Среднее побужье. через тернии к звездам

Игорь Кравченко 2
      Май прошлого года, оказался до предела насыщен событиями. Только закончилась поездка по окрестностям Кривого Рога. При неплохих результатах, проходила она достаточно тяжело. Сил практически не осталось, хотелось отдыха. А клуб Коллекционеров Камней и Минералов организовывал большую клубную поездку в Завалье. Приглашали принять участие всех желающих. Пригласили как человека, хорошо знающего геологию этого места, отвалы, и меня. Но при всем желании, возможности поехать у меня не было. Девятого уже пообещал принять участие в небольшом семейном мероприятии за городом, на природе. И хоть до последнего дня, место в экспедиции оставалось за мной, пришлось ехать самим. А я тем временем, выезжал в одну из небольших деревень Одесской области. Шашлык уже был замаринован, и ждал сбора компании. Тем временем, группа добралась в Завалье. Объяснил по телефону, куда ехать и где искать. Судя по всему, ничего интересного не находили. И вот, к обеду, когда мы уже ели шашлык, расположившись в ближайшем лесу,  зазвонил телефон. – Нашли!!! Первое что я услышал. Судя по голосу, нашли что-то действительно интересное. Это были яшмы со сферолитами халцедона. Зеленого, красного и желтого цвета. Был среди находок и кусок халцедона с агатовым рисунком. Пожелав удачи, и искренне порадовавшись за коллег, закончил разговор.

       А меня тем временем, переполняло странное чувство. Нет, не зависть. Скорее, интерес. А учитывая, что со слов очевидцев, камня было много, захотел поехать и увидеть многообразие форм и красок своими глазами. Решили составить компанию два человека – Виктор и Валентин. Первый уже ездил со мной по Кривому Рогу и Шолохово, а второй ехал в первый раз. Мы, решив, что есть шашлыки на природе, занятие не сильно сложное, начали подготовку. Дополнительных сложностей создавать себе не хотели. Да и поездка обещала быть легкой, увеселительной прогулкой.  Выехать планировали тридцатого мая. А вернуться, первого июня. Времени достаточно. За это время мы собирались обследовать гранитный карьер в Ольшанке, отвалы карьера Завальевского Графитового Комбината, и Гранитный карьер в Завалье. Все они находятся в пределах не более десяти километров друг от друга. Чтобы обеспечить себе полную автономность, еду покупали накануне вечером. Все вместе пошли в супермаркет, и через полчаса, выходили оттуда с тяжелыми сумками, заполненными рыбными консервами, вермишелью и картошкой быстрого приготовления. Сыром, колбасой для бутербродов, и двумя килограммами мяса для шашлыка. Если уж получать удовольствие, то по максимуму. Инструмент и большая часть снаряжения, вода, уже были в машине. Немного пообщавшись, договорившись встретиться в начале пятого и перебрав сумки с едой, разошлись спать.

