Алфавит значений. Глава 11

Леонид Бликштейн
1. В прошлой главе мы видели, насколько острой и конкретной  бывала порой социальная критика у классических библейских пророков. Разумеется правителям и влиятельным религиозным фигурам (в том числе и официально признанным пророкам)такая критика понравиться не могла, ведь она напрямую подрывала их престиж и авторитет, особенно тогда, когда пророк произносил свои речи в общественном месте, при стечении народа. Посмотрим на конкретный пример такой ситуации в 26й главе книги пророка Иеремии.

1. В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово от Господа:
2. так говорит Господь: стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова.
3. Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.
4. И скажи им: так говорит Господь: если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам,
5. чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которых вы не слушаете, —
6. то с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли.
7. Священники и пророки и весь народ слушали Иеремию, когда он говорил сии слова в доме Господнем.
8. И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки и весь народ, и сказали: «ты должен умереть;
9. зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?» И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем.
10. Когда услышали об этом князья Иудейские, то пришли из дома царя к дому Господню и сели у входа в новые ворота дома Господня.
11. Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «смертный приговор этому человеку! потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами».
12. И сказал Иеремия всем князьям и всему народу: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали;
13. итак исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрек на вас;
14. а что до меня, вот — я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым;
15. только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши».
16. Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: «этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего».
17. И из старейшин земли встали некоторые и сказали всему народному собранию:
18. «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего — лесистым холмом.
19. Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим?
20. Пророчествовал также именем Господа некто Урия, сын Шемаии, из Кариаф-Иарима, — и пророчествовал против города сего и против земли сей точно такими же словами, как Иеремия.
21. Когда услышал слова его царь Иоаким и все вельможи его и все князья, то искал царь умертвить его. Услышав об этом, Урия убоялся и убежал, и удалился в Египет.
22. Но царь Иоаким и в Египет послал людей: Елнафана, сына Ахборова, и других с ним.
23. И вывели Урию из Египта и привели его к царю Иоакиму, и он умертвил его мечом и бросил труп его, где были простонародные гробницы.
24. Но рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию, чтобы не отдавать его в руки народа на убиение».
(Иеремия 26:1-24)

2. Попробуем применить к этому тексту матричный анализ. Здесь мы имеем дело с тремя парадигмами идентичности 1) энергономика DAB; 2) катаномика CAF; 3) параномика BFD.

3. В контексте энергономики, представленной самим Иеремией и опирающейся прежде всего на нормативный принцип справедливости (контекстное поле общих норм и принципов А)пророчество остается условным и открытым. Если слушающие его покаются и изменят свое поведение, приведя его в соответствие с нормами справедливости А Бог изменит свое решение и обеспечит им возможность дальнейшего доступа к прекрасным жизненным формам (контекстное поле совершенных жизненных форм
В) и связанного с этим доступом благосостояния. Тем самым будет тематизирована в первую очередь верхняя горизонталь энергономики АВ.

4. Приведение личного поведения (контекстное поле автономной личности С поскольку речь идет об обращении "каждого от злого пути своего")в соответствие с нормами справедливости А в данном случае обеспечивается катаномикой CAF, поскольку имеются в виду в первую очередь люди, наделенные властью (контекстное поле субъекта власти F), а также метаномикой GAF, поскольку имеются в виду привилегированные инсайдеры и вся община в целом(правое среднее контекстное поле "своих"G).

5. Если же слушающие будут продолжать придерживаться параномики BFD (греческий предлог пара в данном случае означает "против", т. е. буквально противозаконие) и игнорировать принципы справедливости А, то последует разрушение города и государства, то есть негативная тематизация формативной диагонали в виде вниз направленного вектора BD. От благосостояния и уютных домашних жизненных форм В обитатели Иерусалима и Иудеи в целом перейдут к состоянию разрушенной хаотической данности D, где они окажутся в беспомощном положении убитых и порабощенных войсками Вавилонского царя.

6. Заметим, что смерти Иеремии требуют именно священники и пророки, причем ни один из них даже не делает попыток утверждать, что то, что он говорит, не является истиной  и что поведение правителей соответствует справедливости А. Таким образом контекстное поле А требующими казни полностью игнорируется, так как не входит в параномную парадигму властной субъективной идентичности.Эта параномная парадигма BFD, также как разобранные в предшествующих главах эгономика CFD и демонстраномика FED ориентированы вниз к рыночной репрезентационной линии CD интересов, связывающей потребителя C с рынком D.

7. Напротив для Иеремии, опирающегося на развернутые вверх к сигнификативной линии значений АВ энергономную парадигму DAB и гипономную парадигму понимания HAB, справедливость является ключевым понятием, поэтому он предполагает, что даже его противники исходят из того, что представляется им хорошим и справедливым. Его также заботит вопрос о подлинности своего свидетельства (истина, также как и справедливость относится к контекстному полю общих принципов А)который здесь даже не поднимается его противниками. Только те, кто выступают против смертной казни, делают попытку определить насколько его слова соответствуют их жизненному и историческому опыту.