Сдаем экзамены на 4 и 5

Александр Чурсин 2
             
   "-А, что это вы такой нарядный, товарищ студент, у вас сегодня какой-то праздник?- Профессор, экзамен для меня всегда праздник"   ( из фильма "Наваждение" Л.Гайдая). Данная публикация представляет собой, проверенные на личном опыте, рекомендации и советы всем, желающим успешно сдать экзамены в ВУЗе. Сразу оговорюсь, если вы рассчитываете купить желаемую оценку или вам достаточно 3 - не читайте, не тратьте время зря. Это информация для тех, кто хочет сам подготовиться и сдать без взяток и прочего. Речь пойдет о экзаменах по гуманитарным дисциплинам, но считаю, что и технари найдут для себя нечто полезное.
   
   Коротко о своем опыте. После окончания радиотехникума, я решил приобрести гуманитарное образование ( техническим я наелся в техникуме, не мой это конёк), даже с успехом окончил подготовительные курсы в пединститут на истфак, но тяжело и надолго заболел, да к тому же наступили не лучшие  90-е годы, нужно было выживать и на 15 лет я забыл об этом. Работал по строительству, добился неплохих результатов, стал хорошим профессионалом, но душа просила чего-то большего, да и здоровья для такой тяжелой работы стало не хватать. Многие мои друзья получили высшее образование, которое все больше становилось повсеместно платным, а кое-кто даже защитил кандидатскую, и тут я решил попробовать воплотить прежнюю мечту - сейчас или никогда, а вдруг получится. Летом 2005 года заехал в родной ВУЗ, который уже стал университетом, узнал информацию для абитуриентов заочного отделения, купил учебник Орловой по истории России и стал готовиться, цель была одна - поступить на бюджет. К подготовке подошел серьезно, что-то выучил, что-то просто освежил в памяти, ведь не на пустом месте орудовал, база то - была, я всегда интересовался историей. В день Х я сдал вступительный по истории, а затем по русскому языку написал диктант, кстати к нему я вообще не готовился, да и как тут подготовишься - уж что есть - грамотность за несколько дней не приобретёшь. В итоге по истории получил 5 ( среди поступающих было всего три пятерки), а за диктант 4 ( по-моему неплохо, если учесть, что по русскому в школе была тройка, да и закончил я её 18 лет назад). Итак я поступил и, окрыленный первыми успехами, взялся за учёбу. В первую зимнюю сессию я получил серьезный урок ( сдавал 2 экзамена: древний мир сдал на 3, а историю России на 5) - невозможно подготовиться к сдаче непосредственно в сессию, за несколько дней, поэтому решил готовиться на протяжении всех межсессионных месяцев не спеша и вдумчиво ( обычно заочники в это время валяют Ваньку), а сдавать досрочно ( у нас такая возможность предусматривалась, зато в сессию будешь абсолютно свободен). Также выяснилось, что полученная тройка в диплом не шла ( выставлялась средняя оценка за древний мир и античность, которая была еще впереди) и я решил попробовать получить красный диплом, чисто для себя выяснить - смогу или нет. Цель была поставлена и я шёл к ней, приобретая некоторый опыт, не скажу, что было легко - всякое было ( даже несколько академов по болезни), но я дошёл! Благодаря верности цели и многим трудам абсолютно честно я получил красный диплом, который может оказаться и у вас, если захотите. А вот приобретенным опытом, почти альтруистически ( почему почти объясню позже), я и хотел бы поделиться с вами. Повторюсь, что это мой личный опыт, проверенный на практике.
   
   На текущей сессии начитывается материал, который вы будете потом сдавать. Обычно преподаватель не дает ничего лишнего, он начитывает теорию в рамках экзаменационных вопросов или чуть меньше ( зачем ему говорить лишнее, он как все не стремится переработать), даже формулируются темы аналогично вопросам,  поэтому важно конспектировать. Записывать всё слово в слово или  выборочно - решайте сами, главное, чтобы вы сами разобрались в своем конспекте. Помните, что ведя конспект вдумчиво, вы уже прорабатываете информацию и в памяти кое-что появляется, следовательно вы уже исподволь начинаете подготовку к экзамену. Не пренебрегайте сей возможностью.
   