     Утром проснулся без будильника. Полчаса на завтрак, и сборы. Еще десять минут на заправку. И уже в начале пятого подъезжал к мастерской за остальными участниками экспедиции. Через десять минут сумки и рюкзаки заняли свое место в машине. Мы выезжаем. Солнце еще не взошло. Темноту же успешно компенсировало малое количество машин на дорогах. Фонари на столбах освещали нам путь. Еще минут через пятнадцать, выехали на киевскую трассу. По сравнению с предыдущей поездкой, дорога приносила радость и неописуемое удовольствие. При сравнимом расстоянии, ехать нам не больше трех часов. Да и возможность нормально ехать, не притормаживая каждые несколько секунд перед огромными ямами, казалась чем-то из области фантастики. Напряжения, которое присутствовало раньше, не было. Через час взошло долгожданное солнце. Красный диск медленно поплыл по небу, осветив цветущие поля и деревья. На небе ни облачка. Природа, похоже, решила одарить нас хорошей погодой. Витя с Валиком спали. Я им не препятствовал. Впрочем, через полтора часа проснулся первый. А потом, вместе разбудили второго. Поедание шоколада в дороге, стало у  нас своеобразным ритуалом. Посетовали только, что шоколадки слишком маленькие и быстро заканчиваются. Но, такова жизнь. Время летело не заметно, и вот мы подъезжаем к повороту на Саврань. Дорога стала гораздо хуже. Ямы сантиметров до двадцати глубиной периодически возникали на пути. Но эти преграды не казались чем-то критичным. Во-первых, их можно было объезжать. А во-вторых, если ситуация становилась совсем критической, можно было ехать по обочине. Что, судя по следам колес, делали все проезжающие. Перед Ольшанкой остановились. Нас ждал карьер. Как он выглядит, мы не знали. Сверившись с картой, свернули с асфальтовой дороги, и по грунтовой поехали дальше, в находящийся неподалеку лес. Деревья росли плотно, местами образуя коридор по размеру машины. В нескольких местах, разрезая лес на части петляла дорога. Минут через пять, выехали на лужайку с полевыми цветами. Оставив Валика охранять машину, пошли на разведку. Карьер оказался совсем рядом. Судя по внешнему виду, работы не ведутся давно. Достаточно крутые склоны, заросли деревьями и кустарниками напоминающими джунгли. В нескольких местах были следы обрушений. А чаша карьера образовала озеро голубого цвета. Вдали стоял погруженный в воду на метр, экскаватор. Я тут же полез разведывать обстановку. Мигматиты, которыми в этой местности представлены вмещающие породы, имели множество трещин, состояли из небольших осколков, которые, старались убегать из-под ног в самый неподходящий момент. Но пройти было возможно. Шел, тщательно рассматривая валяющиеся в большом количестве камни. Но ничего интересного не попадалось.  Заинтересовала только глыбка кварца с халцедоновыми прожилками желтого цвета. Остановился  когда дошел до скалы, отвесно падающей в озеро. Дальше дороги нет. Зато карьер как на ладони. Меня заинтересовал плоский участок напротив. Идти пешком не хотелось. А вот подъехать машиной можно попробовать. С этими мыслями, взял оставленный на большом камне трофей, и по глине, ускользающей из-под ног, вылез наверх. Витя ждал меня на том же месте, и фотографировал карьер со всех сторон. Вместе мы пошли к машине. По грунтовой дороге поехали в сторону озера. К воде мы не доехали. Путь нам преградили большие глыбы и кучи дробленого мигматита. Но это было не нужно. Теперь у нас было время оценить красоту места. На склонах еще не сожженных жарким летним солнцем, цвели небольшие кусты шиповника, маки и другие полевые цветы. Ярко зеленая трава шуршала под ногами. Площадка, на которой мы находились, была чуть выше уровня воды. Как только подошли к воде, местные лягушки, которые грелись на камнях, дружно спрыгнули в воду и уплыли в неизвестном направлении. Не обращая на них внимания, мы занялись своими делами.

       Сфотографировались у большой глыбы мигматита, находящейся на вершине небольшой насыпи. А вот геологическим разнообразием и здесь карьер нас не порадовал. Нашли кусок розового кварца размером в несколько сантиметров. И на этом находки закончились.  Солнце находилось на вершине небосклона, под его лучами было тепло и комфортно. Появилось ощущение тишины и спокойствия. Как будто мы всегда здесь были. Расположившись недалеко от машины, достали бутерброды с чаем и, расстелив нашу скатерть-самобранку, устроили завтрак на свежем воздухе. Аппетит, после лазанья по скалам, разыгрался нешуточный.  Привычные бутерброды с сыром и колбасой казались невероятно вкусными. Впрочем, никто не забывал о трехлитровой банке с шашлыком, которая лежала в машине, и ждала своего часа. После завтрака, решили немного побродить, осмотреть местность. Карьер, как оказалось, был на берегу Южного Буга, отделенный от него узкой перемычкой. Берег был устелен ярко-зеленым ковром молодой травы. Повсюду, как будто раскиданные неизвестным великаном, лежали камни. Ниже по течению, по обоим берегам, рос густой лес. Река, несколькими километрами выше  пересеченная многочисленными порогами, теперь казалась тихой и спокойной.  Оставаться дольше здесь не имело смысла. Следующая цель – отвалы.

