И домой к себе несет.
Дома сладкое вино,
Угощенье заодно,
Страсть и нежные уста,
Так сбывается мечта.

Рано утром, только свет,
Королевны уже нет.
Ждет его в лесу она,
Держит за узду коня.
Не обычный конь стоит,
От ушей и до копыт,
Светом огненным объят
И глаза его горят.
Быстры сборы и легки,
К ней Иван уже в пути,
Службу верную служить,
И с любовью рядом быть.
Вот и встретились они:

- Ты, Иван, повремени,
Здесь приляг, закрой глаза,
Пусть обмоет их роса,
А, потом смотри вперед
И увидишь, что нас ждет.

Все исполнил, как во сне,
И увидел вдалеке:
Две дороги звали в путь,

- Но, куда они ведут?

Королевну он спросил
И ответ свой получил:

- Та, что ровная, легка,
И соблазнами полна,
Всех идти по ней завет,
Но знай, Ваня, наперед,
Что зовет она на грех
Искушением для всех.
Будет очень тот жалеть
И душой своей скорбеть,
Что дорогою греха,
Шел, не ведая куда.

Можно путь избрать другой,
Что с извилистой тропой,
Где дорога так узка,
Тяжела и не близка.
Трудно путь держать по ней,
Терн, шиповник и репей
Вдоль дороги той растут,
Пробираться не дают.
Сплошь колючие кусты
У дороги видишь ты,
Ветки сильно разрослись,
Меж собой переплелись.
Хоть и труден этот путь,
Но избранники идут,
Зная, что в конце пути,
Могут свет свой обрести.
Иван, помни, не забудь:
Это праведности путь!

Знай, дороги всего три,
Ты, напрасно, не смотри,
Тебе третья не видна,
За горой идет она,
И когда по ней пойдешь,
В царство к феям попадешь.
Это тайна для людей,
Потому, на много дней,
Рот закрыть, Иван, велю,
А иначе, погублю.
Нам идти Иван, к горе,
Быть там надо на заре.
Вот туда мы держим путь,
Об условье не забудь.
В царстве фей молчи всегда,
Быстро там идут года,
И ни с кем, и ни о чем,
Чтоб вернуться в отчий дом,
Лишь, со мною, иногда,
Отверзай свои уста.

Конь копытом землю бьет,
Королевну в путь зовет,
Весь дрожит и напряжен,
В страну к феям рвется он.
Королевна на коня
И Ивана за себя,
Он счастливый сел за ней,
В путь отправились скорей.
Но изменчив был их путь:
Радость заполняла грудь,
Вдруг исчезла красота,
Та дорога и не та,
Вниз, в ущелье повела,
Словно в глубь земли звала.
Сырость, холод, теснит грудь,
Вдруг, поток воды на путь.
Смело конь идет к воде,
Брода не видать нигде.
Вот вода уж до колен,
Иван глянул - обомлел!
Не вода, а кровь текла,
Та, что пролита в века,
Всех народов на земле
Когда бились на войне.
Тут, Иван наш бледный стал,
Чуть он в реку не упал,
Но призывно конь заржал
Тем Ивана удержал.

Изменилось все вокруг,
Сад Иван увидел вдруг,
Сад прекрасный, чудо-сад.
Фрукты съесть Иван был рад,
Поманила спелость их:

-  Вот, набрать бы на двоих!

Слышал он от них слова,
Удержаться смог едва:
- Съешь скорее нас дружок,
Ну, попробуй хоть разок.

Королевна: « Есть нельзя,
Дома ждут тебя друзья,
Если съешь, будет беда,
Не вернешься никогда!
Дам тебе я плод потом,
Съешь, увидишь отчий дом,
Будешь, Ваня, ты в свой век
Правдолюбец- человек!».

Спешились они в саду.

-  Тебя к яблоне веду.

