Вы пилот. Часть первая. Летим в Брементон

Владимир Сысолятин
   Вас привлекает авиация? Вы мечтали стать пилотом? Вы хотели бы полетать в качестве пилота? Вам интересно узнать «самолётные» премудрости? Значит я не зря старался!

   Род Мачадо — это профессиональный оратор, лектор, юморист, писатель и очень опытный пилот, у которого более 8000 часов опыта обучения полетам на самолетах.
У Мачадо более 30 лет опыта в авиации. С 1977 года он обучил сотни инструкторов полетов и провел множество семинаров по безопасности, а в 1991 году его назвали Инструктором года западного региона. Мачадо имеет сертификат инструктора по полетам на самолетах с неподвижным крылом, а также лицензию транспортного пилота. Он летал в качестве корпоративного пилота и был инструктором полетов с 1973 года.

   «Ну, как, нравится машина? — поглаживая корпус самолёта, — спросил меня инструктор Род Мачадо».
 — Внешне конечно! А в остальном, — я же его впервые вижу!
 — Не будем терять время. Как у вас там, в России говорят: «Сразу же возьмём быка за рога!» Тебе наверное не терпится скорее полетать?
 — Ну, да! Конечно!
 — Но ведь ты хочешь стать пилотом, а не простым пассажиром!?
 — Да!
 — А раз так, то ты должен как можно больше узнать о самолёте на котором собираешься летать!
 — Я готов!
 — Вот и хорошо! Сразу же, не откладывая в долгий ящик и приступим. Поговорим с тобой об этой не побоюсь сказать, замечательной машине! Её зовут Cessna 172SP Skyhawk! Самый лучший самолёт для обучения! Его начали выпускать аж с 1955 года и как видишь до сих пор на нём летают! У него есть ещё и собратья: Cessna182S Skylane, Cessna208B Grand Caravan и Cessna208 Amphibian. В будущем ты тоже сможешь на них полетать. Всё зависит от тебя!

   «Итак! — начал знакомить меня с самолётом Род, — Цессна, — моноплан. То есть у него одна пара крыльев рис1. У вас в России тоже есть подобный самолёт. И тоже говорят хороший!? Это ЯК-12. Он чем-то похож на Цессну. Но есть довольно существенная разница! Правда на качество обычного полёта это никак не влияет! А когда? При посадке и рулении по территории аэропорта. Когда увидишь ЯК, обрати внимание как он стоит на полосе, и как Цессна? Цессна горизонтально, а ЯК наклонно, под углом к горизонту. Всё потому, что у них различные схемы шасси! У Цессны центр тяжести находится перед основным шасси. И чтобы самолёт находился в равновесии он опирается на переднюю стойку, на третье колесо. У ЯКА же центр тяжести находится за основным шасси и третья точка опоры приходится на хвост, где у него и находится третье колесо».

   «Цессна с такой схемой хорошо управляется при рулении! — продолжал Род. — Недаром же все современные самолёты строятся по такому же принципу. Схема применяемая у ЯКА сейчас применяется только в старых моделях самолётов, типа DC-3. В вашем варианте это ЛИ-2. В современных самолётах только в спортивных моделях, которые как правило на больших аэропортах не проживают и точными рулениями не страдают! А как же происходит приземление у разных типов самолётов? ЯК опускается на главное шасси и движется горизонтально, со временем теряя скорость. Постепенно хвост опускается, и самолёт начинает опираться на заднее колесо. В тоже время, самолёт задирает нос вверх и пилоту полосу уже не видно, только в боковые окна! Неудобно? Да! При рулении да! Цессна же опускается также как и ЯК, но в трёх метрах, примерно пилот делает так называемую „ракету“, задирает нос вверх под небольшим углом к горизонту! В таком положении самолёт касается полосы основным шасси. Затем теряя скорость, опускает плавно нос на переднюю стойку, — третье колесо! И если вдруг по какой-то причине стойка будет отсутствовать, — это катастрофа! Самолёт врежется носом в землю! Как видишь у обеих моделей есть свои как плюсы, так и минусы!»