     Не смотря на то, что в больших городах время летит с космической скоростью, события  меняются с ужасающей быстротой, в селах все тихо и спокойно. Как и десятки лет назад основной транспорт здесь мопеды, велосипеды и гужевые повозки.  Люди идут спокойным размеренным шагом, никуда не торопясь.  А под деревьями прямо на дороге кучи абрикос и других фруктов. Есть и изменения. Это не только машины дорогих марок, периодически появляющиеся на дороге. В прошлом году, в Саврани появилось две заправки. И этот факт сделал поездку гораздо комфортнее. Теперь можно не думать, хватит ли бензина, и как далеко ближайшая бензоколонка. Чем мы и решили воспользоваться. После заправки, по привычной дороге, поехали на отвалы. Горы серого цвета увидели издалека. Свернули направо на нужную дорогу. И мы на месте. Перед нами склоны зеленого и коричневого цвета и лежащие под ними глыбы кальцифиров, селадонитов и яшмоидов. Оставив машину, разбрелись по отвалам. Вот только не смотря на все усилия, ничего интересного увидеть не удавалось. В кальцифирах не было абсолютно ничего. А халцедоновые корки весьма скромного размера, попадались в породах из зоны контакта. Отбили их быстро. Но больше ничего найти не удалось. Такое чувство, что мы были на разных отвалах. После короткого телефонного разговора сомнения отпали – место то. А вот продуктивный слой погребен под тоннами пустых пород высыпанных сверху. К огромному разочарованию, ничто не указывало на присутствие халцедонов или яшмоидов. Как оказалось потом, на отвалах была еще одна группа одесситов. Но ничего интересного не нашли... Впрочем, это тема для отдельного разговора.  У нас же оставался еще один гранитный карьер. Завальевский гранитный карьер – действующий. А значит с охраной и администрацией. В субботу, последняя не работает. А с охраной, как показывает практика, говорить бесполезно.  Найти там что-то ценное мы не планировали. Но было интересно увидеть и оценить геологию места. По спутниковым картам нашли ближайшую дорогу. Чтобы не привлекать охрану, заходить решили со стороны полей партизанскими тропами. Доехали до насыпи, которая как впоследствии, оказалось, является границей территории карьера. За ней была широкая дорога, предназначенная для крупногабаритных грузовиков и спецтехники, круто уходила вниз. Выбора не было. Взяв самое необходимое, пошли по ней. Минут через пять, увидели карьер, который напоминал подкову, технику, стоящую на площадке у въезда и две будки охранников. Четвероногие сторожа встретили нас громким лаем. Вышли и двуногие охранники. Объяснили, что без разрешения администрации пустить нас не могут. А попробовать получить его можно только в рабочий день. Там же есть образцы добываемого камня, которые можно посмотреть. Продолжать поиски не хотелось, и попросту не имело смысла. Надо было время, чтобы обдумать дальнейшие шаги. Домой ехать не хотелось, а проверять было нечего. Это притом, что до заката оставалось не меньше шести часов. Единогласно решили посвятить оставшееся время отдыху. 

         Расположились на привычном «Одесском» берегу Южного Буга. Витя с Валиком пошли собирать дрова. Через полчаса у нас была большая гора веток, некоторые из них были размером с дерево средних размеров. Мангал сделали из подручных, (а точнее, подножных) материалов. Выложили из валяющихся под ногами глыб мигматита. Еще через полчаса первая порция шашлыка жарилась на углях. Расположились там же, в метре от нашего импровизированного мангала. Время замедлило ход. Мы никуда не спешили, с удовольствием поедали вкусный шашлык с запахом дыма. Чувство голода ушло. Вторую часть шашлыка решили оставить на вечер. Теперь можно было думать о настоящем и будущем. Где ближайшие карьеры? Гайворонский гранитный. Не факт что там может быть что-то интересное. Есть еще карьеры Побужского Ферроникелевого Комбината –Западный и Центральный. Знамениты они жильными агатами, опалами. Хризопалами и хризопразами, разноцветными халцедонами. Как в виде корок, так и жил мощностью до четырех сантиметров. Интересно. Но вопросов все больше. Состояние карьеров мы не знаем. Дороги, судя по картам, представляют собой полосу препятствий. Но попробовать стоит. Завтра утром. Тем более, что других вариантов нет. А сейчас мы отдыхаем и получаем максимум удовольствия.  Пока не стемнело, поставили палатку. Погода превзошла все ожидания. Даже вечером было тепло. Южный Буг обмелел. И мы не упустили возможности пройти по порогам на середину реки, фотографироваться. Недалеко от нас расположились рыбаки, и просто отдыхающие. Ныряли в поисках мелкой рыбешки хищные птицы. И лишь одинокие комары, возвращали нас к реальности. Почувствовав, что проголодались, разожгли костер и пожарили остатки шашлыка. Все-таки традиция оказалась весьма приятной. Решили и в следующих поездках не забывать о шашлыке. За разговорами мы не заметили, как прошло время. Солнце зашло быстро. И холодный воздух, появившийся из ниоткуда, напомнил нам что пришло время спать. Даже комары куда-то исчезли. В палатке было тепло и комфортно. Завтрашний день обещал преподнести несколько интриг. Судя по карте, ведут к нашей цели две дороги. Одна вдоль берега Южного Буга, другая немного севернее, вклиниваясь в участок дороги между карьерами. Решено! Едем по ней. Развить мысль о перспективности поездки помешало быстрое, почти моментальное, погружение в царство Морфея. 

