Моя любовь, поэзия и жизнь

Татьяна Николаенко
          В сборник ЧАС ДОНБАССА https://www.stihi.ru/avtor/beregbiriukova            

    Иногда мне кажется, что генеалогическое древо - живое, а я лишь одна, плодоносная, ветвь его. Татьяной меня назвали в честь моей чуткой, тихой, деликатной, трудолюбивой и глубоко любимой мною бабушки. Она учила меня главным жизненным ценностям, используя притчи, сказки, примеры из жизни: таким образом, что я не замечала "воспитания", влияния, воздействия, но всё становилось понятным и я знала, как поступать правильно. Я до сих пор помню её тёплые руки и мягкий голос. Природную деликатность и тактичность. Она учила меня рукоделию и созданию красоты вокруг себя.
    Мама была другой: образованной, современной и уверенной в себе, неординарной. Папа - обаятельный, искренний, честный и очень весёлый. Мои родители очень любили друг друга, и мы с братом впитали в себя атмосферу любви как естественную. Наверное, поэтому системе моих ценностей любовь стоит на первом месте и я её распознаю, где бы я ни была. Иногда мне кажется, что культивировать любовь - это смысл моей жизни, истинное призвание и миссия на Земле. Любовь - моя любимая тема как психолога и педагога,я щедро делюсь индивидуально-личностным, уникальным жизненным опытом, постигая всё более сложные виды любви (дочернюю и сестринскую,романтическую и платоническую, эротическую и материнскую, любовь к детям и, конечно же, к внучке Авророчке).
   Конечно же, я люблю себя. На этом отношении к себе, словно на прочном стержне, держится вся «пирамида» испытываемых мною видов любви и вся моя жизнь.
Осталось освоить ещё один вид любви: к своим врагам, но пока это даётся с трудом. Спасает одно, что нет ненависти. Надеюсь, что той любви, которое я накопила за всю свою жизнь, будет достаточно, чтобы не потерять себя, сохранить человечность и передать любовь как наследие.
    Мои размышления я тайнах бытия я воплощаю в виде художественных произведений,
они служат методом познания себя, способом самовыражения, иногда – психогигиеническим или психотерапевтическим средством.

    Вероятно, так и протекала бы моя жизнь, если бы не страшная ситуация, случившаяся на Майдане в 2014 году. Она просто по-живому располосовала мою жизнь и соотечественников на две неравные части: одна - огромная, радостная, счастливая, успешная, перспективная; другая - небольшая, но горькая, болезненная и опасная, как взрыв на Чернобыльской АЭС. Внезапная война вывернула души людей наизнанку, обнаружив в ком-то - самое низкое и грязное, у ком-то - высокое и светлое. Сознание пыталось понять, объяснить, принять, примирить происходящее, но тщетно. У добра и зла разные стороны, как бы кто ни утверждал, что эти две силы сосуществуют в каждом человеке. Возможно, не во мне! Человеку светлому, доброму, умному невозможно предположить, какие каверзные замыслы могут родиться в голове холодного, злого и расчётливого врага.
    В нашей семье и в привычной среде близких мне людей происходящее воспринималась драматично и остро. Мы, мирные граждане, ратовавшие за гуманистические принципы в цивилизованном мире, долго не верили, что из Киева, по принципу закона сообщающихся сосудов, хлынут к нам, в родной, дорогой, красивый и такой любимый, город Донецк, славившийся тружениками, спортсменами, людьми искусства и науки, идеологические нацистские помои. На каждом углу: в транспорте, в магазине, на улицах, в квартирах - везде люди обсуждали последние новости. Спорили. Плакали, пересказывая увиденное. Страдали. Надеялись на что-то высшее. Сопереживали. Страдали от собственного бессилия и предчувствия надвигающегося кошмара. Верили в то, что это - недоразумение и оно скоро закончится, как кошмарный сон больного. Ждали чуда. поначалу не верили в то, что ситуация зайдёт слишком далеко.
     Митинги, демонстрации и и различные акции воспринимались нами как отдельные выступления активных людей, но определённой категории: тех, что знают что-то больше, чем мы; кто имеет чёткие сформированные убеждения и принципы; тех, кто знает больше, чем мы; тех, кто способен взять на себя ответственность за судьбу города и региона.
Телевизионные трансляции из жерла переворота, личные контакты с представителями разных точек зрения на возникший политический вопрос, а потом и полившаяся кровь, откровенно националистические планы неизвестно откуда лавиной хлынувшей чуждой нашему восприятию силы, многое прояснили и помогали понять, кто и за что ратует, борется и какое будущее уготовано каждому из нас, оказавшимся по территориальной принадлежности зоной отторжения. Но не всё было так однозначно: во всех трудовых коллективах оказались люди диаметрально противоположных взглядов: это к аргументу о том, что якобы "все донецкие одинаковые", и потому подлежат уничтожению. Отнюдь. Не все ещё до конца определились, но нас уже клеймили и обстреливали, а снаряды не выбирали ни мест, ни людей, а падали на головы всех: и тех, кто был "за", и тех, кто "против".
     Отправной точкой для начала активного противодействия "майдановцам" стали их угрозы о расправе с народом Донбасса, предложения создать "фильтрационные лагеря" для тех, кто не поддерживает неофашизм, равно как и другие силовые и унизительные способы подчинения и покорения. О других "перспективах" тоже открыто говорилось организаторами Майданной смуты. Именно идеологические убеждения разорвали нашу страну на части. Такое уже было в истории, у этого явления слишком явные признаки, скрыть которые невозможно. За красивыми лозунгами не спрячешь нацистскую сущность идей и декларирующих их людей, затеявших этот бесчеловечный, явно не демократический, государственный переворот. Разве можно разделить нас, жителей многонациональной Украины, по национальному признаку? Даже в нашей семье кровь русских и украинцев смешана изначально (бабушка с дедушкой - из Хмельницкой области, папа - из Таганрога, мой муж - чистый украинец, - поди, разбери, кто мы по национальности! да и какой смысл, если "пятая графа", означающая упразднение в документах факта принадлежности к определённой этнической общности, была конституционно закреплена ещё в 90-е годы). Особенно интересным, если проанализировать, является факт, что подавляющее большинство организаторов "Майдана" явно не принадлежали к украинской национальности (я уважительно отношусь к людям любой национальности, но это является нонсенсом). Но когда кто-то желает тебя убить, то дело явно не в национальной самобытности).
    Пытаясь сместить акценты, некоторые политологи с той стороны утверждают, что основой расхождения между разными областями стал язык. О, нет! Мы, преподаватели высшей школы, писали планы и проводили лекции на украинском языке, так как он был государственным и деловым. Развивали как украинскую, так и русскую, интернациональную и мировую культуру. Да и Донецк - это миллионный многонациональный город, и русские составляли не её самую большую часть.
Линией водораздела послужили средства, которые были использованы "теми", якобы для благих целей, а на деле выражавшиеся в грубости, жестокости, дикости и несуразной беспрецедентности происходящего. Видеть, во что прекратился Крещатик, площади любимой нашей столицы, Киева, какие люди стали олицетворять благословенную и любимую всеми нами, неньку Украину.

