Владимир Святой

Сергей Алексеевич Порохин
День Крещения Руси – день Святого Владимира-Крестителя – является в нашей стране праздничным днём с 2010 года по указу Президента России 2010 года. Этот день очень важен для православных верующих.

День Святого Владимира-Крестителя является также государственным праздником на Украине. Такие общие праздники призваны скреплять наш единый народ духовными узами. Мы – действительно единый народ, разорванный государственными границами.

Немного истории. Владимир Святославович названный Русской Православной Церковью Святым, - равноапостольный, великий князь, во Святом крещении наречённый Василием. В народе его ещё называли Владимир Красное Солнышко.

Год рождения Владимира точно неизвестен, примерно 963-й, а умер он в 1015 году. Он был одним из сыновей князя Святослава. Ещё до гибели Святослава, его сыновья Святославичи княжили в городах: Ярополк оставался в Киеве, Олег – у древлян, а Владимир – в Новгороде. Там он  княжил с 968 г., благодаря своего дяди Добрыни, который уговорил князя Святослава согласиться на просьбу новгородцев об утверждении на «Новгородский стол» Владимира.  Владимир был, как принято в таких случаях говорить, «незаконнорожденным» сыном князя Святослава Игоревича и его ключницы Малуши Любечанки.
 
 После гибели Святослава у днепровских порогов при возвращении из похода на Дунай в 972 году, Владимир был изгнан из Новгорода «законным» сыном Ярослава, своим сводным братом Ярополком. Он бежал к варягам, но через пару лет вернулся вместе  варяжской дружиной и с боем вернул себе Новгород. При этом он «сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идёт на тебя, готовься с ним биться»».(1) Затем повёл войну за великое киевское княжение. Поначалу войны отобрал у брата невесту Рогнеду и сделал её женой-наложницей, умертвил при этом её отца и братьев, правивших в Полоцке. Народ называл Рогнеду за её горести Гориславою.
   
С варяжским войском Владимир подошёл к Киеву, осадил его, склонил киевского воеводу к измене, и выманив Ярополка, убил его.  Киевским князем Владимир стал в 980 г. Варяги же считали себя завоевателями Киева, и требовали с каждого жителя по 2 гривны.(2)

Это было весьма обременительно для государевой казны. Владимир не терял время и составил себе ещё и другое войско уже из киевлян, которое стало и многочисленнее и гораздо сильнее варяжского. Варяги уже не помышляли поднять мятеж против князя Владимира, а стали просить, его отпустить их  на службу в богатую Византию. Владимир счёл это за благо и отправил варяжское войско в Византию. Но при этом он оставил в своей дружине наилучших из них. Отправляя варягов, Владимир уведомил  византийского императора, что оставлять воинственных воинов в столице близ себя опасно, а надо разослать малыми отрядами по городам, уже не допуская в Русь.
   

В 981 году Владимир отвоевал Перемышль, и другие Червенские города, ранее захваченные поляками. Затем он последовательно совершил похода на вятичей (981-982), ятвагов (983), и камских болгар (985). «И будучи самодержцем земли своей, покорил  (Владимир) себе окрестные страны: одних миром, а непокорных мечом»- свидетельствовал современник митрополит Илларион Киевский. (3)

 Владимир смог распространить своё владычество на севере до Балтийского моря.(4)

А на юге - до реки Буг.(5)
 
Одержав победы, Владимир ставил языческие кумиры на киевских холмах: «и Хороса, и Даждьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь. И приносил им жертвы, называя их богами. И привождали сынов своих и дщерей и служили бесам и оскверняли землю требами своими» - свидетельствовал летописец.(6)

Земля в Киеве осквернялась и жертвоприношениями людей. Так в 983 г. жребий пал на отрока Иоанна, сына православного варяга Фёдора. Отец отказался выдать сына язычникам и был ими убит вместе со своим сыном. Впоследствии, став христианином, Владимир на месте гибели отца и сына воздвиг церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, прозванную в народе Десятинной, так как князь на её содержание стал отпускать десятую часть своих доходов.(7)
   

Неисповедимы пути Господни. Свершилось чудо, и Владимир принял христианство.

