Рыбки

Виктор Ардашин
     Моим главным увлечением, прошедшим практически через всю мою жизнь, является, несомненно, содержание и разведение аквариумных рыбок. Впервые аквариум я увидел в детском садике. Тогда в каждой группе был свой живой уголок. Там имелся, как правило, аквариум с рыбками, клетки с птичками, кроликом, хомячком или белочкой. Было очень интересно наблюдать за ними. При желании, с разрешения воспитательницы, можно было их и покормить. Но все обитатели живого уголка воспринимались как нечто общее, доступное для всех. А очень хотелось иметь кого-нибудь только своего.
 
     И вот как-то, учась ещё в первом классе, я зимой приехал к своему другу по летнему отдыху Вите Харламову. У него имелся аквариум. Он сам менял в нём воду, сам сажал растения, сам кормил рыбок. Это были его рыбки и ничьи больше. Мне тоже очень захотелось иметь у себя такой аквариум. Но как тут быть? В то время мы жили с мамой в общежитии в подвале. Разбежаться со своими хотениями мне было особенно негде. Но, тем не менее, я упросил маму, и она выделила мне огромную трёхлитровую банку. Я её чисто-начисто отмыл, сходил во двор и принёс немного песка. Песок тоже отмывал до тех пор, пока сливаемая вода не стала совершенно прозрачной. После этого я залил банку с песком водой и выжидал целых три дня, пока вода как следует не отстоится. Этот инструктаж по начальному обустройству аквариума я получил всё у того же Вити Харламова.

     Наконец наступил день, а вернее вечер, когда мы с мамой отправились в зоомагазин на Кузнецком мосту. Там мы купили кустик водного растения и пару маленьких рыбок гуппи – самца и самочку. Всю дорогу до дома я нёс баночку с рыбками за пазухой своего пальто, зорко следя, чтобы она не замёрзла или вдруг не выскользнула наружу. Дома я первым делом посадил в песок кустик растения, а уже потом пересадил своих рыбок из маленькой баночки в большую.

     Картина была великолепная! Я часами, затаив дыхание, наблюдал, как грациозно плавают рыбки в «моём аквариуме». Одновременно с покупкой рыбок у меня появилась масса новых хлопот. Во-первых, рыбок надо было кормить. Во-вторых, надо было приспособить какое-то освещение для аквариума. Растениям очень полезен солнечный свет. Но в нашем подвале солнца не видели не только растения, но и все его жители. Потихонечку всё обустроилось. Приходя из школы, я первым делом бежал проведать своих рыбок – как они там без меня? Убедившись, что с ними всё в порядке, я спешил их покормить. Кормить надо было очень аккуратно и не спеша. Я их кормил сухим кормом. Если сразу дать корма слишком много и рыбки его не съедят, то оставшийся корм будет разлагаться и портить воду. В результате рыбки могут погибнуть. Поэтому я давал корма совсем по чуть-чуть, неотрывно наблюдая, как рыбки с ним расправляются. Если всё нормально, то я добавлял корма ещё. Если насыпал вдруг слишком много и рыбки его не съедали, то приходилось лишний корм отчерпывать столовой ложкой.

     Раз в неделю надо было менять часть воды в баночке на свежую, но хорошо отстоявшуюся воду. Видите сколько сразу интересных хлопот. Каково же было моё удивление и радость, когда однажды вернувшись из школы и, заглянув по обыкновению в баночку с рыбками, я увидел целую кучку совсем малюсеньких рыбёшек. Они были настолько маленькими, что сначала я не обратил на них никакого внимания. А когда пригляделся – батюшки! Да это же малюсенькие рыбки! Вот тебе и ротик, вот тебе и хвостик. Плавничков, правда не видно, но они есть, поскольку рыбёшки достаточно шустро в баночке передвигались. Таким чудом в банке я был просто ошеломлён. Ну надо же! Естественно, что я растрезвонил об этом событии всем своим друзьям и знакомым. Пока я трезвонил, мальков в баночке становилось всё меньше и меньше. «В чём дело?» - недоумевал я. Может быть надо увеличить порцию корма? Увеличил. Но это не помогло. И вот наступил чёрный день, когда придя из школы, я не нашёл в своей баночке ни одного малька. Я прямо чуть не заплакал (а может быть, и согрешил).