Королевна говорит:

- Яблоки ее магнит
Правду, истину в себя
Забирают, их храня.
Тот, кто съест волшебный плод,
Правду жизни узнает,
Да, не каждому дано
Отыскать в саду ее.
С виду дерево как все,
Но под силу это мне.
Вот оно! Сорву плод я,
Съешь волшебного огня.
Съел Иван и в миг уснул,
В сновиденьях утонул:
Видел мир и видел брань,
Видел, как взимают дань
С покоренных городов,
Истязание рабов,
Плач детей, веселый пир,
Весь земной и водный мир.
А когда очнулся он,
Понял для чего рожден –
Свет и правду людям дать,
О беде предупреждать.

-  Вот и понял ты, Иван,
Правда, где, а где обман.
Очень рада за тебя,
Только трудная стезя
Ясно видеть и все знать,
Глаза людям открывать,
А теперь надо спешить
В царство фей, где будем жить.

Снова вместе, на коне
Скачут к сказочной стране.
Долог путь, но есть конец.
Башен зубчатый венец
Увидал Иван вдали,
Чудо-город той земли.
Понял Ваня – Страна фей,
Этот город главный в ней.
В него въехали они,
Колокольный звон, огни,
Народ выбежал встречать,
Королевну величать.
Слез Иван с коня скорей,
Затерялся средь людей.
Королевна в счастье вся,
Ждет прибытия царя,
Он на встречу поспешил,
Обнял дочь, заговорил:

-  Долго не было тебя,
Не было такого дня,
Чтоб тебя не ждали мы,
Не готовили пиры.
Расскажи, где ты была
И кого нам привезла?

Отвечала дочь отцу:

-  В пору мне идти к венцу,
Привезла я жениха,
Чуть сдержалась от греха,
Сладко целовалась я,
Полюбила не шутя.

Тут отец нахмурил бровь:
-  Где же он? Он не с тобой?

-  Ах, куда же делся он?

Прозвучал царевны стон.
А Иван молча стоял,
Потому, что правду знал:
Не отдаст царь свою дочь,
Выдать он ее не прочь,
Но жених  нужен другой,
Из страны фей, вот какой.

От любви, что в ней была
Королевна расцвела,
Засветилась изнутри,
Краше стала раза в три.
Иван смотрит из толпы,
Молит: « Оглянись же ты,
На меня взгляни хоть раз,
Одари сияньем глаз».

И она взглянула вдруг,
На толпу людей вокруг,
Но Иван не виден ей,
Он невидим в стране фей.
Его стала она звать,
Он не может отвечать,
Слово ей молчать он дал,
И от этого страдал.

Стал Иван в стране той жить,
Сам учиться, чтоб учить,
В будущем простых людей,
Стариков, малых детей.
Много нового узнал,
Уклад жизни поражал:
Все живут в согласье здесь
И работа для всех есть
По душе, ей каждый рад
И не ждут других наград,
Лишь друг другу угодить
И стране полезным быть.
Нет здесь злобы и вражды,
Бедности и нищеты,
Здесь искусство ценится,
И никто не ленится.
Талант можно развивать,
В этом будут помогать.
Для ученых в стране Рай,
Открывай, изобретай,
Чтоб науку продвигать,
Гениям простора дать.
Но любовь всего важней,
В стране первенство за ней,
Любовь к людям и зверям,
И к отцам, и матерям,
К небу, что над головой,
К земле с лесом и водой,
И к песчинке, и к цветку,
И к лесному ручейку,
Здесь любовь в семье царит,
Сердце с сердцем говорит.

Правит всем мудрейший царь,
Стороны сей государь.
Как народу счастья дать,
Все по совести решать
Знает он, ему дал Бог
Право власти и помог
Страну радости создать
И разумно управлять.
Есть помощницы ему,
Иван видел не одну
Фею-кроху при крылах
На деревьях и кустах,
Словно чудо мотыльки
Так нежны и так легки.
В стране всюду они есть,
Сколько их не смог он счесть.
И снуют они везде,
Не дают придти беде.
Раньше всех все узнают
И царю передают.
Он приказы с ними шлет,
Вот так жизнь в стране идет.

Также интерес Иван
К здешним людям проявлял:
Почему болезней нет?
И живут до скольких лет?
Обучают как детей?
Сколько здесь живет людей?