Принял, правда, не сразу. Первый раз, выслушав проповедников разной веры, князь решил отправить посольства в мусульманские и христианские страны, чтобы доподлинно выяснить, какая вера лучше. Возвратившись, послы сказали Владимиру, что ни мусульманство, ни католичество их не впечатлило. «Иное дело Православие: «приидохом же в греки… не вемы на небе ли есмы были, или на земле… и есть служба их паче всех стран»- цитирует митрополит Иоанн древнего летописца.(8) Карамзин в этом случае приводит иные слова: «Послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: «всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру Греков, не хотим иной».(9) А советники-бояре говорили Владимиру: «…Если бы плох был закон греческий, бабка его Ольга, «яже бе мудрейши всех людей» не стала бы православной».(10) Тем не мене стать истинно православным Владимиру удалось не сразу. «Внутренняя духовная причина перемен, произошедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков» - писал митрополит Иоанн.(11)
   

В те же времена византийские императоры Константин и Василий обратились к Владимиру с просьбой о военной помощи, чтобы подавить бунт своего мятежного воеводы Фоки. Владимир согласился помочь, но с условием, что те отдадут за него замуж сестру царевну Анну. Византийцам пришлось согласиться, но опять же, при условии, что сам Владимир будет окрещён. На что Владимир посланцам Византийских императоров ответил: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение».(12)  С помощью русских войск мятежник Фока был разгромлен, и братья-императоры уже не спешили исполнить своё обещание, данное Владимиру. И тогда Владимир взял город Корсунь (Херсонес), опорный пункт Византии в Причерноморье. Помог Владимиру взять крепость Корсунь некий горожанин Анастас, пустивший в русский стан стрелу с запиской: «Перекопай и перейми воду, которая по трубам идёт в город». Владимир тогда поклялся, если с помощь этих мер он одержит победу – то примет крещение. Херсонес-Корсунь пал. Владимир окончательно решил воцерковиться.  Пришлось в свою очередь и братьям уступить царевну Анну.

«Иду точно в полон. Лучше бы мне здесь умереть» (13) - говорила Анна братьям.

Ожидая её прибытие в Корсунь, Владимир внезапно заболел глазной болезнью и ослеп. Анна в который раз «потребовала от Владимира крещения, без которого не могло быть речи о браке - пишет Митрополит Иоанн. – Князь согласился и в момент совершения таинства в купели прозрел».(14)

Анна также переменила своё отношение к Владимиру, который в прошлом был язычником. Уже не как в ссылку, а как на новую вотчину отправилась Анна в русские земли, вместе с мужем и духовными пастырями - православным духовенством. В 988 Владимир возвратился в Киев. Он распустил свои гаремы с 800 наложницами. А своей первой жене Рогнеде повелел сказать: «Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же, если хочешь, выбери себе мужа между боярами» (15)

 - «И я хочу быть невестой Христовою» - был её ответ.(16)

С именем Анастасии, Рогнеда ушла в монахини. А ведь именно Рогнеда, по свидетельсту Нестора-летописца некоторое время назад чуть было не убила князя Владимира, за его измены с женщинами. Владимир хотел было покарать смертью свою первую жену, но за неё вступился её сын Изъяслав: «Ты не один, о родитель мой! Сын будет свидетелем». (17)

Владимир, после сих слов Изъяслава, отпустил её и сына с миром на их вотчину, где построил им новый град - Изъяслав (на Витебщине).  Таковы были свидетельства летописцев.   
   

Чтобы на Руси впредь не возникло религиозной распри, Владимир предпринял небывалую по масштабам акцию. Он повелел всем киевлянам собраться на берегу Днепра. Древний Митрополит Илларион Киевский сообщает в «Слове о законе и благодати»: «Так и стало, когда Бог пожелал, сбросил каган наш (Владимир) человеческое естество, и с ризами ветхого человека снял тленное, стряхнул прах неверия, вошёл в святую купель и возродился от духа святого и воды, во Христа крестился…   … и до сих пор не прекращается подвиг благоверия».(18)

Далее митрополит Илларион сообщает: «И не только тем явил имевшую в нём к Богу любовь, но ещё и потрудился, повелев по всей земле (русской) креститься во имя Отца, Сына и Святого Духа, светло и громогласно прославлять во всех городах Святую Троицу, быть всем христианам – незнатным и знатным, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным».(19)