   «Мы с тобой, — продолжал Род, — находимся в аэропорту Seattle-Tacoma Intl, это город Сиэтл, штат Вашингтон. Думаю ты видел и не раз, как взлетают и садятся самолёты? Теперь познакомимся поближе как же всё это происходит, с точки зрения пилота? Нас с тобой! Забирайся в кабину с правой стороны, а я буду слева. Пристегнись ремнями, там справа от тебя. Осмотрись как выглядит кабина? Сзади два кресла для пассажиров. Передние кресла: слева инструктора, справа курсанта, то есть тебя. Как у меня, так и у тебя есть штурвал. В том числе и шесть дублирующих, основных приборов. О них мы поговорим позже, а пока так сказать, — ознакомительный полёт! А летим мы с тобой в Брементон. Это небольшой город, по нашим меркам конечно. Вон он там! — Род показал рукой на запад, — только перелететь через залив! Но там аэропорт, сам же город севернее. Аэропорт так себе, ничего интересного! В основном для таких самолётов как Цессна, и самолётов предназначенных для полётов на небольшие расстояния. А прежде чем лететь, нужно узнать данные аэропорта. Их относительно много. Но для тебя интересно пока лишь высота над уровнем моря, и она равна 134 метра! Мы же, здесь, в Сиэтле находимся на высоте в 131 метр».

   Род посмотрел на часы, на небо и вдруг спросил: «Так с чего же начинается полёт? Как ты думаешь?»
 — С разгона самолёта...
 — С какого ещё разгона? — засмеялся Род. — Начинается с установления связи с диспетчерами! Вон обернись... Посмотри вверх! Видишь, это башня или её называют ещё, — вышка. Там наверху находятся диспетчера! И только они определяют: что, где и куда! Запомни! И только в аэропортах, где нет такой службы, — ты сам решаешь что тебе делать, как поступать!? Итак, начнём! Род чем-то щёлкнул на панели и через мгновение послышался какой-то странный звук!? Потом двигатель чихнув завёлся и перед нами заблестел вертящийся винт. Род что-то сказал кому-то по-английски? Через минуту он посмотрел на меня: «Ну, всё! Можно двигаться! Руление разрешили.»
 — А куда?
 — Сейчас узнаешь! Дверь зафиксируй! Поехали... Самолёт начал выписывать какие-то зигзаги и наконец встал «лицом» к лётному полю, на запад значит!
 — А теперь куда?
 — Наша цель, — пояснял Род, — попасть на начало ВПП. ВПП, это Взлётно-Посадочная Полоса! А пока, до неё ещё нужно добраться. Двигаться мы будем по рулёжной дорожке. Это обычная дорога, способная выдержать такие гиганты как Боинги. Дорожки обозначены с обеих сторон двойными жёлтыми полосами. Ночью, — синими огнями. Прямо посередине идёт сплошная жёлтая полоса. Вот по ней мы и будем двигаться! Цессна конечно самолётик маленький и не так критично его нахождение на дорожке, а вот Боинги должны придерживаться жёлтой полосы! Как и в автомобильном транспорте, здесь также есть основные, главные дорожки и второстепенные! Мы пока не на главной! Мы остановились в том месте где центральная полоса стала поворачивать влево. Род огляделся и мы двинулись на главную. Скорость с которой мы двигались была небольшой, — примерно скорость пешехода. Вот впереди показался хвост какого-то стоящего, большого самолёта. А впереди ещё трёх!
 — А это что? — показывая на стоящие впереди самолёты, спросил я Рода, — очередь?
 — Ну, да! Аэропорт-то большой! Рейсов много. Нагрузка большая...
 — А почему все стоят и никто не взлетает!?
 — Нет разрешения с вышки! Кого-то ждём, в смысле кто-то сейчас идёт на посадку!? Посмотри вверх, на небо. Чуть выше стоящих самолётов, что ты видишь? Правильно, — прожектор! Это и есть самолёт, идущий на посадку! Через минуту показался Боинг с рёвом коснулся земли и стал замедляясь двигаться вправо от нас. И уже совсем медленно удаляться. Как вдруг, на небе ещё прожектор и опять Боинг! Но он почему-то пролетел на небольшой высоте над полосой и опять стал набирать высоту. Развернулся и ушёл на запад!
 — А это он чего? — спросил я Рода, — почему не пошёл на посадку?
 — Если бы ты был на вышке, то увидел бы, что первый Боинг ещё не покинул ВПП и по правилам диспетчер в таком случае, не имеет права дать разрешение на посадку второму! И ему, второму ничего не оставалось делать, как уйти на второй круг!