     Оказалось, что в массе своей все аквариумные рыбки прекрасно поедают своих мальков и икру (хотя здесь есть приятные исключения). Обвинять их в рыбьем каннибализме было бы несправедливо. Просто в аквариуме оказались грубо нарушены условия соблюдения баланса инстинктов, заложенных в рыбках от природы и искусственно устроенной для них человеком среды обитания. В природе рыбки мечут мальков или откладывают икру, проживая в речках или больших водоёмах. Мальков или икру сразу после мётки уносит течением, или они просто расплываются по большому объёму водоёма. Как правило, после мётки родители со своим потомством более не пересекаются. А что происходит в аквариуме, а тем более в такой баночке, как у меня? Детки с родителями постоянно сталкиваются, как соседи на коммунальной кухне. А у рыбок инстинкт – всё, что влезает в рот надо немедленно проглотить. Кстати, так же поступают и самые крошечные мальки. Но, к сожалению, так же поступают и с ними. Вот такой наглядный урок я получил от матери-природы, как бы горько мне от этого не было.

     Зато к появлению следующего потомства я был уже подготовлен. Заранее была оборудована следующая трёхлитровая баночка со своим песком и кустиком растений. Потом ещё одна, потом ещё.  Как говорится – процесс пошёл. С этим надо было что-то делать. Наши соседки по коммунальной комнате поначалу сами с интересом наблюдали за моим новым увлечением. Но вот уже добрая половина общего подоконника заполнена моими банками. Не дело! И я нашёл очень простой  и хороший выход. Я стал безвозмездно раздавать приплод от своего основного хозяйства друзьям, знакомым, знакомым знакомых. Всем, кто ко мне обращался. Если рыбок оказывалось всё равно в избытке (а временами случалось и такое), то весь избыток я относил в аквариумы школьного живого уголка. А иногда относил в живые уголки детского сада, где продолжала работать моя мама. Так что и этот вопрос был благополучно разрешён.

     Новый этап в освоении аквариумного хозяйства наступил с нашим переездом в комнату квартиры, что располагалась в доме на Лиховом переулке. Тут уж извини! Тут у нас с мамой была отдельная комната на третьем этаже. В ней имелся большой солнечный подоконник, который полностью был в моём распоряжении. Поэтому, практически первое, что я сделал в этом плане – это подкопил деньжат и купил (опять-таки в зоомагазине на Кузнецком мосту) настоящий стеклянный аквариум ёмкостью 25 литров. Это совсем другое дело. Здесь уже и оборудование надо «настоящее». Я нашёл большую консервную банку из нержавейки, разрезал её вдоль корпуса пополам, вырезал в верхней части отверстие для патрона электрической лампочки и приспособил держатели из металлических полосок этой же банки. К патрону я подвёл провод со штепселем и ввернул лампочку. Таким образом, у меня получился замечательный светильник, а заодно и подогреватель воды в аквариуме. Я прикрепил его к боковой стенке аквариума. Из футбольной камеры с велосипедным насосом соорудил распылитель воздуха. Вот теперь - совсем другое дело! Потребность в некотором количестве банок для отсадки молодняка всё равно, правда, осталась. Но этот вопрос остроты восприятия уже не вызывал.

