Александр Невский

Сергей Алексеевич Порохин
      
СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ

                «Камо, княже, очима позриши ты, тамо мы головами своими вержем!»
                (Новгородцы Александру - СП)
      
 «Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю нf берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия. (…) Подвиг смирения  ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой».
                (Митрополит Санкт-Перербургский и Ладожский Иоанн)

      Александр Невский (1220-1263)  – Великий князь Владимирский и всея Руси. Он был умелым полководцем и политиком, сумевшим разгромить в 1240 г. на Неве шведов, в 1242 г. разбил Ливонских рыцарей на льду Чудского озера (Ледовое побоище). Этими сражениями он оградил от врагов северо-западные пределы Руси. Сознавая невозможность борьбы с могущественной Ордой, Александр политическими действиями приобрёл расположение Батыя и его приемников, тем самым спас Русь от неизбежного разорения.

Русской Православной Церковью Александр Невский почитается святым. В память этого Великого князя и прославленного святого Российский Император Петр 1 учредил орден Св. Александра Невского. В Великую Отечественную войну в СССР был также учреждён орден Александра Невского.
 
                ***
    
На телеэкране с начала нового учебного года идёт передача «Суд времени», где главным судьёй выступает политик Сванидзе. Кажется, уже всем понятна задача данного судьи - это дискредитация  Отечественной истории, а в ней - главных российских государственников, таких как Генералиссимус Сталин, Петр Великий, Иоанн Грозный. Очередь дошла и до Святого Благоверного Князя – великого русского подвижника-полководца Александра Невского. Можно, конечно политизировать на историческом поле, Ведь это так модно сейчас. Но народ на протяжении веков обманывать невозможно. Вот и сейчас наш народ вынес свой вердикт. 89% телезрителей, принявших участие в голосовании признало роль Александра Невского не как губителя Руси, вынужденного пойти на союз с Ордой, а как спасителя Руси и ею народа. Такой вердикт - хорошая пощёчина для швондеров от истории.   

                ***
      
12 апреля 2010 года исполнилось 790 лет со дня рождения Великого князя Александра Невского. Также минуло 768 лет с того самого дня 5 апреля 1242 года, когда на Чудском озере произошло Ледовое Побоище, а слава об этом историческом событии не умолкает  и по сей день. В тот день Александр Ярославович  во главе суздальской дружины  и новгородского  ополчения разбил на льду озера войско Ливонского ордена немецких рыцарей-крестоносцев и литовцев. Это было то время, когда татаро-монгольские полчища опустошали Русь, жгли русские города, уже пали такие твердыни, как Рязань, Владимир, Киев…
    

И что же это за победа такая, что среди сотен битв, проходивших на тысячелетнем отрезке истории Государства Российского, именно этой принадлежит особое место? Победа была одержана князем Александром Ярославичем, уже и тогда именуемым Невским.(1) (Двумя годами ранее, в июле 1240 года, он одержал блестящую  победу над шведами в устье Невы. Это было то время, когда татаро-монгольские полчища опустошали Русь, жгли русские города, уже пали такие твердыни, как Рязань, Владимир, Киев…)
    

В 1242 году  князю Александру шёл ещё только 23-й год от роду. Но  был он князь по характеру волевой, и не по летам мудрый, прекрасно разбиравшийся как в искусах политики, так и в полководческом деле. Он проявил себя поистине зрелым мужем, способным своим государевым провидческим оком видеть сложнейшие хитросплетения действительности и предвидеть грядущие события. Как-никак сей князь Александр с 1336г. «сидел на столе» в Великом Новгороде и, благодаря природным задаткам, многому чему научился. Главное, он поднаторел управлять, т.е., реально княжить.

А княжить в Новгороде было не так-то уж просто. С одной стороны, он обязан был строго выполнять волю своего отца-батюшки - Великого князя Ярослава Всеволодовича, а с другой стороны - оставаться князем, угодным своим вольнолюбивым новгородцам, признававшим в случае раздора межу князем и народом как высшую власть над собой – только вердикт народного веча.

Такое двойственное положение князя заставило его овладеть искусством правления, иначе бы ему не усидеть на «столе Новгорода». Прошло несколько лет, и Александр мог, в зависимости от обстоятельств, проявить то дипломатическую гибкость, то применить жёсткую княжую власть. Именно этот  князь-воин оказался в центре главных событий в  роковое для Руси  время, когда привелось ему вершить в ней свою «государеву волю».
    
Так уж совпало, что именно в это время, можно сказать, исторически синхронно, по всей вероятности не сговариваясь друг с другом, с Востока и с Запада сошлись на Русь две могучие и враждебные ей силы. С Востока – полчища татаро-монголов под предводительством хана Батыя, в 1237 году вновь опустошившие русскую землю. Уцелели только Север: земли Великого Новгорода.

