Короткие рассказы из детства. Святки

Любовь Белая 2
В детстве мы с братом любили бабушкины сказки. Нет, не те, которые можно в книжке прочитать. Она их может быть выдумывала, а может и нет. Не грамотная, в школе не училась, да и школы то у них в деревне не было, она же вначале 20 века родилась. Летом нам было не до сказок, носились с братом с утра до ночи, придумывали себе занятие, а зимой частенько сидели возле печки, бабушка подбрасывала поленья, а мы смотрели на огонь и слушали. От Рождества до Крещения сильно морозит, вот и сидели дома, у печки и приставали :  -Ну расскажи что-нибудь интересное. Однажды бабушка рассказала про святки, и про то, что на святки девушки собирались группками и гадали, выйдут к осени замуж или еще год, другой ждать. В те времена боялись в девках засидеться. Мы спросили с братом :
 - А ты гадала?
-  Гадала, отвечает, да ничего не нагадала. А вот ваша прабабушка, моя мама нагадала! Опять стали приставать, расскажи, да расскажи.
- Прабабушке вашей тогда семнадцатый год шел, а сестрам и того больше, три сестры погодки. Вечером, перед Крещением натопили баню жарко, намылась вся семья, и только девицы все шептались, пока отец не прикрикнул. Взяли свечи, ковш с квасом, надели валенки, да тулупы и бегом в баню. Баня стояла за огородом, а за баней река Тобол. Уж смеркалось. Намывшись и распарявшись сестры разлеглись в предбаннике на лавки  и стали друг друга подначивать и склонять к гаданию. Святки ведь, нельзя момент упустить. При этом, как гадать-ворожить знали только по наслышке. И хочется, и колется, а страшно. Наконец решились, но все вроде как-то не всерьез, вроде смехом. Правда кресты нательные сняли, да положили в ковш. Свечи уж сгорели наполовину, девушки заторопились. Схватили валенки, выбежали на мороз.Темно. Закрыли глаза, раскружились, и со словами «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженый, след по валенку найдешь и колечко принесешь. Обручальное!», бросили валенки кто-куда и бегом в тепло. А через минутку слышат стук в окно, и голос отца : -«Хватит мыться-плескаться, бегом домой». Девушки крестики похватали, не разбирая чей на себя надели, тулупчики накинули и босые, по морозу домой. Утром случилось чудо, пять валенок стояли на печи как солдаты. Нет ни суженых, ни ряженых, ни колечек обручальных.  Отец по утру валенки собрал, да сушить на печь поставил, вот и всё гадание. Только валенок Насти, старшей дочери, видно в сугроб угодил, отец его не увидел. Пожурил девчат, а Насте новые валенки скатал.
Сколько зиме не злиться, а весна своё возьмет. Пригрело солнышко, растопило лед, забурлила и разлилась Тобол-река. Деревенские парни стали ходить на леща. После одной такой рыбалки и пришел Никитушка-красавец с валенком, который в Тоболе выловил. Посмотрели сестрицы на Никиту, Настя свой валенок сразу признала,  щеки зарделись румянцем, да только Никита, с поклоном, протянул валенок младшей сестрице, Марии. Вскоре и сваты пожаловали. Отец был недоволен, две старшие в девках, а младшая выскочит вперед. Но потом смирился.  К осени свадьбу сыграли, правда век у того брака не длинным был, но счастливым. Народилось восемь детей, семь сыновей и одна доченька – наша бабушка. Ну почему-то, сколько бабушку помню, она всегда говорила, не бери чужого креста, свой  неси до конца. Тогда мы с братом еще малы были и не понимали про крест ничего.