     По мере улучшения своего материального положения и жилищных условий, моё аквариумное хозяйство, ни разу не пересохнув, постоянно расширялось. Максимальным по количеству аквариумов я определяю где-то серединой 1980-х годов, когда у меня в отдельной трёхкомнатной квартире и кухне было оборудовано что-то порядка полутора десятков аквариумов различного назначения. В то время у меня появился интерес к разведению рыб различных видов. Ведь практически каждый вид рыбок требует создания своих, особых условий для проживания и особенно размножения. Здесь уже надо было учитывать физические и химические свойства воды: её плотность, жёсткость, кислотность, уровень освещённости, наличие той или иной группы растений или их полное отсутствие и так далее и так далее.
 
     Как и большинство начинающих аквариумистов, я начал своё увлечение с живородящих рыбок гуппи. Сейчас, в результате селекции, те же гуппи очень улучшили свои видовые характеристики (улучшили с точки зрения любителей, а не самих гуппи). Появились разновидности с пышными разноцветными или одноцветными хвостовыми и верхними плавниками (шарфами). К живородящим относятся такие рыбки-красавицы, как меченосцы . Живородящими являются и все разновидности моллинезий, украшающие не только аквариумы любителей, но и многочисленные выставки, включая международные.

     Разведение всех пород живородящих рыбок не требует создания каких-либо особых условий. У них на свет появляются вполне сформировавшиеся мальки, которые по форме тела и по цвету хоть и отдалённо, но уже напоминают своих родителей. Эти мальки достаточно уверенно плавают, самостоятельно ищут корм и даже пытаются убегать от опасностей. Для более крупных видов рыб (меченосцев и моллинезий) надо обеспечить более крупную ёмкость, в которой будет происходить вымётывание мальков, чем, допустим, для гуппи. А вот условия содержания даже для одной этой группы живородящих рыбок уже несколько различаются. Различается немного оптимальный температурный режим, оптимальный химический состав воды, наличие солей. Но, в принципе, обеспечив благоприятный режим для наиболее «капризной» моллинезии, с ней можно смело содержать в одном аквариуме и всех остальных рыбок живородящей группы.

     Большинство аквариумных рыб относятся к группе икромечущих. То есть, в процессе разведения рыбки различными способами сначала откладывают икру, а уж потом из неё выводятся даже не мальки, а личинки, которые только через неделю-другую начинают напоминать рыбок. Отсюда и выкармливание этих личинок осуществляется совсем по другому, чем у живородящих рыбок. В общем, разнообразия в условиях разведения у икромечущих рыбок гораздо больше.
 
     Моими любимыми рыбками этой группы являются барбусы всех видов. Разновидностей барбусов очень много. Мои самые любимые – барбус суматранс-кий, огненный барбус, алый и чёрный барбус. Это очень красивые и задорные рыбки. Их надо держать стайками хотя бы по 5-7 штук. Тогда они чувствуют себя вполне комфортно, активны и постоянно играют друг с другом.

     Следующая группа моих любимых рыбок относится к классу лабиринтовых. Эти рыбки для своего жизнеобеспечения должны иметь постоянный доступ к атмосферному воздуху. Этот воздух они пропускают через специальным образом организованный жаберный аппарат и только потом кислород поступает в кровеносные сосуды рыбки для его дальнейшего освоения. Я содержал и разводил из этой группы рыбок петушков, лялиусов и жемчужных гурами. Все эти рыбки разводятся примерно по одинаковому принципу. Останавливаться на этом я не буду.

     Рыбками моей мечты, на которых я заглядывался с самого детства, были неоны и скалярии. Но они были с одной стороны мне очень не по карману, а с другой стороны, я понимал, что не сумею обеспечить им комфортные условия существования. Поэтому терпеливо ждал, когда такие возможности у меня появятся. И они появились. Я с удовольствием содержал у себя не только большие стайки неонов и целые семейства скалярий, но и с успехом разводил их. И вообще, все перечисленные мною выше виды рыб я сумел развести в своём аквариумном хозяйстве. Отсюда и такое количество аквариумов различного назначения мне пришлось организовать, Но это так интересно!

