Роман Е. И. Замятина Мы. Лекции для...

Сергей Сиротин
Лекции для…

Роман Е.И. Замятина «Мы»
Антиутопия, предсказавшая будущее, и судьба предсказателя.

Евгений Иванович Замятин родился 20января 1884 года в городе Лебедянь, Тамбовской губернии в семье священнослужи-теля. Отсюда, из провинциального течения жизни, вынесены впечатления, позднее в преображённом виде давшие повести: «Уездное» (1912г.), «Алатырь» и «На Куличках» (1914г.). Как писал о нём писатель советского времени Юрий Нагибин: «Ев-гений Замятин – это сама Проза с большой буквы, чем и определяется его место в большой русской литературе».
По взглядам и партийной принадлежности Замятин был социал-демократом, прошёл до 1917 года арест, тюрьму, высылку, был членом ЦК РСДРП(б.) В марте 1916, приехав из ссылки с севера, отправился по заданию правительства как талантливый инженер-конструктор в Англию, на завод в Ньюкасле работать в военной приёмке для контроля за строительством ледоколов для России, так как ранее участвовал в создании первого ледокола «Ермак». Замятин счастливо сочетал в себе перспективного конструктора и талантливого писателя. Перед октябрём 1917 года он возвращается в Россию. Переживает со всеми революции, разруху, голод, участвует в партийной работе и различных литературных начинаниях, становится одним из организаторов литературной группы «Серапионовы братья».
И всё же главным достижением всей жизни Е. Замятина стал написанный в 1920 году роман-антиутопия «Мы». Это про-изведение, созданное в обстановке «Военного коммунизма» как бы проецировало идеи, ради которых лилась кровь, на буду-щее, в котором решены все материальные запросы людей и всем выдано равно по талонам, все живут в математически выве-ренном «счастливом обществе». Равенство и счастье достигнуто: воздвигнут совершеннейший человеческий муравейник, готовится космическая сверхмашина, корабль «Интеграл», чтобы распространить принудительное счастье на всю вселенную.
Роман вырос из отрицания писателем глобального технократического мещанства, математизированной косности, приоб-ретающей благодаря идеям большевизма тоталитарный характер. Действие легко проецируется и на сегодняшнюю действи-тельность с компьютерными и иными технологиями и отстающим от них массовым сознанием, с засильем масс-медийного сознания и усиленного давления государства на личность. Автор, выступая против государства, штампующего одинаковых "нумеров", предупреждает, что технократизм и идея всеобщего уравнивания индивидов могут породить лишь тоталитарное общество.
В романе писатель, как и многие его современники, выражает сомнение в праве общества вмешиваться в естественный ход жизни, подчиняя этот ход какой-либо умозрительной идее. Для изложения своих мыслей он избрал форму личного днев-ника жителя «блаженной страны» Д-503, который, по сути, являясь инструментом создавшего его общества, даже к литературе предъявляет туже систему ценностей и социальных установок, какая господствует в материальном производстве и в советское время была известна как «социальный заказ», когда все произведения должны посвящаться только «величию и красоте Единого государства». Пародируется Замятиным вся система отношений в государстве, внутри которой палач и первосвященник одно и то же лицо, а «ангелы-хранители» - это доносчики, где вся жизнь видна всем сквозь стеклянные стены, где частная личная жизнь отсутствует: всё делается по расписанию, сигналам и талонам. Сегодня уже людей не удивишь обществом, в коем есть «День единогласия» или «День правосудия», в котором совершаются казни под благословения толпы в адрес мудрых палачей-руководителей, где обожествляются карательные органы, где симбиоз закрытости и экспансии становится двигателем прогресса… «Стена», отделяющая Государство от остального мира, естественный атрибут тоталитарного общества: всё присутствовало и в реальности, радостные шеренги трудящихся, единогласие и единомыслие, как тут не вспомнить стихотворение Генриха Сапгира «Парад идиотов»
Произведение  вызвало к жизни мощнейшую традицию создания антиутопий во всём мире: Хаксли «О дивный новый мир», В. Набоков «Приглашение на казнь», Дж. Оруэлл «1984», Бредбери «451гр. по Фаренгейту», Стругацкие «Град обре-чённый», А. Кабаков «Невозвращенец», В. Войнович «Москва - 2042».
В то время, когда роман накликал злобу власти, Замятин читает курс лекций по литературе в педагогическом институте им. Герцена, выступает с критическими статьями в различных изданиях Питера. К середине 20-х годов Замятин оказался выкинут из литературной жизни, весь тираж его романа уничтожен, а поводом для травли автора послужил стихотворный донос А. Безыменского – вот что он писал:
Тип – Замятин:
Род – Евгений.
Класс – буржуй.
В селе – кулак.
Результат – перерождённый.
Сноска: враг.
«Лит. газета» от 14 октября 1929 года печатает: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Замятин через другую газету ответил: «Эту простую мысль я понял…» В ноябре 1931 года писатель покинул СССР.
Создав гротесковую модель государства, где идея общей жизни обернулась разлинованным улицами муравейником, а идея равенства уравниловкой и стандартизацией личности, где ради сытости необходимо отказываться от личного выбора Замятин противопоставил себя тем, кто, игнорируя сложности реального мира, обещал сделать всех счастливыми через пару пятилеток. Сам же главный герой романа Д-503 – законченный винтик системы, поэт её структуры, не представляющий себе иного устройства жизни: без пропагандистского и репрессивного аппаратов, без «нумеров» и талонных удовольствий. Кроме этого ему присущ комплекс благодарности «Благодетелю», чувство механического ритма существования с постоянным страхом перед наказанием, ожиданием кары, а потому боязнь проявления самостоятельности. Наконец, возвращение в единый поток, через предательство и донос на самого близкого человека. Это всё подтверждает мысль автора, о том, что «мир мнимостей» в тоталитарной системе ценностей паразитирует на стремлении человека к счастью и справедливости и он предупреждает, что путь освобождения от мнимостей обойдётся людям очень дорого…
10 марта 1937 года Е.И Замятина не стало, похоронен в Париже. В 1952 году в Нью-Йорке его роман был издан на русском языке небольшим тиражом. В 1970 в Мюнхене вышло собрание сочинений в 10 томах.
Замятин писал о своей родине: «Россия движется вперёд странным трудным путём, не похожим на движение других стран, её путь – неровный, судорожный, она взбирается вверх – и сейчас же проваливается вниз, кругом стоит грохот и треск, она движется, разрушая…»




























01.02.2018 С.М. Серотян