Осколки счастья

Олег Черняк
     Прорвав утреннюю тишину, мусоровоз начал погрузку переполненных баков. Водитель, не обращая внимания на шум грохочущей машины, перекрикивался с дворником. Воскресный сон для многих жильцов соседних домов закончился.

     Пал Палыч открыл глаза, тихонько, чтобы не разбудить лежащую рядом женщину, вытащил из-под её головы затекшую руку.
- Спи, спи, Леночка. Еще рано, - прошептал он.

     Женщина улыбнулась во сне, прижалась к нему и уткнулась носом в его щеку. Пал Палыч обнял Лену и почувствовал, как тепло её тела окутывает его пуховым одеялом - мягким, нежным и уютным. Он наслаждался запахом. Настоящим утренним запахом любимой женщины, без примесей зубной пасты, парфюма, одежды. Расслабляющим и будоражащим одновременно. "Зачем я тянул так долго? - подумал Пал Палыч. - Ведь просыпаться счастливым я мог уже давно. Он крепко, словно боясь потерять, прижал к себе Лену, закрыл глаза и вспомнил день, когда они познакомились, да и вообще все, что было до того, как он вновь почувствовал себя счастливым.

     Фирма Пал Палыча находилась на последнем этаже высоченного современного здания, которое изнутри напоминало муравейник: множество офисов, контор, различных частных и государственных организаций. В тот день он как всегда ушел с работы позже всех сотрудников. Домой не торопился, все чаще ему и вовсе не хотелось туда возвращаться. Пал Палыч закрыл этаж, сдал офис на сигнализацию и вызвал лифт. Когда двери кабинки открылись, он увидел приятную женщину лет за сорок.
- Это какой этаж? - спросила она.
- Двадцать пятый.
- Странно, я ехала с одиннадцатого вниз, а приехала сюда. Непонятно.
- Наоборот, все понятно. Это у меня такое притяжение, - пошутил Пал Палыч.
Женщина улыбнулась, сделала шаг в сторону и, пропустив его в лифт, нажала на кнопку. Дверь с шумом закрылась, кабина двинулась вниз и замерла. Свет лампы на секунду погас и тут же загорелся вновь в тусклом дежурном режиме.
- Как в кино. Он, она и сломанный лифт, - мечтательно произнес Пал Палыч и стал нажимать на кнопки, но это не помогло.
Женщина достала сотовый.
- Связи нет. А у вас работает?
Пал Палыч посмотрел на телефон и ответил:
- Нет. Обе симки мертвы.
Женщина начала колотить в двери, но никто не отзывался.
- Думаю, мы здесь надолго зависли. Сегодня пятница, и у народа уже с обеда наступили выходные. Давайте знакомиться. Я – Паша
- Я Лена, -ответила женщина и протянула ему руку. - Поверите, в лифте я еще не знакомилась.
Еще полчаса попыток выбраться из заточения ни к чему не привели.
- Вы кушать хотите? - спросила Лена. - У меня есть заварные пирожные с белковым кремом. Я каждый день в обед покупаю их в кондитерской за углом, а вечером дома уплетаю с чаем. Будете? Только чая, увы, нет.
- Конечно буду! - ответил Пал Палыч и достал из портфеля пластиковую бутылку с водой.

    Отчаяние медленно переходило в веселье, граничащее с истерикой.
Они сидели на полу, смеялись и ели пирожные, по очереди запивая водой из горлышка бутылки.
Через час перешли на "ты" и знали друг о друге почти все.
Рассказывали о себе честно, без утайки, как часто бывает в поездах, которые мчатся сутками в дальние края, а совершенно незнакомые люди вываливают на попутчиков горы личных тайн, перипетий, зная, что через несколько дней они расстанутся и больше никогда не увидятся, а их откровения растворятся в пустом вагоне и не будут обсуждаться в кругу общих знакомых, обрастая домыслами и небылицами.
- Сын служит на Дальнем Востоке, молодой, а уже подполковник, женат, две дочери, так что я в сорок восемь лет бабушка со стажем, - рассказывала Лена. - А муж ушел к другой женщине много лет назад. Ты знаешь, я до сих пор вспоминаю своих подруг, утешавших меня в то время. Все, как одна, говорили: "Не переживай, не будет у них жизни, ведь на чужом несчастье счастья не построишь". Я тогда задумалась: на каком несчастье? Для кого его уход несчастье? Для меня или для него? Он счастлив и сейчас, а для меня это был урок. Жаль, что поздно. Ведь прожив вместе десять, двадцать и даже пятьдесят лет, большинство людей не становятся чужими. Я сейчас говорю не о семьях, в которых муж с женой колотят друг друга, пьют, гуляют. Я говорю о нормальных людях. То, что муж сбежал от меня, - это моя вина, раз не смогла сделать его жизнь счастливой. Я, как и многие женщины, заполучив для себя долгожданного принца, начала все дальнейшее воспринимать, как должное, полагая, что никуда он теперь от меня, красивой и умной, не денется, но…