А историк В.Н.Татищев  дополняет: «Тогда Владимир послал (людей) по всему граду глаголя: « Заутра всяк изидет в реку Почайну креститься; а ежели кто от некресчёных заутра на реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему причтётся».(20)

Крещение киевлян в христианскую православную веру совершено было 1 августа 988 года.(21)
   

Тогда же были сокрушены языческие идолы. Перуна привязали к лошадям, тащили по горду, избивая палками и сбросили в Днепр. Так, вместо всеобщего мятежа произошло всеобщее Крещение, которое св. Владимир предварил своей горячей молитвой: «Боже, сотворивший землю и небо, призри нановые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские, утверди в них веру правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, победил бы я его козни» - пишет митрополит Иоанн.(22)

В этот год исполнилось Владимиру 25 лет. Со всей своей молодой энергией отдался князь утверждению христианства на Руси. Православие распространялось быстро. Дядя Владимира Добрыня, с помощником Путятой и частью дружины отправился крестить Новгород. Новгородцы противились. Добрыня приказал сжечь Новгород. Горожане бросились тушить свои дома, а знать – упрашивать Добрыню о мире. Добрыня ниспрверг идолов в Волхов. «С тех пор осталась присказка: Крестил Путята мечом, а Добрыня огнём»»(23)

– Об этом свидетельствовала Иоакимовская летопись, обнаруженная Татищнвым. Только к 990 году, можно сказать, новгородцы окончательно покрестились. (24)


Сам Владимир, исполняя христовы заповеди,  спешил замолить свои грехи, ранее им совершённые. Кормил и привечал убогих и немощных и обездоленных странников. Слугам своим повелел таковых приводить к нему на княжий двор. Сокрушался, что «немощные и больные не дойдут до двора моего».(25) Одно время Владимир отказывался даже карать преступников: «Боюсь греха!» Лишь вмешательство духовенства, изменило его отношение к княжьему суду. Они напомнили св. Владимиру об обязанностях властителя и его ответственности перед Богом за порядок в стране, который он обязан блюсти. Государство  рушится, если преступники не несут наказания. Князь Владимир с помощью митрополита Леона и своей супруги Анны дал народу своему два устава: «Закон о судах церковных» и «Закон судный людям».
   

По всей Руси стали возводиться тысячи церквей. Ещё при жизни Владимира в одном Киеве их насчитывалась не одна сотня. Для распространения новой веры Владимир приказал брать детей у состоятельных родителей и обучать грамоте, чтению библии по книгам, переведённым с греческого на славянский язык святыми братьями Кириллом и Мефодием. Так вместе с верой распространялась и грамотность. Православие во всём своём духовном величии восторжествовало на Руси благодаря подвижнической деятельности князя Владимира, а также, и особой ментальности славянских племён, которым был так понятен и близок им по духу праведный, истинно подвижнический, земной путь Спасителя Иисуса Христа. 
    