     Не удержусь и остановлюсь немножечко на истории появления неонов в европейских аквариумах. Ещё в восемнадцатом веке французский предприниматель Рабо (у французов ударение на последней гласной фамилии) отправился в Южную Америку с целью обогащения. Тогда много людей предпринимательского, а то и просто авантюрного склада характера, отправлялись за тридевять земель с надеждой напасть на золотую жилу. Искал он, искал, но жилу так и не обнаружил. Зато его самого и не без удовольствия для себя обнаружила малярия. Рабо свалился в болезни без сознания. А очнулся он в индейской хижине под присмотром старухи-индеанки. Увидев, что больной очнулся, индеанка подала ему кувшин с водой, чтобы он утолил жажду. Рабо поднёс кувшин ко рту и замер в изумлении. Внутри кувшина метались какие-то маленькие рыбки, которые светились как живые изумруды. «Что это?» - поинтересовался Рабо у индеанки. Та дала ему понять, что это просто рыбки из ближайшего ручья, где она набирала воду в кувшин. Там их так много, что они то и дело попадают в кувшины, когда в ручье набирают воду. Рабо задумался. Во Франции он встречался с достаточно богатыми людьми, которые были увлечены содержанием рыбок в искусственных водоёмах и готовы были платить за новых рыбок и растения весьма серьёзные деньги. Поэтому, как только он немного поправился, то со свойственной ему энергией принялся организовывать изготовление больших бочек, в которых он предполагал осуществить доставку этих рыбок во Францию. Бочки надо было хорошо просмолить, чтобы вода не убежала из них во время длительного морского путешествия. И всё у него получилось! Корабль добирался от побережья Южной Америки до Франции около полугода. В его трюме в темноте стояли многочисленные бочки с рыбками. И они выжили! Ну не все, конечно, но многие. Особо не мешкая, Рабо организовал аукцион по продаже этих рыбок. Брали их охотно и платили дорого. Рыбки были абсолютно оригинальны, и их аналогов не было среди любителей аквариумов. При этом покупатели исходили из того, что раз эти рыбки в таких буквально адских условиях сумели перенести столь длительное путешествие, то они просты в содержании. А разведя этих чудесных рыбок, можно было не только вернуть потраченные на них деньги, но и весьма хорошо заработать. Ведь кроме них таких рыбок ни у кого из многочисленных любителей аквариума ещё не было. А хотелось иметь «неонов» (так назвали эту рыбку за её чудесную окраску) практически всем. И в этом плане надежды покупателей полностью оправдались. Рыбки прекрасно жили и доставляли наслаждение своим хозяевам. Мало того, они регулярно откладывали икру и, казалось, вот-вот всё пойдёт по задуманному сценарию. Но не тут-то было. У всех любителей с отложенной икрой наблюдалась одна и та же картина. Уже на второй день икра бледнела и покрывалась грибковым наростом – то есть погибала. И это у всех. Аквариумисты задумались и стали искать причину своих неудач. Дошла эта информация и до Рабо. Тот сразу сообразил выгодность сложившейся ситуации и немедленно организовал новую экспедицию за рыбками в Южную Америку. Теперь у него и финансовые возможности были несравненно лучше, и была конкретная цель этой экспедиции. Он заранее подготовил множество сосудов для перевозки рыбок и арендовал для этого целый парусник. И всё повторилось снова. Новая, уже большая партия рыбок была доставлена в Европу и благополучно реализована на аукционах. Но и конкуренты не дремали. В состав экипажа парусника были внедрены специальные агенты от рыборазводческих фирм (тогда они уже появились на рынке). Эти агенты определили места вылова рыбок и вскоре туда потянулись многочисленные экспедиции. Рыбок стало поступать много, и цена на них резко упала. Да вот беда – так никому и не удавалось их развести. А это уже дело принципа для настоящих любителей аквариума. В чём же дело, в чём причина неудач?  Вот ведь икру откладывают, а мальков нет! Исследовали и химические свойства воды в тех ручьях, где эти рыбки проживали и успешно размножались. Установили, что вода должна быть очень мягкой. Сделали воду такой же, да мало того – привозили даже воду для разведения рыбок с их родины. И опять ничего не получалось! Причина была обнаружена совершенно случайно. Один любитель аквариума подготовил пару неонов к разведению и неожиданно вынужден был срочно отъехать по делам. Он был в отъезде несколько дней. В спешке он оставил аквариум с отсаженными рыбками без присмотра в пустой тёмной комнате. И каково же было его удивление и радость, когда вернувшись, он обнаружил в аквариуме множество крохотных мальков неонов. И тут пришла догадка о причинах предыдущих неудач. Ведь это не просто так природа «одарила» этих рыбок яркой светящейся полосой. Не для ублажения же глаз аквариумистов. На своей родине рыбки жили в ручьях, протекающих через густые южно-американские джунгли. Сквозь листву этих джунглей свет проникал до земли очень скупо и в ручьях постоянно были густые сумерки. Поэтому, чтобы рыбки могли находить друг друга, природа и одарила их такими светящимися полосками, которые отражали малейший свет и которые так нравились любителям. Отсутствие света приводило к тому, что вода в их родных ручьях была практически свободна от бактерий (бактериям для развития нужен свет). Поэтому икра не переносила наличия бактерий и солнечных лучей (на их родине этого не было). И стоило в аквариуме воссоздать условия, близкие к природным, как всё сразу встало на своё место. С тех пор при подготовке аквариума для разведения неонов туда заливают мягкую воду (в России практически такой же состав воды в реке Неве). Аквариум ставят на несколько дней в тёмную комнату для избавления от бактерий. И лишь потом туда запускают будущих родителей, направив лишь узенькую полосочку света снизу вверх аквариума. В этих условиях икра благополучно вымечивается. После метки родителей надо удалить (иначе они очень хорошо закусят своей же икрой).  А аквариум с икрой оставляют в темноте до выклёвывания мальков. И только после этого можно добавлять понемногу света и приступать к выкармливанию нового поколения неонов. Процесс выкармливания для неонов практически ничем не отличается от выкармливания мальков прочих икромечущих видов рыбок. Вот так вот! И сейчас неоновая рыбка остаётся одной из самых популярных и недорогих аквариумных рыбок. 