С Запада же, собравшись с силами, после крестовых походов в Сирию и в Палестину, к русским рубежам придвинулись шведские и немецкие завоеватели. Сначала шведы, а затем и немецкие рыцари-крестоносцы спешили овладеть этим краем, пока большинство русских княжеств после нашествия Батыя лежало в руинах: многие города были сожжены, а их жители безжалостно истреблены. Псы-рыцари, усиленно благословляемые римским папой и католическими епископами к походу на Восток под предлогом приведения финнов, угров, руссов к «единой» вере(католической) двинулись на Русь с Запада. По сути дела, они осуществляли Drang nach Osten, которое было лейтмотивом политики Запада ещё  с 1201 по 1941г., (которое уже после расчленения Советского Союза вновь с удвоенной силой возобновляется).
      
В то роковое время для Руси, «. . . Стремление пап совпало  с дикими хищническими наклонностями германских, шведских, литовских и др. рыцарей». Вся Западная Европа в ХII и ХIII веках превратилась в огромный вооружённый лагерь, посылающий на православный Восток многочисленные армии. Утвердив власть папы  в Сирии и Палестине, крестоносцы в самом начале ХIII столетия покорили и тогдашнюю Византию.

Ужасны были неистовства латинян при взятии в 1204 году Константинополя! Православных греков избивали беспощадно, не разбирая ни звания, ни пола, ни возраста» (2) – так описывал те события русский историк М. Хитров в Х1Х веке. За  покорением Византии такая же участь готовилась и нашему Отечеству.   

Казалось, момент благоприятствовал. Большинство русских княжеств были опустошены набегом татаро-монгольского хана Батыя.  А победителю шведов, молодому князю Александру Ярославичу, своенравные новгородцы отказали в «столе» за то, что он не намерен был в столь суровое время потворствовать их  «природным» вольностям.

Решение новгородцев было таково: «Ты, княже, себе, а мы себе».  Зимой 1240 года Александр Ярославич переехал с дружиной и домочадцами в город Переяславль. Но уже вскоре новгородцы стали упрашивать князя Ярослава Всеволодовича – отца Александра Невского, чтобы тот опять возвратил им своего сына на новгородский стол, т. к. тучи над Русским Севером всё более и более сгущались. 

Дело касалось не только одного Новгорода, а и всей русской земли - и Александр поспешил  прийти на помощь новгородцам. Тевтонские рыцари в 1240-1241 гг. усилили  натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. К 1242 году они захватили Псков, а также города Ям и Копорье и снова начали угрожать Великому Новгороду. Зимой 1242 г. Александр Невский со своими суздальскими дружинами при поддержке новгородцев и псковичей напал на стоявший в Пскове немецкий отряд. Освободив Псков, он двинулся на главные силы ливонцев.
    
Вот как описывает это  сражение В. Бочкарёв, «Исторический журнал», №№ 3-4, 1942 г., с.119-120:
    
«Александр решил дать решительный бой рыцарям на льду Чудского озера. В свою очередь рыцари, получив к этому времени большое подкрепление из Германии, готовились не только дать мощный отпор войску Александра Ярославича, но рассчитывали захватить и покорить все русские земли.

Орден собрал большую силу: здесь были почти все его рыцари. Против Александра собрались почти все германские рыцари ордена, было призвано и подчинённое им население, или по летописной терминологии, чудь. Послал помощь и датский король.
    

Узнав о движении сил врага, Александр решил стянуть всё своё войско к Чудскому озеру, чтобы дать бой на льду его. Дело шло уже к весне; было начало апреля, и лёд на озере стал заметно подтаивать. Ясно, что тяжёлая, закованная в доспехи немецкая рать должна была подломить этот лёд и в значительной своей части погибнуть на дне озера. Таков был замысел  Александра. 5 апреля 1242 г. у Воронова Камня, близ урочища Узмень на Чудском озере, произошло  то знаменитое  сражение, которое вошло в историю под именем Ледового Побоища.
   
Излюбленным тактическим приёмом немцев было наступление плотной массой пеших воинов,  окружённых закованными в железные доспехи рыцарями. Всё это построение имело вид клина, или треугольника, направленного остриём вперёд. Такую немецкую боевую колонну  русские называли «свиньёй». Всё это рассчитано было на то, чтобы, вбив такой клин в центр расположения неприятеля и расстроив его ряды, ударить затем по его флангам, развернув наступление вправо и влево.
    