   А пока мы стоим в очереди я расскажу тебе о ВПП. Посмотри на рис2. Это упрощённый план аэропорта Чайно в Калифорнии. Мрачные чёрные полосы и есть Взлётно-Посадочные Полосы, — ВПП. Это, не смотря на внешнюю простоту, сложное устройство! От него зависит в конечном счёте жизнь пилотов и пассажиров! Естественно и состояние самолётов. ВПП это прямая, ровная поверхность с прочной основой и покрытием. Покрытие может быть самое разное: бетон, асфальт, щебень... Для таких малолитражек как Цессна даже обычный грунт, поросший травой! Лишь бы поверхность была относительно ровной. Прямо по центру полосы нанесены штриховые линии. Их и должны придерживаться пилоты как во время посадки, так и во время движения. В начале и в конце полосы видны цифры. Они обозначают ориентировку полосы относительно направления на северный полюс! Так цифра 26 означает 260 градусов, угол между направлением на северный полюс и полосой. На другом конце стоит цифра 8. Это значит, что угол уже будет 80 градусов. Если самолёт стоит в начале полосы 26 то и магнитный компас и индикатор направления будут показывать одну и ту же цифру 26 рис3. Трапеция с цифрой 26 это вид полосы, — так ты её будешь видеть согласно линейной перспективы. А как же ночью? Ночью конечно цифр не видно и ты совершаешь посадку по компасу и индикатору направления. Сама полоса обозначена с двух боков белыми огнями. Начало и конец полосы обозначены зелёными и красными огнями. Это цепочка из «хитрых» фонарей! При заходе на посадку ты видишь их светящимися зелёным цветом, а с другого конца полосы, те же фонари светятся красным и уже обозначают конец полосы рис5!

   На рис4. показаны ВПП с какими-то дополнительными обозначениями? Позиция А обозначает что в той части полосы с жёлтыми уголками нельзя производить какие либо передвижения! Лишь после белой, поперечной полосы! Позиция В. Белые стрелочки показывают, что посадку можно совершать только после белой поперечной полосы, а руление по всей ВПП! И наконец полоса с белыми крестами на концах. Это всего лишь обозначение начало и конца ВПП. Обычно это в простеньких аэропортах, предназначенных для посадки в светлое времени суток! В том же Брементоне есть такая полоса! Впереди остался один самолёт и я надеюсь успеть рассказать об элементах самолёта, определяющих положение нашей Цессны в полёте рис1.

   Как видишь у самолёта две горизонтальные плоскости основная, — несущая крыло и в хвосте малая плоскость. Обе плоскости делятся на неподвижную часть и подвижную! Рассмотрим отдельно крыло и хвостовую плоскость. На крыле в задней части мы видим аж четыре движущие части. На концах крыла, — элероны. Они попеременно могут как подниматься так и опускаться, относительно исходного положения! На рис1 правый элерон поднят, левый опущен, позиции a-a. С помощью элеронов самолёт наклоняется либо вправо либо влево, что в свою очередь ведёт к повороту самолёта. В нашем случае самолёт повернёт вправо! У самой кабины, позиция b-b, — закрылки. Они могут только опускаться, что приводит к увеличению так называемой подъёмной силе, либо подниматься, но только до исходного, горизонтального положения!