     А теперь позволю себе остановиться на своём самом высшем достижении в части увлечения аквариумистикой. Это, безусловно, содержание и разведение дискусов. Дискус появился у аквариумистов относительно недавно. Может быть, в каких-то коллекциях и на выставках он где-то ранее и присутствовал. Но для меня появление новой рыбки означает появление её на птичьем рынке или в зоомагазинах. То есть тогда, когда она становится реально доступной для её приобретения. Так вот, дискус появился относительно недавно. И сразу он привлёк к себе внимание своей оригинальной формой тела и окраской. Это достаточно крупная рыбка. По размеру она сопоставима с ладонью крупного мужчины. По всему её телу разбросаны неоновые полоски, которые очень красивы и «светятся» при попадании на них солнечных лучей. Рыбка достаточно сложна в содержании и разведении. Поэтому и сейчас, спустя уже несколько десятилетий с момента её появления у аквариумистов, дискус доступен далеко не всем как по организации условий содержания, так и по цене. Я долго любовался этой рыбкой на птичьем рынке и на выставках, но приобретать её не спешил. Очень уж сложным представлялось её содержание. Но, наконец, проштудировав массу литературы и посоветовавшись с коллегами-аквариумистами, я решился.

     До покупки рыбок необходимо было подготовить для них отдельный аквариум. В нём я попытался создать условия, которые характерны для их природных водоёмов. Во-первых, для дискусов я выделил достаточно большой аквариум (ёмкостью примерно в 500 литров). Я уже знал, что дискусы предпочитают мягкую торфованную (кислую) воду. «Химичить» я не стал, а просто привёз воду в большом "молочном" бидоне со своей дачи. У нас там весной при таяньи снега образуется множество больших и маленьких ручейков. Места у нас торфяные, поэтому вода в этих ручьях приобретает тёмно-коричневый цвет. Поскольку эта вода образуется от таяния снега, то она по природе своей является мягкой. В Москве доставленную воду я хорошенько прокипятил для избавления от всяческих микробов и бактерий, а затем профильтровал несколько раз через самые мелкие фильтры. Этой водой и залил аквариум. В аквариуме я соорудил несколько арок и гротов из больших хорошо промытых и прокипячённых булыжников. В этих гротах рыбки могли прятаться в случае их беспокойства. Кроме того, этот аквариум был оснащён мощными внутренними и внешними фильтрами. Для обогрева воды в аквариуме были размещены обогреватели повышенной мощности. Дискусы предпочитают температуру воды примерно в 30 градусов (обычные аквариумные рыбки довольствуются температурой 22-26 градусов). По совету бывалых аквариумистов, я не стал размещать а этом аквариуме растений, поскольку растения требуют достаточно яркого света и способствуют развитию бактерий. Кроме того, большинство растений плохо переносят такую высокую температуру воды. Как говорится, от греха подальше. И вот всё готово. Еду на птичий рынок. Там, уже у знакомого любителя, приобретаю шесть уже подросших мальков дискусов. Не мешкая ни минуты, мчусь домой с заветной покупкой. Ставлю банку с дискусами в подготовленный аквариум для выравнивания температуры воды. Спустя минут 15-20 выпускаю дискусов в аквариум. Сам размещаюсь сбоку аквариума и, затаив дыхание, наблюдаю за новосёлами. Как им на новом месте? Всё ли в порядке? Вроде ничего! Плавают, осматриваются и, похоже даже ищут корм. Хорошая примета. Даю корм. Едят! Ещё лучше. До самого вечера не отхожу от аквариума. Интересно. Долго ещё, приходя с работы, я первым делом бежал к аквариуму с дискусами. Это были мои любимцы в тот период аквариумистики.

