Потеря бесценного дара

Марина Синиченкова
"Портрет" - это одна из повестей цикла "Петербургские повести" Николая Васильевича Гоголя.
В повести "Портрет"  Гоголя рассказывается о молодом художнике, который купил портрет старика на свои последние деньги. И после покупки картины, художнику начинают сниться кошмары, в которых он видит, как старик, изображенный на полотне, выходит из своих "оков" и бродит по комнате. Также, старец на картине имеет очень выразительные, пугающие глаза, и все, кто смотрит на этот портрет, испытывают чувство "взгляда на себе".
Невольно начинаешь задумываться о том, чем именно тебя глубоко трогают определённые произведения искусства, которые могут быть абсолютно не замечены другими? И вот ты можешь замереть возле неизвестного портрета или пейзажа только потому, что почувствовал посыл автора и в душе у тебя заиграли совершенно особые струны, которые могут молчать возле признанного абсолютно всеми шедевра.
И что такое, вообще, шедевр? Разве может он быть эталоном для всех? На мой взгляд, в данном вопросе не может быть единого мнения.
Просто кому – то ближе музыка, кому – то живопись, а кому – то без литературы невозможно представить своё существование.
Перед любым художником всегда стоит выбор. Или ты будешь бедным и пишешь по своему вкусу, не заботясь о том, что о тебе подумает общественность. Или потакаешь знатным особам и пишешь то, что угодно им, но не тебе. Кушать-то хочется. И самое страшное здесь-это сделать из искусства ремесло.
В повести стоит проблема нравственной ответственности перед искусством.
Молодой, бедный художник Чартков, безусловно, обладавший талантом, очень предан своему делу. Воспринимает искусство не как работу, а как нечто больше.
Но тем не менее в нем проявляется страсть к деньгам. Они полностью овладели его судьбою.
Между тем сама повесть не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Это не просто гениально написанная страшилка о таинственном "живом" портрете. Да, повесть, действительно, насквозь пропитана мистикой, однако вопросы в ней поднимаются, скорее, философско-нравственные...
Если говорить конкретно, то в первую очередь речь в ней идёт о проблеме выбора, неизбежно встающем перед каждым творцом - художником, скульптором, литератором. Кому служить - Богу или Маммоне? Истине или Золотому Тельцу? Гоголь в своей повести по этим вопросам высказывается вполне однозначно.
В Европе примерно в то же время создаётся весьма похожее по духу и стилю произведение - повесть О. де Бальзака "Шагреневая кожа". Герой этой повести точно так же продал душу в обмен на исполнение своих желаний. И, хотя морально-нравственный посыл "Шагреневой кожи" был несколько иным, чем в "Портрете", обе повести сходятся в главном: за всё в этой жизни рано или поздно придётся заплатить.
Иногда в этой книге видят мистику, ужасы и всяческую запредельность. Но повесть, на самом деле, и проще и сложнее . Она о нравственном выборе.
Кто любит бедность? Никто. Кому в радость жить в нищете? Никому. Вот и художник Чертков захотел быть богатым. Можно ли его за это осуждать? Нет, конечно!
Но оказывается, не всеми средствами можно добиваться богатства.
Оказывается, нельзя жертвовать ради богатства не только другими, но и собой - своим талантом, своей душой.
Отказавшись ради денег от развития своего таланта, ты, оказывается, уничтожил самого себя. Именно "себя любимого", ради которого ты всё это и делал!
И в чем же смысл жизни? В поиске себя... таланта. А талант- это то истинное, чистое, душевное.
Если честно, я думала, что "Портрет" Гоголя будет чем-то похож на "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. А вот и нет! Хоть и там и там присутствует портретная мистика, но она разная.
В повести Н. В. Гоголя "Портрет" помимо мистики и устрашающей сюжетной линии есть поучительная нотка, которая заключается в потере бесценного дара.