    Донецк какое-то время хотя и бурлил, но жил, работал. Но новый обстрел и каждый бесчеловечный лозунг развеивал мифы о грядущем благе. Дончане страдали по-своему: кто-то - от увиденного, сидя у телевизора; а кто-то взял оружие и пошёл защитить свой край, людей, детей, принципы, уникальную архитектуру и славный город "миллиона роз", как называют наш город. Не отрываясь, смотрели мы за происходящим в Славянске, а, когда силы оказались неравными, и остатки защитников переместилась в Донецк, весь город, а не только его окраины, которые были безвозвратно разрушены, стал центром обстрелов и атак.
    Расслоение было в обществе колоссальное: Донецк гудел, как пчелиный улей: всегда было много тех, кто отчаянно ратовал за "единую и неделимую Украину" и тех, кто хотел отмежеваться от новоявленных "героев". Да, мы вышли на референдум, проголосовали в едином порыве за то, чтобы Донбасс стал самостоятельным и автономным регионом (не кажется, нас на тот момент нас больше объединяло желание отдалиться от ТЕХ, чем ясное понимание того, что будет дальше, да и вряд ли кто-то мог предположить, какие последствия ожидают наш многострадальный народ). Казалось, раз мы хотим быть свободным регионом, то это можно сделать простыми, конституционными, дипломатическими методами. Но... что-то пошло не так. То ли мы чего-то доподлинно не поняли и решили, что наше желание возможно реализовать, то ли не представляли последствий, которые нас ожидали в случае "не состыковки" позиций. Не скрою, многие из нас надеялись на "крымский сценарий". Сейчас, спустя четыре года, объяснения нашлись, но ничего изменить уже нельзя: последствия необратимы: мёртвых не вернёшь, а их уже более десяти тысяч...
    Донецк дышал весной. Цвели сады. Пели птицы. А народ спорил, кричал, доказывал. Да, никак мы не могли подумать, чем на самом деле завершится, а вернее, как продолжится, эта конфронтация двух непримиримых идеологий одной страны. У дончан началась новая и странная жизнь: у ОГА*, на площади Ильича, да и по всему городу шли бурные митинги. На красивых городских площадях появились мешки с песком, шины, груды хлама и невообразимых заграждений, что было непривычно с эстетической стороны. Останавливался транспорт, в центре воздвигались блок-посты, проверки и прочие атрибуты военного времени. Контрасты ожидали на каждом шагу. Так, например, мы в Донецком областном Художественном музее с группой актёров местных театров проводили в канун 8 Марта встречу, посвящённую женщинам. Я читала свои стихотворения, посвященные женщинам (одно из которых так и называлось, "Есть женщины в Украине!"**), а сквозь оконные рамы доносились призывы к сопротивлению, крики, аплодисменты и плохо идентифицируемый шум.
    А потом с каждым днём ситуация обострялась. Начались обстрелы пригородов Донецка. Человеческие потери. Разрушения. Слёзы. Ужас. Знакомые попадали под обстрелы и в подробностях рассказывали о пережитом, и мы плакали вместе с ними. Раненые уже заполонили больницы, Война, со своей гнетущей реальностью, всё ближе и ближе подбиралась к нашему дому, а мы всё не верили, что украинская армия бьёт по своим же согражданам. Всё надеялись, что вот-вот, и всё закончится, как фейерверк на празднике города.
    А наш дом, если уточнить географически, находится в Куйбышевском районе(это рядом с железнодорожным вокзалом, военным заводом "Топаз" и совсем недалеко от аэропорта). Членам моей семьи не хотелось покидать родной дом, но когда артиллерийские снаряды одновременно упали на территорию СШ №51, стоматологии и АМСТОРА, а это соседний с нами двор, буквально в трёхстах метрах, мы поняли, что надо что-то делать: оставаться и ждать, когда попадёт в тебя или уезжать, оставив то, что дорого, но спасая жизнь. Решили на время уехать. 25 июля 2014 года Муж, я и старший сын поехали в Крым (в надежде, что через неделю-две всё это точно скоро ЭТО закончится. Но, к сожалению, всё только усугублялось.
     Душа разрывалась от того, что приходилось видеть и слышать каждый день. Наша картина мира никак не совпадала с тем, что происходило там, дома и вокруг. Мой муж, Яков Григорьевич, подавляющую часть жизни работал главным инженером; я - педагог с сорокалетним стажем, преподаватель вуза, постоянно и активно сеющая "разумное, доброе, вечное" и сын - пацифист до мозга костей. Что делать? Как жить? Куда ехать? С чем? В летних одеждах и минимумом денег. Правда, на своей машине, что облегчало наше передвижение.