     Когда дискучы стали взрослыми, я задумал попробовать их размножить. Для этого подготовил другой аквариум, размером поменьше. Процедура его подготовки практически ничем не отличалась от первоначального обустройства аквариума. Только вместо грота из булыжников посредине аквариума я разместил глиняный цветочный горшок, расположив его «вверх ногами». Запустил в аквариум самца и самочку (к этому времени они уже определялись). Самцы немного крупнее и лобастее. А так почти одинаковы. Оказалось угадал. Немножко приподнял температуру воды до 32 градусов. Прошёл день, другой. Всё вроде тихо. Рыбки мои дружелюбно плавают рядышком, с охотой кушают, но никаких реальных действий нет. И вот смотрю - на третий день на горшке лежит икра. Лежит ровными полосочками снизу вверх. Да много как! Рыбки мои плавают рядышком с горшком, обмахивают плавниками икринки, что-то там выклёвывают. Выклёвывают они неоплодотворённые икринки, поскольку те начинают со временем портиться и могут заразить хорошие рядом расположенные икринки. Так что они постоянно ведут такие профилактические работы. Где-то на третий день икринки стали подрагивать, прорываться и из них появлялись мальки. Вернее это были даже ещё не мальки, а крошечные личинки, которые даже отдалённо не напоминали своих родителей. И вот тут-то и определилась главная особенность поведения дискусов при разведении, в отличие от подавляющего большинства аквариумных рыбок. Вылупившиеся мальки изо всех силёнок устремлялись к одному из родителей. Они подплывали и прикреплялись к его бокам. Дискусы-родители при этом стояли рядом с горшком и практически не шевелились. Так продолжалось до конца процесса появления на свет мальков. После этого родители чинно и очень медленно стали двигаться по аквариуму, неся на своих боках бесценное потомство. Личинки мальков не зря устремлялись к родителям и намертво размещались на их боках. В это время на теле родителей начинает выделяться специальная слизь, которая и является первичным кормом для личинок, а затем и для подросших мальков. Это своеобразное рыбье молочко. Ничем иным, кроме этого родительского естественного корма выкормить дискусят нельзя. Очень быстро устанавливается определённый порядок, в результате которого все дискусята оказываются на теле одного из родителей. Этот родитель тихохонько плавает по аквариуму. Плавает очень медленно для того, чтобы с одной стороны не стряхнуть малышек, а с другой стороны и стоять плохо. Это как прогулки для малышей. Вот так то. Другой дискус-родитель в это время кормится, отдыхает и на его теле подготавливаются выделения, которыми он будет кормить деток. Примерно каждый час родители становятся рядышком, параллельно друг другу. Дискус, на теле которого в данный момент находятся мальки, резко встряхивается. Мальки кубарем слетают с него. Этот дискус убегает куда-нибудь в уголок аквариума. А мальки, беспомощно барахтаясь, отыскивают второго родителя,  укрепляются на нём и тут же принимаются за еду. Всё это очень интересно и познавательно.

