Немного о рыбаках

Горешнев Александр
А доводилось ли вам, дорогие земляки, отмечать иные особенности рыбной ловли в пределах отчизны. Эти мелкие и крупные отличия способны, если не свести вас с ума, то навеки заставить распрощаться с достойным занятием далеких предков.

На днях любимый зять тети Любы приволок невесть откуда полведра едва вылупившихся карасиков - всем двором уговаривали тетю Любу выбросить тот улов на потребу кошкам, благо многие из них в наших сухих степях голодают.

Уговорить тетю Любу не удалось, и она весь свой жаркий тяжелый день отдала разделыванию этих аквариумных рыб, даже не понятно для какой цели - настоящие рыбаки знают, что ни вкуса, ни пользы мальки не имеют. Это ль не азарт добытчика? Нет, - скажу я вам. Настоящий азарт я видел только в глазах жителей Прикаспия, пораженный восторгом людей, изловивших полдюжины осетров вообще неведомым способом. Да, многие из них сейчас являются счастливыми обладателями самых совершенных орудий истребления рыбного короля, данного Богом и размножаемого, в основном, Астраханскими садками. Но еще многие и многие гоняют рыбу дырявыми ведрами, клетушками дедовских курятников, ускоряя процесс пожарным багром. Иные счастливцы, раздобыв где-то 100-летний мотобот, прикручивают к его корме любого типа конструкцию, были б обрывки арматуры, да загогулины, и протягивают ее по прибрежным банкам: улов будет. В Москве очень престижно потом выставляться с этими яствами за праздничным столом.

Зимой на тундровых гладях замерзших рек и озер очень легко разглядеть с вертолета неподвижные холмики, сильно занесенные снегом. Это местные рыбаки: несколько дней они могут вот так поджидать добычу, время от времени выходя из транса, чтобы правильно уложить ее.

- Семен, это ты? Просыпайся - залетели на пять минут! Чейндж прежний оставляем? Мешок чира - на литр? Давай-давай, да не замерзнешь теперь...

Серьезную конкуренцию в среде поставщиков браконьерских приспособлений создали китайцы. Редко кто не наматывал на винты их дешевые нейлоновые "путанки". Что характерно: сейчас это явление не "дальневосточное", скажем, характерное для тихих заводей восточных рек. Они "опутали" буквально все водоемы буквально всей страны. Говорят, особенно снасть эффективна во время нереста.

Только поморские женщины искренне оплакивают уходящих мужей на промысел в холодные воды севера на их утлых, неустойчивых суденышках. Так повелось исторически: на новый флот денег не было никогда, и по статистике еще совсем недавно каждый пятый экипаж был обречен.

И все же хотелось бы как-то срезать острые углы. Представьте себе, в хорошую погоду очень четко проглядываются с судна тралового флота японские и аляскинские берега. Когда тамошние китобои отходят от причалов уйма аборигенов с шумом и добрыми пожеланиями выходят из своих убежищ, чтобы просто пожелать удачи и хорошего улова. Браконьерство, похлеще нашего. Зато красиво.