     Утром проснулись в семь. Солнце уже взошло. В реке, по-видимому, у рыб начался завтрак. Несколько серебристых рыб, дружно выпрыгнули одна за другой. Оживление было и наверху – начинали подъезжать машины с рыбаками и отдыхающими. В отличие от вечера, воздух был достаточно влажным и холодным. На небе медленно проплывали редкие облака, но вероятность дождя ощущалась на уровне подсознания. Размышлениями сыт не будешь, и мы одев куртки пошли разжигать костер. После плотного завтрака, утреннего чая и кофе, оптимизма заметно прибавилось. По-быстрому сложив палатку и вещи в багажник, делаем первый шаг в неизвестность. По пути заехали на родник, пополнить запасы воды. Поскольку точных ориентиров я не знал, ехали не торопясь. Видимо, еще рано, и других машин, как это обычно бывает, возле родника не было. Зеленый щит, говорящий о том, что это геологический памятник, заметно издалека. Несколько шагов с обочины вниз и перед нами стол вырезанный из цельного куска дерева, окруженный тремя деревянными скамейками,  закрытые от непогоды деревянной крышей. Хорошее место, чтобы отдохнуть с дороги и набраться сил. Мы же сразу пошли к роднику. Небольшая труба, была обложена камнями, из нее и текла вода.  Дальше впадала в небольшую речушку, которая через большую бетонную трубу под дорогой, текла дальше. Быстро набрав бутылки, поехали к новой цели нашего путешествия. Красненькое, началось через пару сотен метров от киевской трассы. Проехав небольшой участок разбитой дороги, выехали на брусчатку. Дороге было явно не меньше четырех сотен лет! На привычную нам булыжную мостовую она совершенно не похожа. Камни не обрабатывали как для крупных городов, а просто колотили на куски, примерно одинакового размера, и плотно укладывали один к другому.  Колеса шумели, чувствовалась вибрация, но ехать можно! Да и самой дороге, могут позавидовать многие современные. Долговечности, так точно. Умели же строить наши предки! Через пять минут, увидев, что к ней примыкает большая асфальтовая дорога, повернули направо. И как оказалось потом, совершенно напрасно. Качество дороги становилось все хуже. И когда на горизонте появились поля и лес, поняли – что-то не так. Карт в электронном виде  у нас не было, так что дорогу подсказали местные жители. Вернулись на брусчатку, и по ней поехали дальше. После выезда из Красненького, дорога стала заметно ухудшаться. Ям становилось все больше. Настолько, что объезжать их было сложно, а за машиной из-под колес летел огромный шлейф пыли. Но поскольку проехали достаточно много, возвращаться не было смысла. Только вперед! Правду говорят, что дорога длиной в тысячи километров, начинается с первого шага. Начало пути самое сложное. Потом проще. Сомнения постепенно уходят на задний план, и появляется азарт – я это сделаю, не смотря на любые трудности! Как и ощущения, от того, что находишься в незнакомой местности. Глаза и мозг совершенно по-другому относятся к воспринимаемой информации.  Извлекая из нее максимум пользы. В Голосково еще раз спросили дорогу. Оказалось, мы остановились как раз перед нужным нам поворотом. Через метров триста асфальтовая дорога плавно перешла в грунтовую, круто уходящую вниз. Дожди превратили колею в глубокий овраг, но люди не растерялись, и сделали еще одну рядом. Когда мы уже начали сомневаться в правильности пути, подъехали к мосту с проезжающей по нему машиной. Мост очень интересен, и хотелось бы описать его подробнее. Состоял он из трех бетонных опор. Две по берегам, и одна посередине, делила реку на два потока. Сверху между опорами был ровный железный настил. Без перил и прочих излишеств. Я сразу же назвал этот мост тестом на алкоголь. Ну а поскольку мы не пили, получили от проезда немало удовольствия. Жаль, не сфотографировали…