     Постепенно мальки подрастают. Сначала они из личинок, не имеющих ничего общего с родителями, становятся мальками. Мальки день ото дня всё больше и больше начинают напоминать по форме тела своих родителей. Об окраске тела речь пока не идёт. Всему своё время. По мере роста мальков надо позаботиться об их подкормке. Родительского корма начинает явно не хватать.  Это видно потому, что мальки всё чаще и дальше начинают отплывать от родителей в поисках корма. Дискусята уже во всю плавают самостоятельно, не удаляясь однако далеко от дежурного родителя. Они уже очень напоминают по форме тела папу и маму. Потихонечку появляется и базовая фоновая расцветка тела. Сначала она светло розовенькая, а затем потихоньку темнеет. Появление светящихся полосочек завершает процесс детства молодняка. В качестве подкормки лучше всего использовать розовую личинку дафнии. Это наиболее колоритный и качественный корм для мальков в этом периоде. Добавилось работы и мне, как режиссёру этого действия. Надо было каждый день ездить на заранее разведанные пруды,  где водилась эта самая розовая дафния в достаточном количестве. Ездил со специально приобретённым сачком для её отлова. В это время для непосвящённых, особенно для детей, я весьма напоминал Дуремара. Ну Дуремар, так Дуремар! Мальков то кормить надо.

     И вот мальки подросли. Надо было их куда-то пристраивать. А с этим не так-то всё просто. Рыбки-то «неходовые», достаточно сложные в содержании и дорогие. А у меня-то их около полутора сотен! Отобрал для себя штук восемь мальков. А дальше надо вопрос как-то решать. Взял штучек десять и поехал на птичий рынок. Рыбки две-три продал. И вот подходит ко мне мужчина. Спрашивает – много ли их у меня. Поговорили, поговорили и договорились. Он берёт всех дискусят у меня оптом. Берёт примерно за полцены и отправляет их с поездом в Польшу. Так и сделали. В результате этой коммерческой операции возможно, что в некоторых нынешних польских дискусах течёт кровушка и их московских предков. А почему нет? Всё-таки более сотни особей ушло туда.

     Имеется аквариум у меня и сейчас. Он ёмкостью примерно в тонну. Сделан аквариум совместно с тумбой. В тумбах располагаются внешние фильтры, электрика и всякие прочие аквариумные причиндалы. А их накопилось ух как много! 