   Если вам что-то непонятно, то не стесняйтесь спрашивать, преподаватели любят отвечать на вопросы ( конечно не глупые и банальные, и заданные тактично), этим вы покажете свою заинтересованность, выясните что-то для себя и обратите на себя внимание учителя, а это поможет на экзамене. Для преподавателя студенты являются множеством, он не в силах запомнить их персонально, если только они не выделятся сами. А подобное возможно посредством конфликта, чего вам не советую ( многие преподы злопамятны), или экстраординарного внешнего вида ( ну не будете же вы ирокез на голове делать), или серьёзного выражения лица, внимательного взгляда, обращенного на педагога и уместно заданных вопросов и уточнений, иногда даже с юмором ( практиковал лично неоднократно). Вот тогда он вас на экзамене вспомнит и, если ваши отношения не омрачены негативом, то это вам поможет в получении достойной оценки. Учителя - такие же люди, не изверги, как вы к ним, так и они к вам относиться будут, так что не портите отношения ни с кем из них.
   
   Выясните, что необходимо для допуска к экзамену ( обычно это рефераты, контрольные работы, которые нужно сдать в срок и получить зачет), иногда учитывается посещаемость лекций и участие в семинарах. Не пренебрегайте подготовкой и активной работой на семинарах, порой это приносит неожиданные сюрпризы ( у нас по одному предмету несколько человек освободили от сдачи, с пятёрками авансом - пришли только на экзамен, чтобы поставить оценку в зачетку).
   
   Пару слов о зачётке, её способности помогать. Если вы продержитесь половину обучения на достойном уровне и в зачётке вашей будут 4 и 5, или только 5 ( красная зачётка), то вам легче будет сдавать экзамены на последних курсах. Преподаватели всегда просматривают зачётку и если там все в ажуре, то поблажки вам обеспечены. Бывает ситуация, когда знания студента не дотягивают до 4 или 5, а зачётка сияет, то не станет учитель её портить тройкой или четверкой, тем более, если сдаваемый предмет не профильный - вот вам и помощь. Первую половину обучения вы работаете на зачётку, а вторую половину она на вас!
   
   Теперь о методике подготовки. Как я уже говорил, начинайте подготовку заранее и стремитесь сдать экзамены досрочно, это гораздо легче. Выполнив необходимые для допуска письменные работы приступайте к теории. Обычно для подготовки к устному экзамену необходим конспект, учебник ( или учебники) и список экзаменационных вопросов. Танцуйте от того как сформулированы вопросы, очень часто они совпадают с темами вашего конспекта - читайте соответствующие, а потом ищите тоже самое в учебнике. При чтении учебника вооружитесь простым карандашом и, не сильно нажимая грифелем, подчеркивайте самое важное ( лучше если учебник будет ваш собственный, но если и казенный, то еле заметный след карандаша осыпается через некоторое время или сотрёте его ластиком). Пройдя список вопросов до конца, отметьте все проработанные условным обозначением - это ваш первый этап подготовки. На втором этапе опять прочитайте все вопросы по конспекту, а по учебнику читайте только то, что подчеркнули ( обычно приходиться читать уже меньше в 2 или 3 раза, по сравнению с первым этапом подготовки). Третий этап полностью повторяет второй, вы как бы закрепляете материал ( чем чаще глаза читают один и тот же текст, тем лучше он запоминается). Четвертый этап - генеральная подготовка, его лучше проводить за 1 или 2 дня до экзамена ( при нехватке времени его можно провести за несколько часов). Вы буквально пробегаете глазами весь материал, не вчитываясь подробно ( если на предыдущих этапах вы были добросовестны, то информация сама будет всплывать в памяти).
   