Эта тактика немцев Александру была хорошо известна. Против этой-то «свиньи», которая своим рылом должна была подрыть ряды русской армии, Александр Ярославич задумал свой, блестяще осуществлённый им, тактический приём.

Своё войско на противоположном берегу Чудского озера он расположил так, что его центр был преднамеренно ослаблен, оба же крыла русского расположения были чрезвычайно сильны, и здесь были сосредоточены наиболее опытные и лучше  вооружённые части русского войска.

Выдвинув на значительное расстояние вперёд небольшой авангард, который заранее рассчитанным отступлением должен был заманить немцев на лёд Чудского озера, Александр для решительного удара выделил отборную часть своей дружины в виде вспомогательного заслона. Этот отряд скрыт был за Вороньим Камнем – той скалой, которая находится как раз на берегу Чудского озера. В нужную минуту он должен был ударить в тыл неприятеля и довершить разгром.
    
По передовому русскому отряду под начальством Домата Твердиславича и Кербета немцы ударили чуть ли не всеми своими силами. Домат был убит, немало погибло и других русских воинов в этом «разгоне»», как летопись называет передовой отряд. Часть его ратников взята была немцами в плен, но остальные стали быстро отступать, увлекая за собой рыцарей.
    
Опьяненные успехом, немецкие  рыцари на полном скаку врезались в русские полки. Разорвав русский фронт  на две части, немцы думали развернуть нападение на оба фланга войска Александра Ярославича, в котором преобладали пешие отряды новгородцев и псковичей.

Но сильные русские фланги сжали немецкую рать стальными клещами. От их дружного, массового наступления рыцарям нельзя было броситься в атаку, их конница стала пятиться назад, сжимая и давя свою собственную пехоту.

Сгрудившись на небольшом пространстве, рыцари, закованные в тяжёлые доспехи, на конях, покрытых железными панцирями, представляли собой  такую грузную массу, что под ней лёд стал давать трещины и ломаться.

Открылись полыньи, куда стали погружаться и конные и пешие немецкие воины. «И бысть ту сеча зла и велика», – пишет летописец, давая яркую картину разгрома немецкой рыцарской рати. «И труск  от копий ломления и звук  от мечного сечения!» –  восклицает он, добавляя: «Яко же морю помершью двигнутися и не бе видети  леду, покрыло бо есть все кровию».
   
Разгром «псов-рыцарей» довершён был теми дружинниками, которые конным строем ринулись им в тыл из-за Воронова Камня. Ряды немцев совсем смешались, и они, давя друг друга, искали спасение в паническом бегстве. Русская рать преследовала бегущих немцев и чудь «и биша их на 7 верстах по леду до Суболичьего берега» (3).
   
По окончанию битвы князь Александр торжественно вступил во Псков во главе своего победоносного войска. За конём Александра шли, понурив голову, те гордые немецкие воеводы, которые собирались покорить всю Новгородскую землю. Духовенство псковское встретило победителя с крестами и иконами. И всё же, выиграв это сражение, Александр не решил политических задач.

Победа не устранила опасности нового немецкого наступления, ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. «Города-крепости: Рига Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступления  европейского рыцарства с Запада.

При этом  немцы могли постоянно пополнять свои войска, т.к. в ХIII веке  в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силам. Натиск западного суперэтноса на Русь был по-прежнему угрожающе реален» – писал о тех событиях Лев Николаевич Гумилёв. (4)   

И князь Александр Невский нашёл единственно верной решение. Он понял масштаб опасности, грозящей  стране  с Запада. Логика событий заставила  князя Александра Невского искать союзника в лице могущественных татаро-монгольских ханов. Александр  был выше своих  эмоций  и действовал во имя спасения Родины.

А ведь именно в Орде умер в 1246 году в Каракоруме  его отец, Великий князь Ярослав Всеволодович, который приехал туда на празднования по случаю избрания  Гуюка Великим   ханом. Широко был распространён тогда слух о том, что Великий князь Ярослав Всеволодович был отравлен вдовой хана Угедея.