     Заканчивая раздел про своё аквариумное хобби, не могу не остановиться хотя бы кратко на двух моментах. Во-первых – это птичий рынок. Он часто мелькает в моих воспоминаниях. Поездки на рынок, приобретение и продажа там разной живности (в основном рыбок и голубей), душевное общение с любителями этой живности доставляли мне на протяжении многих лет массу самых положительных эмоций. Это целая эпоха не только для меня, но и для многих-многих искренних и беззаветных любителей природы.

     Второй момент – Московский городской клуб аквариумистов. Этот клуб я начал посещать с пятого класса, то есть когда мне исполнилось 12 лет. Клуб располагался тогда в помещении Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева, что на Малой Грузинской улице, дом 15. Клуб аквариумистов является одним из старейших клубов России. Он был организован ещё до революции. Основателем клуба и его душой был Николай Фёдорович Золотницкий –«простой» учитель биологии одной из Московских гимназий. В этом клубе раз в неделю собирались многочисленные любители аквариумных рыбок. Здесь читались лекции по истории аквариумистики в России. Здесь я узнал, что первая выставка аквариумов состоялась аж в 1863 году и на ней побывало около 20 тысяч посетителей. А первый в России публичный павильон «Аквариум» был открыт в Москве в 1882 году. Вот это история! В «моё» время душой и бессменным руководителем клуба был Михаил Николаевич Ильин – потомственный биолог. В те годы жизнь в клубе била ключом. Лекции, беседы, выставки, конкурсы собирали много народу. Ильин М.Н. был автором многих книг по аквариумистике, которые являлись настольными для многих поколений российских любителей аквариума. Здесь я встретился со многими интересными людьми, которые посвятили аквариуму практически всю свою жизнь. В клубе все были равны. Со мной, мальчишкой-пятиклассником, на полном серьёзе разговаривали такие знатоки и авторы книг по аквариуму, как Сергей Кочетов, Марк Махлин, Фёдор Полканов. Даже для современных любителей аквариумов эти имена являются легендой. А я с ними имел удовольствие разговаривать «в живую». Нередко в клуб приходил народный артист СССР и большой любитель всякой живности (особенно аквариумных рыбок) Сергей Владимирович Образцов. Он так же держал себя в клубе совершенно свободно. К нему можно было запросто подойти и поговорить, или задать любой вопрос. И нет тут званий, регалий и орденов. Есть общий искренний интерес. Я очень гордился своим членством в этом клубе. Горжусь и сейчас.

     И ещё, кого мне очень хотелось бы вспомнить – это Слава Юдаков. Со Славой мы познакомились на Птичьем рынке. Познакомились через друзей по нашему увлечению. Мне его порекомендовали как одного из самых «продвинутых» аквариумистов. И действительно, Слава про рыбок и растения знал всё! Он тоже увлёкся этим делом с самого раннего детства. Но, в отличие от меня, для него это увлечение стало делом всей его жизни, стало его профессией. После появления компьютерных технологий Слава организовал первый аквариумный сайт. Посетителей этого сайта насчитывается сотни тысяч. Откуда только не обращались к нему любители аквариума. Это вся территория России от Калининграда до Владивостока, из Германии, Франции, Австралии, Америки и ото всюду ото всюду, где только не находились бывшие жители России. И через этот сайт мы все становились близкими знакомыми и друзьями. Всех нас объединил Славин талант и его обаяние. Этим сайтом я пользуюсь достаточно регулярно и сейчас.

 P.S На моём компьютере в домашней рукописи воспоминаний имеется много фотографий, иллюстрирующих текст той или иной главы. Самым "молодым" фотографиям насчитывается уже более сорока лет. Имеются фотографии, возраст которых приближается к веку. Если кого-то из уважаемых читателей заинтересует текст воспоминаний или какой-то конкретной главы с иллюстрациями, то я с удовольствием безвозмездно вышли их на Ваш электронный адрес в формате pdf.                Мой электронный адрес:  exxdocent49@gmail.com.
     Если кому-то удобнее общаться посредством данного сайта, то я готов к такому общению и буду Вам очень благодарен.