    Её рассказ прервал встревоженный голос из динамика:
- Есть кто в лифте?
-Есть! - одновременно закричали Елена с Пал Палычем.
-Еще немного подождите, сейчас наладим.
Через пару минут в кабинке зажегся яркий свет и лифт медленно пополз вниз.
-Ну вот и все, мы спасены. Прости, Паша, за излишнюю откровенность, - сказала Лена, когда они вышли на улицу.
-Что ты! Я был бы не против еще посидеть. Давай подброшу тебя до дома, - сказал Пал Палыч и махнул в сторону своего джипа.
-Спасибо! Я на машинке! Пока! - ответила Лена, нажала на кнопку брелока, села в припаркованный у самого входа фольксваген и рванула с места.
- Пока, - вслед прошептал Пал Палыч и побрел к машине. Мысль о том, что надо ехать домой, испортила настроение.
 
     Он зашёл в квартиру. Жена встретила в коридоре, подставила щеку для поцелуя и сказала:
- Если есть хочешь, то пельмени в морозилке. Я сегодня купила какую-то новую фирму, мы такие еще не пробовали. Мне понравились.
- Есть не буду, Катя, - ответил Пал Палыч. - Чай попью, может, бутерброд съем.
- Как хочешь. Сейчас сериал начнется, я пойду в комнату. Чай себе будешь заваривать, мне тоже, пожалуйста, сделай. Пал Палыч прошёл в спальню, снял костюм, рубашку, взял полотенце и пошёл в ванную комнату.
Он встал под душ, подставил лицо щекочущим струйкам воды и подумал:
"Сколько же мы вместе? Женился в двадцать четыре, сейчас мне пятьдесят пять… Господи! Больше тридцати лет живем! Когда впервые появилось чувство одиночества вдвоем? Когда пропало желание бежать с работы домой?
Пал Палыч вышел на кухню. Сделал бутерброд с колбасой, налил две чашки чая и крикнул:
- Чай принести?
- Давай, спасибо! - отозвалась жена.
Он взял чашку и зашёл в комнату. Катя сидела в кресле и читала под звук орущего новости телевизора.
- Спасибо! - она на секунду подняла глаза над книгой, взяла чашку, поставила ее на журнальный столик и продолжила читать.
"Вот и вся любовь", - подумал Пал Палыч и ушел на кухню.
Он вынул из холодильника бутылку водки и с хрустом свернул пробку. Достал из шкафчика рюмку, покрутил её в руках, сунул обратно и взял стакан. Наполнив его до краев, залпом выпил и закусил приготовленным бутербродом. Тепло разлилось по всему телу. Пал Палыч выплеснул остывший чай в раковину, вымыл чашку и зашёл к жене.
-Я спать, - сказал он.
- Давай, я попозже приду. Почитаю еще, - ответила Катя, и, не вставая с кресла, вытянула губы для поцелуя.

     Пал Палыч растянулся на кровати и подумал:
"Все надоело! Пельмени, полуфабрикаты, пригоревшие котлеты, пыль по всей квартире. Куда делись те ощущения счастья, которые были в начале. Переехали из общаги в комнату - радость. Купили первый диван - радость. А может, я сам виноват? Просто старею и замечаю мелочи, но ведь именно они похоронили любовь. Неужели и я сейчас повторю избитую фразу "Любовная лодка разбилась о быт"? И сколько таких лодок переколотилось за все время. Права в своих откровениях Лена, не все люди становятся чужими через многие годы совместной жизни. Мои родители, например. В доме всегда был праздник, который создавала мама. Я ни разу не видел папу в плохом настроении. Конечно, иногда они цапались, но не злобно, а так: папа - гав, мама – мяу, и все. Мама после работы мчалась домой, готовила убирала и всегда встречала отца с улыбкой. Заставляла его рассказывать о делах на работе, внимательно слушала и даже пыталась давать советы. А папа? Папа работал в снабжении и, понятно, делал делишки, наверное, сильно рискуя, но он все время старался, чтобы мы не испытывали нужду. Родители до последних дней, порой переступая через себя, через свое "не хочу", служили друг другу и становились от этого только счастливей.