Почитание за святого князя Владимира началось ещё при Ярославе Мудром. «Изучая эпоху святого равноапостольного князя Владимира,-  заключает подвижник русского народа митрополит Иоанн (Снычев) – можно спорить о тех или иных подробностях, по разному описываемых древними историками и летописцами… Но одно… остаётся несомненным – в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, … в стране, враждебной православной Византийской империи, произошло событие, необъяснимое естественным ходом вещей, - Крещение Руси»(26) Принятие Христианства окончательно подорвало языческую идеологию родов и племён и установило единую власть – власть православного киевского князя, приведшего народы и племена к православию. Тысячелетие православия на землях наших предков привело Русь, Россию, Российскую Империю в одну из самых могущественных стран мира. Об этом мы должны всегда помнить.
    Русская православная церковь причислила князя Владимира к лику Святых, назвав его Равноапостольным за ревность к Вере Христовой
---
1. См..: Рыжов К Все монархи мира, М., Вече, 1998, С.176.
2. См: Карамзин Н.М. История государства Российского, М., Книга, 1988, Кн.1, Т.1,С182.
3. По: «От Корсуня до Калки», М., Молодая Гвардия, 1990, С.485.
4. Карамзин Н.М. Там же, С.124.
5. См.: Кулюгин А.И. Правители России, Чебоксары, Чувашия, 2000, С.36.
6. Митрополит Иоанн (Снычев) Владимир Святой, Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., Энциклопедия русской цивилизации, 2000, С.130.
7. См.: Житие русских святых в 2-х тт. Джорданвилль, 1984, Т.2, С.53.
8. Митрополит Иоанн (Снычев) Владимир Святой, Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., Энциклопедия русской цивилизации, 2000, С.131.
9. Карамзин Н.М. Там же, С.129.
10. Митрополит Иоанн (Снычев) Владимир Святой, Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., Энциклопедия русской цивилизации, 2000, С.131.
11. Там же С.131.
12. Там же. С.131.
13. См.: Кулюгин А.И. Правители России, Чебоксары, Чувашия, 2000, С.35.
14. Митрополит Иоанн (Снычев) Владимир Святой, Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., Энциклопедия русской цивилизации, 2000, С.131.
15. Там же, С.131.
16. Там же, С.131.
17. Карамзин Н.М. Там же, С.126.
18. По: «От Корсуня до Калки», Там же, С.485.
19. Там же, С.486.
20. По: «От Корсуня до Калки», М., Молодая Гвардия, 1990, С.482.
21. См.: Кулюгин А.И. Правители России, Чебоксары, Чувашия, 2000, С.35.
22. Митрополит Иоанн (Снычев) Владимир Святой, Там же С.131
23. Буртомеев В. Детский Плутарх, М. Олма-Пресс, 2000, С.75.
24. См.: Кулюгин А.И. Правители России, Чебоксары, Чувашия, 2000, С.39
25. Митрополит Иоанн (Снычев) Русская симфония, СПБ, 2001, С.30.
26. Там же, С.31.


По: Карамзин Н.М. История государства Российского М, Книга, 1988, Т.1.

• Вино есть веселие для русских, не можем быть без него. С.127
• Послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: «всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру Греков, не хотим иной» С.129.
• …Серебром и золотом не добудешь верной дружины; а с нею добуду много и серебра и золота, подобно отцу моему и деду. Владимир. С.137.
• Владимир… отменно любил свою дружину, и советовался с сими людьми, не только храбрыми, но и разумными, как о воинских, так и гражданских делах. С.137.
• - Для чего не караешь злодейство? (Спросили князя Владимира пастыри духовные). – Боюсь гнева небесного, ответствовал Владимир. – «Нет»- сказали епископы: «Ты поставлен Богом на казнь злым, а добрым на помилование. Должно карать преступника, но только с рассмотрением» С.137.

По: Душенко К.В. Универсальный цитатник политика и журналиста, М.,Эксмо, 2003.
• Руси есть веселие пити, не можем без того быти. С.312.

Рассказ о крещении новгородцев. (Иоакимовская летопись, обнаруженная Татищевым В.Н.)
• Добрыня же, насмехаяся, им весча: «Что безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кою пользу вы от них чаять можете» (О идолах) С.483.
• Путята крести(л) мечём, а Добрыня огнём. С.484.