   Кроме использования конспекта и учебников, при подготовке к экзамену я бы посоветовал добавить видео. Найдите соответствующие вашему изучаемому материалу документальные фильмы и посмотрите их. Использование альтернативных видео источников значительно помогает закреплению материала, потому что видео накладывается в вашем сознании на тексты конспектов и учебников, формируются ассоциативные связи, способствующие запоминанию и последующему извлечению информации из памяти. Вам ничего не надо делать, только внимательно посмотреть фильм, который отложится в голове самопроизвольно.  Например, при подготовке к экзамену по истории России, я использовал документальный фильм Л.Парфенова " Российская империя", где освещались события соответствующие экзаменационным вопросам. В интернете вы найдете всё, что угодно.
   
   В день экзамена не нервничайте сильно, хотя определенных переживаний не избежать. Если вы верующий, то знаете что делать, а если суеверны и для вас важно исполнить некие ритуалы - исполняйте, если это придаёт вам уверенности. Возьмите с собой конспект и учебники ( в транспорте можно бегло пробежать конспект), а вот брать ли их непосредственно на экзамен - решайте сами, толку от них бывает немного, а вот спалиться можете. Делать шпаргалки или нет я вам тоже не подскажу, хотя пока пишете их материал тоже усваивается ( я не помню, чтобы пользовался шпаргалками, а вот конспекты иногда брал за пояс, но рассчитывал всегда только на память). Когда лучше идти - в первый заход, в середине или в конце - дело привычки, я любил ходить в числе первых ( чем дольше откладываешь, тем больше волнуешься, а это не способствует успеху). Когда возьмёте билет, не дёргайтесь, соберитесь, сядьте и спокойно, в виде тезисов ( простыми словосочетаниями), набросайте план вашего ответа ( пишите всё что вспомните), каждый тезис потом можно развернуть и у вас получится подробный ответ. Если вы из двух вопросов билета один знаете лучше, а другой хуже, то дайте полный ответ на тот, который знаете, а при ответе на менее выученный вопрос, скажите всё что знаете и добавьте недостающую информацию другими, известными вам сведениями, косвенно связанными с данным вопросом ( у меня однажды был вопрос о покорении Новгорода Иваном Третьим, который я не помнил в полном объеме, я просто дополнил недостающую информацию сведениями о личности Ивана Третьего и проводимой им политике в разных областях, то есть косвенными сведениями, не связанными напрямую с освещаемым вопросом). Дайте преподавателю возможность понять, что вы много чего знаете, и на этом основании поставить вам хорошую оценку. Любой учитель знает, что выучить всё невозможно, поверьте, они не заинтересованы топить вас ( если, конечно, у вас с ним все было тип-топ), но дайте им повод одарить вас достойной оценкой. Будет задавать дополнительные вопросы - отвечайте подробно, но по существу. Ваши ответы должны быть уверенными, спокойными, с хорошей дикцией, но избегайте бахвальства и наглости, скромность и доброжелательность более понравится экзаменатору. И вот здесь, при необходимости, вам окажет помощь ваша зачётка.
   
   Итак, всё вышеозвученное помогло мне успешно окончить университет ( в дипломе у меня только одна четверка) и я надеюсь, что данные советы помогут и вам, а когда это случится, то на радостях не забудьте про меня. Если моя информация помогла вам, то и вы можете помочь мне, поделившись малой толикой своих возможностей ( реквизиты банковской карты и каталог всех произведений, опубликованных ВКонтакте за 2017 год, здесь https://vk.com/wall389303649_505.
 ), и это будет, говоря молодёжным сленгом, по чесноку, то бишь - справедливо. Всем удачи и терпения в прогрызании гранита науки!
©                ( А.В.Чурсин)
               

   P.S. Дорогие мои бывшие соплеменники, студенты! Если вам помогли мои советы, то оставьте свои комментарии.