    А у меня с Катькой? Ведь тоже когда-то все было по-другому. Когда она споткнулась и затормозила? Мы же всегда шли в ногу. Но почему сейчас я хочу жить и идти вперед, а она сидеть в кресле и стареть в ожидании смерти? Когда она из веселой попутчицы и единомышленника превратилась в чемодан без ручки? Наверное, я в этом виноват, что-то делал не так. Но что?"
Наконец, полностью истерзав себя мыслями, Пал Палыч заснул.
 
     Его разбудил надрывный звонок скайпа. Катя спала, накрывшись с головой одеялом. Пал Палыч с трудом продрал глаза, сунул ноги в шлепанцы и, пошатываясь, пошёл в комнату, где стоял компьютер. Звонил сын.
- Привет, папуля! - радостно закричал он. - Вы что, спите? У вас же двенадцать дня!
- Привет, сын! Как вы там? Жарко?
- Да, как всегда. Собираемся поехать на слонах кататься! А ты чего такой помятый?
- Выпил вчера.
- С горя или радости?
- С раздумья!
-Ну ладно, пап, я побежал! Машка с детьми уже в машине. Фотки потом скину! Целую. Маме привет.
 
    Пал Палыч откатился на кресле от стола.
"Ну, Димка! Как всегда, в своем репертуаре! - подумал он. - Зачем звонил? Отметиться? Эх, Димка, Димка! Сынок!  Последняя ниточка, которая нас связывала с женой! Отъезд Димки обрушился на меня полным одиночеством. Раньше, погруженные в дела сына, мы с Катей хоть чем-то вместе занимались, но сейчас нас больше ничего не связывает. Это кошмар!"

    Сын Пал Палыча Дима работал врачом в Зимбабве. Окончил медицинскую академию, женился на девчонке из группы, а сразу после свадьбы молодые завербовались на работу в Африку. Думали, что на год, деньжат заработать на квартиру, но прижились под палящим солнцем и живут там уже пять лет. Родили двоих детей и, судя по всему, домой не собираются.
 
- Димка звонил? - в комнату заглянула заспанная Катя. Она зевнула, протерла кулаком глаза, провела рукой по запутавшимся волосам и спросила:
- Завтракать будешь?

 Пал Палыч накрыл на стол, дождался пока жена нальет чай и сядет, спросил:
- Катя! А ты счастлива?
- Что опять я сделала не так? - зло ответила Катя.
- Я спросил: ты счастлива? - повторил Пал Палыч.
- Не понимаю, чего ты от меня хочешь, - сказала Катя и, отодвинув тарелку, вышла из кухни.
"Вот и поговорили, - подумал он. - Почему я не взял у Лены номер телефона. Сейчас бы позвонил и позвал кофе попить. Дурень".
 
     Выходные показались вечностью. За эти дни они с женой перебросились парой фраз.
"Господи! Нам ведь и поговорить не о чем. Нет ни общих тем, ни интересов, - задумался Пал Палыч. – Интересно, а тем, кто празднует серебряную или золотую свадьбу, есть, чем гордиться? Прожили вместе много лет. А как прожили, кто-то знает? Прожили или протерпели друг друга, боясь остаться в одиночестве? Так одиночество вдвоем еще страшнее! Что же мне делать? Уйти? А как Катя будет без меня? Она же не сможет одна! Да и куда уйти. Были бы деньги, купил бы квартиру. А если эту разменять? Кате одной двести метров не потянуть. Одних платежей на половину ее зарплаты будет. Интересно, а сколько она получает? Я ведь никогда не спрашивал".
 
     В понедельник Пал Палыч приехал на работу на час раньше. Сидел в машине и ждал Лену. И тут его осенило: а что, если она не работает на одиннадцатом этаже, а приезжала к кому-то по делам? Тогда все. Но ему повезло, Лена подъехала к девяти.
Пал Палыч вышел из машины и подошёл к ней.
- Привет, Лена! – улыбаясь, сказал он.
- Доброе утро! - ответила женщина. - На лифте поедем?
- Конечно! Вдруг снова застрянем, и можно будет поговорить.
-А в другом месте поговорить нельзя? - рассмеялась Лена. – Ой, подожди!
Она достала из сумочки пачку влажных салфеток, вытащила одну и сказала:
-Смотри, пиджак испачкал, наверное, о машину. Давай почищу!
Лена взяла Пал Палыча за рукав и начала оттирать грязь салфеткой.
-Вроде все, - сказала она. - Ну-ка повернись, вдруг еще где-то есть.
-Может, в обед кофе попьём? - спросил Пал Палыч, когда они зашли в лифт.
-Паша, я в обед не могу, много работы. Давай вечером. Сможешь?
-Легко! - ответил он и тут же представил себе недовольно-обиженное выражение лица Кати, с которым она встречает его дома, если он приходит позже девяти вечера.
 