Слово Даннила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу.
• Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своей мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри и гуслях. С.507.
• …Сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростию. С.508.
• …Кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче озеро, а мне на нём живя, плач горький… С.509.
• …не имей веры к другу и не надейся на брата. С.509.
• …Господине, богатый муж везде ведом – и на чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим ходит. Богатый заговорит – все замолчат и после вознесут реч до облак; а бедный заговорит – все на него закричат. Чьи одежды богаты, тех и речь чтима. С.509.
• Никто … не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе разумным быть… С.510.
• …Всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а о своей не может рассудить. С.510.
• Злато плавится огнём, а человек – напастями. С.510.
• …Человек в напасти обретает ум зрелый. С.510.
• …Печаль человеку кости сушит. С.510.
• Птица радуется весне, а младенец матери. С.510.
• Как невод не удерживает воды, а только рыб, так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а раздавай людям. С.511.
• «Наш царь богаче тебя не множеством золота, но множеством воинов, ибо воины золото добудут, а золотом воинов не добыть» Послы вавилонские – царю Иезекиилю. С.511.
• Часто из-за беспорядка полки погибают. С.511.
• Хорошему господину служа, дослужиться свободы, а злому господину служа, дослужиться ещё большего рабства. С.512.
• Не имей себе двора близ царёва двор(ц)а и не держи села близ княжого села… С.512.
• Господине мой! Не лиши хлеба мудрого нищего, не вознеси до облак глупого богатого. С.512.
• Очи мудрых желают блага, а глупого – пира в доме. С.512.
• Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. С.512.
• Не сей на межах жита, ни мудрости в сердцах глупых. С.512.
• Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и свиньям не нужно ни золота ни серебра, а глупому – мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. С.512.
• Девица … губит красоту свою прелюбодейством, а муж своё мужество – воровством. С.513.
• …Злая жена, когда её бьёшь, беситься, а когда кроток с ней – заносится. С.513.
• Крест – глава церкви, а муж – жене своей. С.513.
• …Мужья, в законе храните жён своих, ибо нелегко найти хорошую жену. С.513.
• Хорошая жена – венец мужу своему и беспечалие, а злая жена – горе лютое и разорение дому. С.514.
• Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая жена всю жизнь мужа своего погубит. С.514.
• Лучше камень бить, нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены не научишь. С.515.
• Нет на земле ничего лютее женской злобы. С.515
• Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. С.515.
Слово святого отца нашего Василия архиепископа Кесарийского, о судах и властителях. (Записано Даниилом Заточником)
• Давший вам власть скоро измерит ваши дела и помыслы испытает… С.516.
• Писано ведь: не может лисица кур пасти, нелепо льву овец наставлять. С.518.
• Совсем не пить – большая досада тварям Божьим и ущерб для веселья. С.518.
• Истинным Властителем считается тот, кто сам собой владеет. С.518.
• Знай нравы людей, отстаивающих вместе с тобой истину. С. 518.
Наставление тверского епископа Семёна.
• Князь – в рай, и тиун – в рай. (…) …Князь – в ад, и тиун – в ад. С.519-520.
Поучение Моисея о чрезмерном излишестве.
• Пусть же каждый, веры достойный, обычаа держится так: желанию – время, а на избыток желания узду налагать воздержанья; если же будет желанья впору, то делай что хочешь – но в меру, а не безмерно. С.521.
• Жизнь коротка, а ученье – долго и бесконечно для грешных! С.521.
В.Н.Татищев. История Российская. Сказание о битве на реке Калке.
• (Князь великий Мстислав Романович): «Если ныне совокупною силою их (татаро-монгол) не удержим и половец не обороним, а половцы им поддадутся, тогда нам всем тяжчае будет». С.523.
• Татара, взяв крепость ту, людей русских всех побили, а князей поклали на землю и, покрыв их досками, сами сели на них обедать. И так их всех подавили и не единого… не оставили. С.527.
• И сами (татары) сказывают, что …если бы русские князи в согласии были и в совокупности бились, то б татара и и половцов при них разбить не могли. С.528.
 