   Увеличение подъёмной силы при опускании закрылок, означает что, чтобы держаться на определённой высоте скорость может быть снижена. Закрылки используются во время посадки, как в нашем примере, а также при взлёте с коротких ВПП. Движущая часть хвостовой плоскости может как подниматься, так и опускаться и называется рулём высоты, позиция с-с. В нашем случае, в полёте самолёт будет стремиться вниз! На движущей части в свою очередь видна маленькая плоскость, позиция d. Это триммер, о назначении которого мы поговорим позже, также как и о вертикальной хвостовой плоскости руле направления, позиция f. Вот видишь, ничего сложного!? Почти всё это мы будем использовать в нашем полёте, в Брементон!

   Наконец-то очередь рассосалась и мы оказались у самой ВПП. «Вон смотри! — показал мне Род,  — видишь поперёк нашего движения двойная жёлтая полоса Рис8, а за ней как бы отрезки другой двойной полосы. Что это значит? А это значит, что двигаться мы можем через всё это только с разрешения диспетчера! А вот обратно без разрешения! И чем быстрее, тем лучше! Род поднял указательный палец, как бы прислушиваясь? — Ну всё! Разрешили вырулить на ВПП!» Он прибавил газу и самолёт двинулся по сплошной жёлтой полосе. Заняв позицию прямо на центральной штриховой, остановился. Перед нами была огромная цифра 34, с большой буквой R Рис7. Род что-то сказал по-английски и через несколько секунд улыбнулся мне: «Всё! Взлёт разрешили! — Взлетаем!»

   Двигатель взревел и мы набирая скорость покатили по полосе. «Скорость 75 узлов, — сказал Род, — взлетаем.» С этими словами он потянул штурвал на себя. Самолёт слегка вздрогнул и горизонт стал опускаться... Исчезла вибрация и слегка качнув в сторону самолёт стал набирать высоту. Нам разрешили высоту в 2000 футов (600 м.). Самолёт начал выравниваться и я увидел как горизонт встал на место и крыло стало параллельно горизонту. «А теперь поворот, — обрадовал меня Род, — на 90 градусов и прямо на Брементон. Почему ты не спрашиваешь, что именно так нужно?»
 — Ну, мы же туда летим!
 — Туда, да не туда!? Нам же нужно в аэропорт, а не в город! Аэропорт находится южнее города. А нам разрешили посадку на полосу 19. Стало быть мы должны заходить на посадку как бы с северной стороны, со стороны города! Что мы и делаем. Мы перелетели залив и оказались над городом.
 — А теперь куда? Впереди возвышенность! Мы же врежемся! Высота-то маленькая!
 — Не волнуйся! Делаем ещё один поворот! А теперь смотри вдаль. Что видишь?
 — Да, вижу аэропорт и какие-то белые огни. Всё правильно, мы снижаемся также как на рис10. Попробуй определить как я узнал о том что самолёт на фото снижается!? Совершенно верно! Вон по тому прибору, да тому на который и показывает жёлтая стрелочка. Более понятнее на Рис6a.b и c.

   Этот прибор, — авиагоризонт! Его также называют: индикатор положения, наклона, искусственный горизонт. Он показывает тебе как располагается твой самолёт относительно плоскости земли. И стало быть горизонта! На Рис6a крылья параллельны земли и продольная ось самолёта тоже. Рис6b, самолёт задрал нос вверх и набирает высоту. Рис6с, наоборот, он снижается, — нос опущен! Хотя правильней сказать, — самолёт находится в таком положении и вовсе не обязательно, что он задрав нос взлетает?! Он может и падать... Прибор разделён по горизонтали. Верхняя часть как бы небо, — нижняя земля (горизонт). А теперь сравни как выглядит прибор на рисунке и тот же горизонт при трёх положениях?.. Кстати этот набор из шести приборов есть как у меня, так и напротив тебя Рис10. Ты сейчас на месте курсанта и придёт время сам будешь управлять самолётом. Сам, ориентируясь именно по вот этим приборам. Но это будет потом...