     Они стали видеться каждый день. После работы встречались в кондитерской за углом, пили кофе, поедали заварные пирожные с белковым кремом и разговаривали. Пал Палыч, привыкший обращать внимание на детали, понял, что Лена словно предугадывает его мысли и всегда опережает: пододвинет тарелку, протянет салфетку. Она постоянно делала много пустячных мелочей, которые очень радовали его и не оставались незамеченными.

На работе его не узнавали.
- Пал Палыч! - сказал заместитель. - Скажи честно, ты в лотерею выиграл или наследство получил? Прямо светишься весь. Или любовь-морковь?
Пал Палыч только отшучивался. Он действительно изменился, помолодел и даже постройнел. Всегда осторожный, он стал рискованнее при заключении контрактов, и дела фирмы пошли в гору.

    С Леной они теперь встречались у нее дома. Небольшая двухкомнатная квартира, уютная и ухоженная, притягивала теплом. Ему очень нравилось там бывать и ужасно не хотелось уходить. Иногда он говорил жене, что уезжает по делам, а сам оставался ночевать у Лены. Романтическое приключение, затянувшееся на год, переросло в нечто большее. Возвращаясь домой, Пал Палыч ложился в кровать и думал:
"Лена младше Кати всего на два года. Почему они такие разные? Ленка с восторгом принимает жизнь и ищет во всем радость, хотя жить одной непросто. Да и денег на все порой не хватает. Но она улыбается и в любой кромешной тьме находит просвет. Она прямо светится энергией, которая заряжает меня. Она восхищается всем, что я делаю. А Катя? Елки-палки! А у Кати все ровно! Она живет спокойно, ей ни о чем не надо волноваться, ведь есть муж, на которого всегда можно положиться. А последние годы вообще сказка. Я больше не доказываю свою правоту - мне даже спорить с ней неинтересно - и уже смирился с неубранной квартирой и полуфабрикатами. Живем параллельно, не касаясь друг друга. Нет! Надо уходить, пока еще остается время пожить счастливым, окружённым заботой, нежностью и теплом".
 
    На следующий день Пал Палыч примчался к Лене.
- Ты что не позвонил? - спросила она, открыв двери. - Что-то случилось? Ты бледный какой-то.
-Нет, все нормально, только сердце последнее время давит, дергаюсь, наверное, много. Мне надо с тобой серьёзно поговорить.
-Ну, раз серьёзно, давай поговорим. Поешь? У меня рыбка запечённая сейчас поспеет.
Она наклонилась, достала из обувной полки тапочки и поставила перед Пал Палычем.
-Проходи.
Они зашли на кухню, мужчина сел за стол, а Лена вынула из духовки противень с рыбой. Проткнула ножом фольгу, и шипящий пар вырвался наружу ароматным облаком.
- Сейчас немного остынет и поедим, - сказала она и встала у окна
- Леночка! Мы встречаемся с тобой больше года, - начал Пал Палыч, - и никогда не говорили о нашем будущем…
- Извини, Паша! - перебила Лена. - Подожди. Давай не будем об этом. Какое у нас будущее? Я же все понимаю: жена, дети. Я тебя люблю, и меня все устраивает. Я не хочу думать о будущем только потому, что ты сейчас скажешь, что очень любишь меня, но не можешь уйти от жены, потому что она больна, и ты должен заботиться о ней. Или что у тебя растет сын, и ты не имеешь права его бросить. Повторю! Я тебя понимаю и не хочу слушать объяснений. Давай оставим все, как есть. Время все расставит по местам!