Исторически подтверждено, что слухи эти распространял представитель папы. «…И делал это после того, как все попытки римского престола выпросить у монголов под своё управление Русскую Православную Церковь провалилась, как провалились попытки латинян силой покорить Северо-Восточную Русь» (5)

Каково же было среди подобных слухов творить свою политику сыну покойного Ярослава Всеволодовича – его наследнику Князю Александру Ярославичу? «Какие чувства переполняли отважное сердце осиротевшего князя… Как же воспламениться, как же не разгореться в сердце праведному огню мщения?» - спрашивает писатель-историк Николай Коняев. И отвечает: «Но Александр Невский не просто герой. Он – святой князь. Смиренномудрие, не вписывающееся в западный героический эпос, уживалось в святом Александре Невском с воинским бесстрашием и дерзкой отвагой. Александр Невский принял решение, потребовавшее от него, быть может, большего героизма, чем любой бранный подвиг. Ради спасения Отечества и Православия князь готов был пожертвовать собою и своей славой непобедимого героя…» (6)
   
«В 1252г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком…. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра». (7)

Умер Александр Невский, возвращаясь из «Золотой Орды». Ездил он туда, чтобы в очередной раз отвести от Руси беду: после избиения баскаков отвратить новое нашествие татар. Есть догадки, что Великого князя отравили в Орде. Не успев доехать до своего стольного града Владимира, Александр Невский принял схиму, и отошёл к Господу 23 ноября 1263 в Городце. «В соборном мнении потомков выбор Александра Ярославича получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли русская православная церковь признала князя святым». (8)
   
У Александра Невского было четыре сына. Старший, Василий, княжил с юности в Новгороде, а впоследствии в Костроме. Димитрий и Андрей вели меж собой кровавый спор за великое княжение. Последний важды наводил на Русь татар, которые произвели ужасные опустошения (1282 и 1293 годы), отозвавшиеся на целые десятилетия. Самый младший Даниил, названный в честь преподобного Даниила Столпника. Даниил родился во Владимире в 1261 г. Князь Даниил остался сиротой на втором году жизни. Получив в наследство, спустя почти 10 лет после смерти отца самый малый удел – Московское княжество, Даниил впоследствии сумел сделать его одним из могущественных, примиряя братьев и привлекая на свою сторону ордынских ханов в борьбе за великокняжескую власть, хотя в Орду он не ездил. В 1652 г. благоверный князь Даниил как и его отец Александр был был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых Земли Русской. Александр Невский и его сын Данииил к княжеской власти относились не как к праву проявлять самодержавную волю, а как к высокому служению Богу и Отечеству, христианскому в духе и истине. Внуком же Александра Невского был Иван, прозванный: Калита. Об этом славном роде историк Ключевский писал: «Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, - вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти помыслы и помогли их политическим успехам». (9)
   
Имя Александра Невского в самое роковое время для страны в ноябре 1941 года произнёс Сталин с правительственной трибуны (мавзолея) на Красной площади, обращаясь к воинам, уходящим на фронт:  «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского Александра Суворова, Михаила Кутузова…»(10) Когда власть и народ становятся едины, тогда страна непобедима. В роковые времена этот факт проявляется предельно ярко.   

В наше время, вновь ставшим роковым для России, народ и власть крепко должны помнить сей урок, самоотречения ради спасения Отечества преподанный нам Святым благоверным Великим князем Александром Ярославичем Невским.


---
1. По другим источникам Невским князь Александр Ярославович был поименован в ХY-ХYI веках при его приобщении к лику святых, когда он был канонизирован православной церковью. См.: Морихин В.Е. «Традиции офицерского корпуса России», М, Граница, 2003, С.17
2. Хитров М. «Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский». М., тип. Сытина, 1893, с.52-53.
3. «История Военного искусства» под ред. генерал-лейтенанта Готовцева А.И. М., Воениздат Вып. 1, с.181-182.
4. Гумилёв Л.Н. «От Руси к России». М., Экопрос, 1992, с.125.
5. Н.Коняев, «Солнце земли Русской – Русь Державная», М.№6(132), 2005г.
6. Там же.
7. Гумилёв Л.Н. - Там же, С.127.
8. Гумилёв Л.Н. – Там же, С.127.
9. Цит. по: «Честь Отечества», №3-4/2008, С.54.
10. Сталин И.В. «О Великой Отечественной войне». М., Воениздат, 1949, С.40.

«БЛЕСК ВОЕННОЙ МЫСЛИ» составил кандидат философских наук, полковник запаса С.А.Порохин