     Мы вместе с другими убегающими (или спасающимися) влились в тысячные потоки беженцев, пережидали десятичасовые очереди на границах в 3тридцатиградусную жару (в полевых, мягко говоря, условиях: без еды, питья и элементарных "удобств"). Но всё равно потоком шли и ехали люди, с тоской в глазах и благородством на лице. С немым вопросом: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ЗА ЧТО? У каждого - своя история, судьба, драма, связанные с детьми, пожилыми родственниками, болезнями и страданиями. И снова - обсуждения. Слёзы. Общее горе и - НЕИЗВЕСТНОСТЬ. Вот что было поистине страшно и не понятно. Почему люди должны бросать всё, забыть о статусе, возрасте, самоуважении и... убегать? прятаться? проклинать тех, кто разделил один народ на "своих" и "чужих"? Как поётся в песне, "Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем"*** Но вот так случилось, пнула.
    Наш отдых в Межводном был горек. Куда деваться? Десять дней отпуска, которые взял муж на работе, закончились, а обстрелы только усилились.
Институтский друг мужа пригласил нас в Саратов, куда мы, с горе пополам, доехали и пробыли там около месяца. Потом эта семья переправила нас в Подмосковье, где благородно предоставили нам квартиру, дали немного денег, оказали всемерную поддержку. Сын и я начали искать работу (надо как-то адаптироваться и жить, ведь Украина очень быстро заблокировала наши банковские карточки и счета), а муж рвался домой. 18 октября Муж с сыном уехали: сын по просьбе отца отвозил его домой, а сам собирался вернуться с осенне-зимними вещами для нас (мы ведь были в летней одежде, без достаточного количества денег, при полной невозможности обеспечить ею всех членов семьи). Но по приезде в Донецк муж сломал ногу и пришлось сыну быть "и мамкой, и нянькой" на долгое время, и, как оказалось, навсегда. Андрей до сих пор там. А я осталась одна. В апреле 2015-го года меня взял к себе, как я думала, ненадолго, родненький мой братик Вадим с женой Леной, проживающие в Перми. И вот уже три с половиной года я здесь.
     Младший сын работает в Киеве, внучка живёт в Испании. Развела нас всех судьба, как листья. Связь со всеми только виртуальная, а сейчас и с этим проблемы (Украина отключила и мобильную связь, это сильно ударило по всем слоям населения, у которых родственники за пределами досягаемости). Но, главное, эмоционально мы вместе!
Летом 2017 года умер скоропостижно мой любимый муж (мы вместе прожили 44 года, и никогда так надолго не расставались).
Общение с донецкими друзьями и подругами, сыном и коллегами не прерывается. Каждый обстрел и другие военные действия отзываются в моей душе сильной болью и переживаниями. Бесперспективность региона пугает. Остаётся молится, поддерживать психологически и материально тех, кто остался на родине и вынужден оставаться там, где происходит этот ужасающий по размерам и масштабам беспредел. А иногда бывает, что они, мои бесценные друзья и подруги, принявшие на себя весь удар, успокаивают меня. Сколько же в них силы, любви, тепла, доброты и веры!
     Четыре год ада. Чума разрастается.  Регион продолжает держат оборону,  всеми силами сохраняя оазис добра и справедливости. Я так это понимаю. Знаю, что много трудностей в Донбассе, не всё так радужно, как хотелось бы. Погибшие безвинно, даже, если они взяли оружие в руки, чтобы защитить свой край, достойны поклонения, почитания и славы. А те, кто живёт (и, несмотря ни на что выживает!) в тыловых условиях, да ещё пытается чему-то радоваться: солнцу, отсутствию обстрелов, цветам, музыке, спектаклям, выставкам, чашечке кофе, им - почёт и уважение! Странно и страшно, что, имея общую, славную, вековую историю, кто-то пытается искусственно разорвать и придать забвению тому, чем мы всегда гордились вместе.
    Сколько дорогих мне людей осталось на родине! Сколько замечательных, отзывчивых и чутких людей встретила я в России! Моя жизнь проходит, как всегда, в активной деятельности (занимаюсь массажем), творчестве, вязании, посещении театров, выставок, кино, филармонии, цирка (Пермь - необыкновенно красивый город, в котором культурные центры чрезвычайно разнообразны и самобытны). я
    Я постоянно нахожусь в раздумьях, смотрю все новости, обсуждения, стараясь уловить хотя бы намёк на грядущие изменения, на долгожданные известия о предстоящем мире и делаю выводы о том, что времена меняются (и не в лучшую сторону), а человеческий менталитет поражает своею регидностью.
    Каждый день - новые молитвы, старые надежды, бесконечные размышления.
    В миллионный раз я убеждаюсь в том, что чужого горя не бывает. Что не бывает красивой и справедливой войны. Что люди, с которыми нечаянно столкнула судьба, могут быть дорогими и ценными, как и старые друзья. Что Украина и Россия - едины и не неотделимы. Что хорошее всегда делается по-хорошему, а плохое - по-плохому, и третьего пути нет. Что расстояния могут объединить эмоционально сблизить. Что из ненависти любовь не вырастит. А душа, пронизанная любовью, будет, как Храм, намолена, а потому чиста и светла. Надеюсь, что той любви, которая есть и живёт во мне, будет достаточно, чтобы выдержать все испытания.