Пал Палыч встал, подошёл к Лене, обнял и сказал:
- Ну и дурочка ты у меня, Ленка! Ничего ты не понимаешь. Я хотел сказать тебе, что хочу уйти от жены и жить с тобой. Пустишь?
У Лены покатились слезы. Она схватила полотенце, на секунду прижала к лицу и сказала:
- Извини, Паша! Очень неожиданно, я должна подумать.
- О чем думать, Лена? Мы же оба этого хотим.
- Да, хотим. Паша, пойми, тридцать лет прожитых вместе не могут пройти бесследно. Пусть за годы растворилась любовь, но уважение и доверие остались. Вы за эти годы притерлись так, что понимаете друг друга не с полуслова, а с полувзгляда. А все недовольства - это брюзжание от недостатка заботы - для того, чтобы обратить на себя внимание. И еще! Я очень боюсь, что ты постоянно будешь сравнивать меня с ней: и рубашки она лучше гладила, и книжки умные читала, и советы не давала. Я ведь меняться не буду - какая есть, такая есть.
- Леночка! Именно такая ты мне очень нравишься. И подстраиваться под меня не надо, меня все устраивает. И спасибо тебе за это.
Лена молча накрыла на стол, разложила рыбу на тарелки и села.
- Как знаешь, Паша, если ты все решил - приходи, - сказала она.
После ужина Лена спросила:
-Хочешь на обследование тебя положим, у меня есть знакомая в кардиологии?
- Зачем? - удивился Пал Палыч.
- Ты же сказал, что сердце давит.
- А, это! Так ерунда, в моем возрасте такое бывает. А обследования я не люблю. Зачем искать болезни? Придет время, они сами найдутся. Забудь.

     Через неделю Пал Палыч перевез к Лене вещи, и началась у него совершенно другая, счастливая жизнь: он с упоением принимал Ленину заботу и готов был на все ради любимой женщины. И, возможно, Пал Палыч был бы абсолютно счастлив, но непонятно откуда возникшее чувство вины начало изъедать его душу. Когда Лена была рядом, все было нормально, но стоило ему остаться один на один со своими мыслями, он не находил себе места.
"Как-то это неправильно все! - думал Пал Палыч. - Я живу счастливо, а Катя? Ей, наверное, плохо. А может, наоборот, хорошо? Я же не подарок. За все цеплялся: это не так, то не так! А сейчас я ушел и освободил ее от постоянных упреков. Значит, у нее все нормально? Нет. Она же одна. Разве она может быть одна? Катя привыкла, что я рядом и, если что, все устрою и все решу. И любила она меня, а к тому, что все мои подвиги принимала как должное, сам приучил".

Пал Палыч каждый день звонил жене, но она не отвечала. Он перезванивал с других номеров, но, услышав его голос, Катя отключала телефон.
Пал Палыч позвонил сыну по скайпу.
- Дима, ты разговаривал с мамой?
- Конечно, пап.
- И как она?
- Плачет.
- Ты когда ей звонил?
- Папа! Я каждый день звоню, с тех пор, как ты ушел.
- А она?
- Плачет постоянно. Ну и натворил ты дел.
- Ты еще молодой, сынок! Тебе всего не понять.
- Ошибаешься, папа. Я тебя понимаю.  Ну влюбился, с кем не бывает. Мне не ясно, зачем ты ушёл.
- Не хотел обманывать маму.
- Знаешь, наверное, лучше бы обманывал. Я тебя не осуждаю, папа, но маму жалко.
- Пока, сынок!
- Пока.
После разговора с сыном стало еще хуже, да и сердце разболелось.
- Ладно! Хватит себя истязать, - сказал Пал Палыч. - Каждый получил свое. Она свободу, я счастье. Все уляжется. И это пройдет…


     Пал Палыч открыл глаза, Лена посапывала, уткнувшись ему в щеку.
"Ну надо же, как кино посмотрел", – подумал он и еще крепче обнял женщину.
 
От его прикосновения она проснулась.
- Все, встаю, - сказала Лена.
- Так рано еще.
- Мы же в лес собирались поехать. Забыл? Ты пока поваляйся, я завтрак приготовлю и позову. Она чмокнула Пал Палыча в нос, встала и вышла из спальни.
"В лес, точно, мы сегодня едем в лес, - подумал он. - А почему мы с Катей никогда не ездили в лес? Странно".
Душа тоскливо заныла, тупая боль, стиснув грудь эхом, отдалась в руку. В комнате стало душно, пот застилал лицо. Казалось, что сердце стучит через раз, будто неисправный двигатель.
- Катя! - закричал Пал Палыч, - Катя! Катя!
В спальню заглянула Лена.
- Вообще-то я не Катя! - зло сказала она.
- Вызови скорую, - прошептал Пал Палыч. - Сейчас сердце разорвется.


    Врачи опоздали. Лена сидела на краю кровати и плакала, уткнувшись лицом в рубашку Пал Палыча.
Доктор погладил ее по голове и сказал:
- Я понимаю, любые слова сейчас неуместны, но посмотрите на его лицо. Он словно улыбается, такое ощущение, будто он умер счастливым.