По кн.:Хитров М. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. М., тип. Сытина, 1893.
       КЛЯТВА НОВГОРОДЦЕВ
• «Камо, княже, очима позриши ты, тамо мы головами своими вержем!» (Новгородцы Александру - СП) С. 32.
ЗРЕЛИЩЕ ПОГИБАЮЩЕЙ РОДИНЫ
• Но может ли быть сравниваемо чувство личного горя, как бы оно ни было сильно, с тем нравственным потрясением, которое может вызвать в возвышенных душах зрелище погибающей родины? С.50.
НА СТРАЖЕ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ
• Вечная похвала князю, который с изумительной, истинно гениальной проницательностью во-время разгадал страшную опасность, угрожавшую нам с Запада, предпочёл татарскую неволю (с Востока – СП), всевозможные унижения и тяжёлые материальные жертвы, но в то же время мужественно  стал на страже русской народности. С.56.
СЛОВО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
• «Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии во оружии, и сии на конях, а мы же во имя Господа Бога нашего призовём…  Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог» Александр Ярославич  С.62.
• С родной земли умри, а не сходи. (Из фильма Александр Невский)
ВО БЛАГО РОДИНЫ
• Довольные победой новгородцы не захотели продолжать борьбы, но дальновидный князь их (Александр Ярославович – СП)  на этот раз решил иначе: с дикарями нельзя заключать мирных договоров – они нарушают их при первой возможности. Только страх перед силой, только тяжесть руки, наносящей сокрушительные удары, могут удерживать их от новых набегов. (…) Не чувство мести, не увлечение военной славой были причиной настойчивости Александра.: им руководил верный расчёт, внушённый заботой о благе родины.  С.84.
МУДРОСТЬ КНЯЗЯ-ПОЛКОВОДЦА И ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЖА
• Неутомимо сражаясь  , он в сущности всякий раз ведёт оборонительную войну и не стремится к захватам чужих владений… Его заставляет прибегать к оружию необходимость самозащиты.  С.85.
• Но, раз взявшись за меч, он уже не останавливается на полдороге, не довольствуется каким-нибудь частным успехом…, но стремится достигнуть … прочных результатов…  С.85
• Своими победами он доказал западным врагам, что даже обессиленная, лишённая политической самостоятельности, святая Русь сумеет постоять за себя… С.85.
• …Стихийную страшную силу … можно… побороть лишь с напряжением всех сил народных, при дружном участии всей Руси. С.87.   
• Много ли пользы могла принести блестящая храбрость при отсутствии единой воли, которая направляла  бы её на благо родины…? С.87.
СИЛА РУСИ  - В ЕДИНСТВЕ ВЛАСИ И НАРОДА
• Русь выслала против них (татаро-монгол - СП) сонм своих князей-героев, но эти князья затеяли распрю и погубили рать. С.87.
• Главная, самая могущественная охрана народности есть государство. Сила, крепость и тяжесть этой народной брони, очевидно, должна соответствовать силе опасностей, которым она должна противостоять. С.126
ДЕЛО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
• Не рассчитывать на чужую помощь, а расти и подниматься собственными усилиями, с напряжением всех сил народных выработать и создать свой собственный центр могущества, сохранив неприкосновенными черты народности, и затем уже думать о свержении ига – таковы смысл и значение деятельности св. Александра Невского. С.126.
• Неодолимый в битвах, в полном цвете мужества, изнемог под бременем великокняжеского венца, который был для него (Александра – СП) венцом терновым, едва достигнув сорока трёхлетнего возраста. С.179.

ПРИПИСЫВАЕТСЯ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ
• Не в силах драться на чужой земле, неча делать тебе и на отчине («Александр Невский» - Крылатые фразы отечественного кино СПБ, Нева,  2001.С.385.
• Пусть без страха жалуют к нам в гости.  Но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет, на том стот и стоять будет русская земля! Там же С.385.
 
  АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
                Порохин С.А.
Александр Ярославович Невский
Князь Великий, воитель святой,
Бил псов-рыцарей шведских, немецких,
Русь-Державу сберёг под Ордой.
Ты сумел спесь умерить боярству,
Ты сумел урезонить Орду,
К ханам ездил в Орду на мытарства,
Не поддавшись мирскому суду.
Правил строго, был истинным мужем
Становых государевых дел.
Не бряцал понапрасну оружьем,
За Державу ты сердцем радел.
Православие правдою славил,
Путь спасительный  предуказал
Русским людям, и Русской Державе.
Со смиреньем его доказал.
Из Орды, где отравлен был ядом,
Во Владимир, болезный, спешил,
Дать наказ княжьей братии-рати.
…Уж над иноком ангел кружил.
Закатилося  Красное Солнце,
Красно Солнышко Русской Земли
Вечевой - в Новогороде бьётся,
Бьёт Сысой - из залесья вдали.
Помнит Русь князя Невского Слово:
Кто с мечами на Русь к нам придёт, -
Под мечами и сложит головья, 
Здесь бесславную гибель найдёт!»   
Русь крепка православною верой,
Верой прадедов-дедов  крепка.
С властью, ставшей нам строгим примером,
Устоит в роковые века!
                ***
Русь, храни православную веру!
Знай в лицо мирового врага,-
Кто мечом поучать вознамерен.
Встреть мечом!
        Да не дрогнет рука!