    На портале Стихи.ру, на моей странице, в сборнике "Опалённые бессмысленной войной" опубликовано более 60 моих стихотворений, написанных болью, пронизанных ностальгией, но пропитанных верой в скорейшее окончание явно не гражданской войны. Может быть, они и капля в море в борьбе за мир и процветание Донбасса, но мне хочется думать, что я тоже вношу свою лепту в общее дело.

----------------------------------------
* ОГА - областная государственная администрация
** фрагменты праздника в 2-х частях можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=sSbZhoQQg3U и https://youtu.be/ADybeHTruXQ
*** Автор текста - Евтушенко Е.; композитор (музыка) Паулс Раймонд, исполнитель - Александр Малинин

Одно из моих стихотворений.

Жаловаться грех...

Жаловаться - грех и радоваться сложно:
Хорошо живу, хоть ливень и снега.
Веет холодом война. И безнадёжность,
Словно льдом, стянула берега.

Разворочены пласты любви и дружбы...
Нет покоя тем, кто под землёй.
Кто в почёте был, тот стал ненужным.
Вдрызг разорван прежний договор.

Говорите, что мы тоже Украина?!
Так зачем полосовать огнём?
Не поможет ни одна вакцина
Излечить покрытое гнильём.

Смерти. Ненависть. Оружие. Погосты...
Слёзы вдов, трагедия детей.
Прошлого нарывы и наросты
Горем падают на плечи матерей.

Если постоянно сеять ветер,
Буря с корнем разнесёт сады.
Не ужиться на одной планете,
Могут только полные глупцы.

31.01.17
г. Пермь