(Древние фразы – С.П.) По: Б.А. Романов Люди и нравы Древней Руси
По: «От Корсуня до Калки», М., Молодая Гвардия, 1990
• «Русская Правда» - хорошее, но разбитое зеркало русского права Х1-Х11 вв. (Ключевский) С.261.
• У всякого времени – свои песни. С.266.
• «ни богатства ми, ни убожества, господи, не дай же ми: аще ли буду богат – гордость восприиму, аще ли буду убог – помышляю на татьбу и на разбои, а жены на ****иню» Даниил Заточник. С.268.
• «Девиця погубляет свою красу ****нёю, а мужъ своё мужество татьбою». С.269.
• «многажды беснарядием полци погибают…» С.270.
• Велик зверь, а главы не имеет; тако и многи полки без добра князя»
• Жена злообразна кривозорка, челюстата, злоязыка, С.282.
• Не муж в мужех, иже ким своя жена владеет» С.282.
• Аще ли есть неимовит, яко да и порты, в них же ходит, да и то с него сняти (за долг) С.325.
• Идеже (где) закон, ту и обид много. С.334.
• Но то был риторический вздох, при котором подымают глаза кверху и беспомощно разводят руками. С.337.
• Срамословье. Зломыслы.
• Молчи при старых, слушай премудрых, не свирепствуй словом, не хули беседою, много не смейся, срамляйся старейших, не беседуй с нелепыми жёнами, держи очи долу, а душю горе, научись очима управлению, языку удержанью, уму смиренью, телу порабощенью, понуждайся на добрые дела, не мсти, терпи, сам избавляй обидимых, сам суди сироту, оправдывай вдовицу… С.372.
• Не здравуя вельми, яко не мощи ему ни на конь всести. С.373.
• Жену свою любите, но не дайте ей над собой власти. С.378.
• Не дайте пакости деяти отроком ни своим, ни чюжим, ни в сёлах, ни в житех, да не кляти вас начнут. С.379.
• За Мономахом числилось 83 «великих пути». С.379.
• Иноки-уники
• Что есть в печи, то на сто мечи. С.399.
• Покаяльники
• Священник … должен быть для всех во всём по имени своему, свет миру. Он Соль земли, врач больных, вождь слепых, наставник блудящим, учитель и светильник, око телу церковному, путь и дверник, ключарь, делатель и строитель, купец и гостинник, сторож и пастух, воевода, судья и властель, чиститель и жрец, холм высок, тайне дом, столп премудрости, уста божия, дая мир мирови, ангел господен, труба небесная, отец братии своей, подражатель господен и апостильский поборник. С.411.
• Яро казнити на возбраненье злу, но до смерти не убивати С.413.
• Соромяжливость духовных дочерей. С.433.
• Свет очей моих, взираю и обмираю С.449.
• Согреших ти, Господи, прости мя, С.467
• Господи, оцести  мя грешника, С.467
• Создавый мя, помилуй мя и прости мя, С.467
• Без числа согреших, Господи, прости мя С.467

Антонин Ладинский КОГДА ПАЛ ХЕРСОНЕС  (По: «От Корсуня до Калки», М., Молодая Гвардия, 1990).
• …Лишь способные на лишения и страдания достойны бессмертия и памяти потомства. С.29.
• Мысли раба надо направлять жезлом. С.37.
• Только то прекрасно, ради чего человек согласен отдать свою жизнь, не имея от этого личной выгоды. С.45.
• …Нельзя ставить рядом человеческие познания и божественную мудрость. С50.
• Медведь никогда не догонит бегущего зайца. С.75.
• Побрякушка и крест делаются из одного дерева. С.83.
• Мы терпим многое, потому что служим еликой цели. С.99.
• Тамар означает на каком-то языке пальму. С.101.
• Самбатан – Киев (по хазарски)
• У русов существует обычай, по которому в первую брачную ночь жена развязывает ремни на обуви мужа, чтобы показать свою покорность его воле. С.107.
• Руси есть веселие пити! 111.
• Вкусив сладкого, не захочешь горького. С.118.
• Шуршишь папирусом как мышь. С.130.
• …В … дни, когда колеблется мир, на арену истории выходят русские племена. С.135.
• Что стоит государство, которое торгует женской красотой? С.140.
• Иногда русского князя называют каган, в подражание хазарам. С.162.
• Всякий мудрый правитель побеждает врагов, но предпочитает мир войне, объединяет народы, а не разделяет их…С.163.
• Славян много, как песчинок на морском берегу, - если найдётся человек, который объединит их и положит конец их распрям, они будут непобедимы. С.173.
• Борисфен – Днепр.
• Русы выносливы и быстры в передвижении и отличаются большой телесной красотой. В бою они не знают, что такое страх, и бросаются в самую гущу врагов без всякой осторожности. С.183.
• …Потерять ясность мысли и твёрдость воли. С.201.
• …Смерть воина на поле сражения подобна смерти мучеников. С.237.
• Воин, спускающийся с горы равен трём воинам на равнине. С.243.
Примечания.
• Соломон ум. 938 до Р.Х.
• Константин Багрянородный. «Об управлении империей».
• Плотин (204-269) – философ идеалист.
• Прокл (410-485) – философ-идеалист, приверженец неоплатонизма.
• Греческий огонь Калиника.
• Мать Анны (963-1011) Феофано – дочь харчевника. Анна – жена Владимира Крестителя.
• Местечко Влахерна под Константинополем возле золотого Рога, там была церковь Богородицы в которой хранилась риза Богоматери.
• Иверия - древнее название Грузии.