Все, что Ваня узнавал
В той стране, запоминал,
Чтоб, вернувшись, научить
Род людской подобно жить.

Только вот одна беда –
Королевна, иногда,
Появлялась на пути,
Чтоб любовь свою найти.
Но невидим был Иван,
Тот указ Царь феям дал,
Что бы, сделали таким,
Хоть претило это им.
А Иванова любовь
Страстью вспыхивала вновь,
Когда деву видел он.
Не сдержал, однажды, стон,
Находясь вблизи ее,
Так присутствие свое
Выдал королевне, в раз
Видимым он стал для глаз.

Королевна обмерла,
Ваню за руки взяла:

-  Коль меня все любишь ты,
Не забыл своей мечты,
Мы сейчас к царю идем,
Он позволит жить вдвоем,
Свадьбу нашу сотворит,
И любовь благословит.

Отвечает ей Иван:

-  Я тебе на век отдан,
С каждым днем любовь сильней,
И живу я только ей,
Но отец твой, знаю я,
Дочь не выдаст за меня.
Твой жених будет другой,
Из страны фей, вот какой.

Королевна смущена,
Призадумалась она
Выслушав Ивана речь:

-  Выход есть,  надо привлечь
Фей, и помощи просить,
Что бы стали доносить,
Будь-то, гибну от любви,
Жить осталось мне дня три.
Испугается отец,
Отведет нас под венец.

Все сбылось и пир горой
Прокатился над страной.
Царь согласье свое дал
И три года обещал,
Что Иван будет любим,
А потом расстаться им
Предназначено судьбой,
Ведь, Иван должен домой
Возвратиться в отчий дом,
Жить в краю своем родном.

Где любовь и там, где лад,
Годы быстрые летят.
Срок пришел, пора назад,
Но Иван тому не рад.
Королевна ждет дитя:

-  Дай, Отец, всего три дня,
Пусть еще здесь поживет,
Сына на руки возьмет.

Царь взглянул на свою дочь:

-  Не могу тебе помочь.
Слово царское дано,
Нерушимое оно.
Ты, Иван, зря не горюй,
Королевну поцелуй.
Обещаю: сын придет,
Он твой дом, тебя найдет,
А теперь вина испей,
Спать ложись ты поскорей.

Просыпается Иван,
В голове его туман.
Лес, поляна, край родной:

-  Сколько спал я, Боже мой!
Видел я чудесный сон,
Был любовью поражен,
А еще был дар мне дан –
Правдолюбец ты Иван,
Надо мне домой бежать
О своем сне рассказать.

Вышел к дому, обомлел:
Дом от старости просел,
Сгнила крыша, висит дверь,

-  Где же все живут теперь?

И пошел Иван искать,
От людей что-то узнать.
Встретил дедушку, спросил:

-  Где те люди, кто здесь жил?

Щурит дед свои глаза.
По щеке ползет слеза.

-  Ох, глаза мои болят!
Много лет тому назад
Было здесь мое село,
Это было так давно.
Этот дом родным мне был,
Малый я, но не забыл,
Как мой старший брат исчез.
Погулять пошел он в лес,
Там, в лесу он и пропал,
Как, куда никто не знал.
Мать, отец в земле лежат,
Жизнь забрал пропавший брат.
Всех родных похоронил,
Я к могилам приходил.
Сам не знаю, почему,
Приходя, чего-то жду.
Все труднее ходить мне,
Годы уж мои не те,
Да и вижу плохо я.
Кто ты есть? Как звать тебя?

Тут Иван к брату припал:

-  Что ж меня ты не узнал?
Я, Иван, твой старший брат.
Ты не веришь? Ты не рад?

Старик смотрит и молчит,
Ничего не говорит,
Да, и как ему понять:
Он старик, брат юн опять.

Рассказал ему Иван,
Что он был в одной из стран,
Но вернулся сюда жить,
Людям честно послужить.
Правду жизни показать,
Как жить лучше, рассказать.
Молодой он потому,
Что дано было ему
Жить в стране, где за миг год,
Время быстро там идет.