   — А пока внимание, мы выходим на прямую и готовимся к посадке. Внимательно следи за полосой! — Видишь её?
 — Да! Там ещё какие-то огни? Хотя сейчас день?
 — Всё верно. Эти огни помогают тебе посадить правильно самолёт. Вот они слева от полосы: красные и белые, эти четыре огня и есть PAPI Рис11a, индикатор точного захода на посадку. Индикаторы вообще-то бываю разных вариантов. Вот скажем визуальный индикатор наклона захода на посадку (VASI) Рис9, он и обеспечивает нам визуальную подсказку для правильного захода на посадку. Такой индикатор используется в аэропорту Auburn, недалеко от Сеэтла. Конечно для Цессны их показания не очень-то существенны, а вот для серьёзных самолётов типа Боинга даже очень! Если посмотреть сверху на ВПП крупных аэропортов, то можно заметить, что на одном конце, а то и на обеих в середине чёрные полосы-пятна. Совершенно верно, в этом месте многотонные самолёты соприкасаются с полосой. Естественно при посадке. Это место где приземляются самолёты, а затем тормозят...

   Ну во-первых, тебе понятно какое давление испытывает полоса в этом месте, а во-вторых, как точно нужно всё рассчитать, чтобы плюхнуться куда надо!? И тем более ночью? Для этого и существуют эти странные огни! Самолёт попадёт куда надо только в случае если он будет снижаться по посадочному лучу (глиссаде), исходящего из точки предполагаемой посадки навстречу нам, под углом в 3 градуса к горизонту! Если ты находишься выше (угол более 3,5 градусов) и не попадаешь в луч все огни будут белые! Если же ниже (угол менее 2,5 градуса) и тоже не попадаешь в луч, огни будут красные! Если ты находишься в луче, то увидишь половину огней белых и половину красных как мы видим на Рис11а. В этом случае ты попадёшь точно в точку приземления! И есть уверенность, что ты не укатишся за конец полосы!

   В индикаторах же VASI несколько по-другому Рис9. Если все огни красные, то ты ниже глиссады, все белые, — выше. Розовый цвет, — ты точно в луче! В больших аэропортах существует так называемая система слепой посадки (по приборам). Непосредственно перед ВПП стоит специальный радиопередатчик который через узконаправленную антенну посылает сигналы (система ILS). И если самолёт снижается по радиолучу — глиссаде, то он попадает в точку приземления, в начале ВПП!

   Мы приближаемся к полосе. Вот уже, почти коснулись земли, как Род потянул плавно штурвал на себя и Цессна приподняла нос (сделала «ракету»). А через несколько секунд мы почувствовали толчок и самолёт стало слегка подтрясывать на неровностях. И сразу же Род плавно подвинул штурвал от себя, горизонт приподнялся и ещё толчок! «Всё! — сказал Род, — мы на трёх точках, считай прилетели». Скорость стала спадать, мы всё катились и катились по полосе, слегка притормаживая. Наконец показалась рулевая дорожка, по которой мы прямо, сходу и на стоянку!

   «Ну, вот, — сказал Род, — твой первый полёт состоялся! С чем тебя и поздравляю!»

   Уважаемые читатели, если Вас заинтересовала эта тема, то Вас ждёт продолжение в следующих страницах (частях), частях, где я Вам открою «страшную» тайну! И Вы может быть сами попробуете полететь в любую точку земного шара, даже не выходя из дома!