В Лувре. Окончание

Эльвира Гусева
Встреча  с  новыми полотнами, да какими (!), предстояла напоследок.  Кажется,  я  никогда  раньше не видела картину  «Большая  одалиска»  Жана Энгра.  Она  необыкновенная, сразу схватывает внимание и не отпускает. Дело вовсе не в её размерах, просто  она, действительно, хороша.

На  шёлковых простынях  нежится  молодая красавица, художник  показывает её зрителю со спины. На тёмном фоне спальни, смятых покрывал и драпировок, её тело  кажется  особенно гибким  и  женственным, в то  же время  упругим  и  нежным, кожа  персиковой, бархатистой.

Наслаждаясь её  красотой, мы не сразу  заметили, что  поза юной куртизанки  не совсем  правдоподобна, нарушены пропорции тела. Слишком длинная спина  и  правая  рука, а левая нога закинута так, что в такой позе  не может быть ни неги, ни  комфорта.

Жан  Энгр  умышленно идёт на такие нарушения, подчиняя  их  выразительности и художественной ценности  картины.  Это ему удалось, зрители любят эту картину,  с удовольствием её рассматривают.

Завораживает    обнажённое тело,   представленное  необычно – без  вызывающей откровенности и пошлости,  оно обретает черты   совершенства   присутствием  восточных украшений. Браслеты  подчёркивают  тонкое  запястье,  золотой  обруч,  с  рубиновыми  и жемчужными  украшениями,  привлекают ещё большее внимание   к  молодому  телу девушки. Загадочный  взгляд  её  красивых глаз вызывает восхищение.

Эта картина стала самой  значимой  и известной  в творчестве   Жана Энгра. Он писал её для  Каролины  Мюрат, королевы  Неаполя и младшей  сестры Наполеона. Картина была готова в 1814 году, когда  Наполеон был лишён власти,  в  жизни его приближённых произошли огромные перемены. Купить  картину Каролина отказалась.  Она была продана в частные руки  богатого человека, и долгие годы украшала его покои.

Спустя много лет,  «Большая одалиска» была куплена Лувром, являясь с тех  пор  его украшением  и  особой  ценностью.

Следуя  за экскурсоводом, мы подошли к  следующей картине, которую я  почему – то  не видела   раньше.  Она называется  “Женщина с жемчужиной”  Жана - Баттиста Камиля  Коро.  При первом знакомстве  с ней мне показалось, она чем – то похожа на «Джоконду», скорей всего,  та же посадка,   а   может и ещё что - то.

Лена рассказывает  о художнике, истории создания картины, а я, не отрываясь, смотрю на неё.  Какая  удивительная   женщина, какое – то  неземное создание… как можно написать такой  живой,  и в  то же время, нереальный  портрет. За  такой  приятной внешностью скрывается  тонкий и  глубокий внутренний мир.

Большую роль играет контраст – приём, который  положен в основу портрета.  Спокойное  лицо, загадочный взгляд, сочные губы,  на которые падает мягкий свет,  на тёмном фоне смотрятся  ещё более  тонко  и нежно. Свет мерцает  в тёмных волосах, листочках,  едва заметной  тончайшей вуали, скользящей по лбу.
 
Он отражается и в скромной одежде,  сочетаясь  с её цветами: голубым, слегка желтоватым, розовым и коричневым. Книзу свет темнеет, но это нисколько не мешает художнику показать красивые руки женщины. Длинные, тонкие пальцы  выглядят особенно изящно,  тонкое  колечко  с жемчугом  подчёркивает эту красоту.

И всё – таки, я не ошиблась: Жан - Баттист  Камиль  Коро  писал этот портрет  под впечатлением «Джоконды», хотя многое  ему не удалось,  а  может, он и не ставил перед собой такой цели. Портрет получился  достаточно тонкий и поэтичный.

Зрители  Лувра  любят  эту картину, мне она тоже понравилась.
 
Один из лучших представителей французской  школы романтической живописи  был Эжен  Делакруа.  Его картина  «Свобода, ведущая народ» знакома с  уроков  истории. Однако, многие склонны к тому, что автор изобразил события Великой французской буржуазной революции, и  это  не так.

Делакруа писал это полотно по событиям другой революции 1830 года, когда в результате уличных боёв  в Париже, был свергнут  последний король из династии Бурбонов. Художник не  участвовал в  них, но, окрылённый  победой,  был полон решимости изобразить их на полотне.

Спустя три месяца, он представил публике свою работу, которая  вызвала восхищение и по достоинству была оценена  народом. Один фрагмент  из тех кровопролитных событий, но сколько в нём  реализма и драматичности!

Сквозь  дым  пожарищ и сумятицу, навстречу свету, пробивается женщина – Свобода, держащая в руках трёхцветный флаг Республики. Залитая светом, эта фигура главная на картине. Путь её крайне труден, дорога усеяна  телами погибших друзей, но  те, кто ещё жив, следуют за ней.  Это  люди разных социальных слоёв, но их  объединяет общая цель – борьба за республику. Впереди много испытаний, кому – то суждено погибнуть…

Обнажённая женская грудь подчёркивает решимость идти до конца, а уж если  умереть, то грудью на  королевские  штыки. Солидарность художника  с революционерами, Делакруа  проявляет, изобразив себя  в числе борцов за  республику, хотя прямого участия  в боях он не принимал.

Картина  яркая, динамичная, отличающаяся  особой пластичностью и ярким светом, наиболее точно предаёт колорит и настроение французского общества того времени.

Заслуги автора были по достоинству оценены, и в Лувре она занимает особое место.
Это была последняя картина, которую пришлось посмотреть. К сожалению, наше время закончилось, и мы вынуждены покинуть музей.

Направляясь к выходу, я шла вместе с экскурсоводом Леной, мне хотелось узнать, кто  и как ухаживает за экспонатами, ведь их так много.  Она ответила, что каждый  вторник Лувр закрыт для посетителей,  в этот день  в залах  проводится  уборка. Мягкими  ёршиками  экспонаты очищаются  от пыли.

Меня интересовало, как часто  освежаются краски  на полотнах, ведь они со временем  темнеют, портятся. От моего пристального взгляда не ускользнул тот факт, что моя  любимица  «Джоконда» стала заметно темнее. Лена согласно  кивала, но ответить не успела.

Мы спустились  вниз, где нас уже ждал  Александр. Я хотела поблагодарила Лену и почти уже попрощалась с ней, но она сказала, что мы ещё встретимся  в Версале.

Фото из Интернета. Благодарность автору.