Брат от радости горит
И Ивану говорит:

-  Я живу один давно,
Без удобств, мне все равно,
Склоны гор меня зовут,
Там в пещере мой приют,
Ты, пойдем со мной туда,
Будем вместе навсегда.

Правдолюбец – человек
Поселился там навек.
Брат не долго с ним прожил,
Он его похоронил.
Стал один в пещере жить,
Людям правду доносить,
Помогал, лечил он всех,
Утешал, коль, видел грех
Исправляться призывал,
Никого не осуждал.

Завершил Иван рассказ.
Речь его не один час
Длилась, и не мало сил
Отняла, он все ж спросил:

-  Кто ты юноша? Как звать?
Как тебя мне величать?
И откуда родом сам?
Мудрый ты не по годам.

-  Мое имя - Алексей,
Жить пришел среди людей,
Чтобы мир народам дать,
Хватит кровь им проливать.
Жил я раньше в стране фей,
С дедом, с матушкой своей.
Вот послали в путь они,
Чтобы мог тебя найти,
Передать от них привет,
Сообщить, что много лет
Живут, образ твой храня,
И сказать, что твой сын я,

« Ты мой сын!» - Иван вскричал:

-  Вижу, это не обман.
Сколько я ночей не спал,
Увидать тебя мечтал.
Сдержал слово царь - отец,
Сына вижу, наконец!
К сердцу дай тебя прижать.
Ты мне должен рассказать
Про свою родную мать,
Все хочу о ней узнать,
Помнит ли она меня,
Иль другой, ее любя,
В сердце у нее живет,
И меня она не ждет?
Что она уже стара,
Что пришла ее пора
О красе своей забыть,
В старости спокойно жить?

« Нет!» - Ответил Алексей:

-  Ты счастливый из людей,
Моя матушка всегда
Говорила про тебя,
Что один ты для нее
В жизни, больше никого
Не желает она знать,
И велела мне принять
Твою ношу на себя
И отправить к ней тебя.
Она также молода
И красива как всегда.
А еще она сказала
И мне строго наказала,
Чтоб в пещере жил, пока
Не придет брат и тогда,
Я вернусь в свою страну,
Там невесту я найду.
А живя среди людей,
Буду зваться Алексей –
Правдолюбец - миронос,
Так, как мир сюда принес.

Вот вино, его испей
И ложись спать поскорей,
Будешь в стране фей другой,
Снова станешь молодой.
Только раньше дай обнять
И тебя поцеловать.
Для меня мечта сбылась,
Я отца увидел, страсть
Изводила молодца –
Быть похожим на отца!
Очень трудно мне, поверь,
Отпустить тебя теперь.
Видел я тебя во сне,
Что живешь в другой стране,
Что пещера твой приют,
Люди толпами идут
К той пещере за добром,
Чтоб честнее быть потом.
После снов, деда терзал,
Чтобы он мне подсказал,
Как достойным тебя стать.
Вот, что я хотел сказать.
Ну, и все, пора тебе,
Передай привет родне,
Придет время в стране той
Будем вместе мы с тобой.

Обнялись отец и сын,
Алексей, вдруг, стал иным.
Силу правды в себя взял,
Отец сыну передал.
Чашу выпил, спать пошел,
Так Иван покой нашел.
В забытье еще лежал,
Но уже он сознавал,
Что вернулся в ту страну,
Где увидит он жену.

Вот глаза свои открыл
И от счастья воспарил:
Перед ним стоит она –
Королевна и жена.
Понял Ваня, их любовь
Все жива, волнует кровь.

Обнявшись, пошли к отцу,
Уж приблизились к крыльцу,
Как он сам идет с клюкой,
Уже старый и больной.
Видно, что Ивану рад:

-  Вот, вернулся ты назад.
Видишь: стар я и устал,
Но тебя я долго ждал,
Чтоб правленье передать
И тебя царем назвать.
Отдохну на склоне дней,
Буду ждать от вас детей.
Внуку смену возращу,
К людям в помощь отпущу,
Будет там из века в век
Жить достойный человек!



             Конец