       Люшневатое началось сразу за мостом. Теперь главное для нас – не проспать нужный поворот. И мы его увидели. Как и высокую трубу, из которой шел густой черный дым. Котельная посреди степи? Странно, рассудили мы. Больше похоже на трубу металлургического комбината.  А ведь мы туда и едем! Справа от нас, вдоль дороги возвышались высоковольтные линии, по обеим сторонам и до горизонта – поля. На ямы уже перестали обращать внимание. Начал раздражать звонкий стук, внезапно появившийся под днищем. Пришлось останавливаться, доставать подстилку и смотреть. Оказалось, оторвало одну сторону хомута стабилизатора поперечной устойчивости. Неисправность не опасная. Но малоприятная. Надо было лезть под машину, и при помощи гайки, молотка и доброго слова, выправлять хомут и ставить его на место. Влажность воздуха повышалась, на что указывало характерное жужжание высоковольтных линий. С неба светило яркое солнце. Собрав подстилку и инструмент, поехали дальше. Посторонний шум прекратился. Дорога, посадки, снова дорога. На время перестали обращать внимание, целиком отдавшись во власть магии дороги. Наша путеводная труба становилась все ближе. Один раз остановились, чтобы спросить дорогу у проезжающего велосипедиста. – Побужье? Скоро доедете! Эти слова дали нам второе дыхание. Дорога стала лучше, и минуть через двадцать мы были у ставка, за которым в обе стороны шли дома. На озере было много рыбаков с удочками, приехавших кто на чем – машинах, мопедах, велосипедах. Мы же обогнув озеро, выехали на большую, со следами недавнего ремонта дорогу. Побугское, Капитанка и Липовенькое находятся так плотно друг к другу, что воспринимаются как один, очень длинный, город. Видимо, слова песни «Надежда, мой компас земной, а удача награда за смелость» были не просто словами. На вопрос – как проехать к карьеру? Нам ответили – А какой из двух карьеров, вам нужен? Выяснили про оба карьера, и поехали к ближайшему. Немного поплутав, пропустив нужный поворот,  увидели отвалы. А за ними ворота,  вагончики с охраной, горы каолина, и ангары в глубине карьера.

       Валика, как и раньше, оставили охранять машину. А мы с Витей пошли изучать местность. Не желая испытывать судьбу, но при этом получить максимум информации, перелезли через насыпь и пошли в карьер обходными путями. То, что карьер не работает, стало понятно сразу. В нижних горизонтах в каолине образовались несколько озер, белого цвета. Еще ниже, несколько зеленых озер. Что-либо найти, было невозможно, поскольку карьер был засыпан толстым слоем шлака. Нашел утешительный приз - кусок зеленого опала. С ним и пошли наверх. Валик времени не терял. Настроив магнитофон, устроил себе дискотеку. Витя достал подстилку и расстелил ее прямо на дороге возле машины. Я же ушел на отвалы. Теперь это единственный шанс хоть что-то найти… В промоине, недалеко от меня что-то блеснуло. Кварцевая щетка! Уже веселее. Выкапывал глыбы разного размера и почти на каждой были кристаллы кварца или жилы халцедона. Нашел и большой камень, содержащий несколько довольно приличных опалов. А кроме того, яшмы и халцедоновые корки. Лучшие времена карьера уже позади. Сырья, для камнерезных работ здесь уже не найдешь. А вот образцы для коллекции – еще можно. Через час перетащил найденное к машине. Самый важный момент в поисках – сортировка. Ведь все увезти невозможно. Что-то обязательное приходится оставлять. И этот процесс, отнимает много времени… Вытащили из машины нашу хозяйственную сумку, термос и там же на дороге сели обедать. Карьер не работал. Но охранялся достаточно серьезно. Несколько раз проходили охранники. Смотрели на нас удивленным взглядом, но за пределами карьера, мы не представляли для них интереса. Теперь можно было планировать дальнейшие действия. Для начала, было необходимо найти место для ночевки. Желательно на берегу реки. А завтра с утра можно обследовать второй карьер. По пути остановились у магазина. Витя убежал минут на пять. Вернулся с мороженым, буханкой хлеба и палкой колбасы. Через минут двадцать, выехали на широкую бетонную дорогу. Сделана она была для БелАЗов и говорила о близости карьера. Проехали дальше вдоль посадки и вскоре увидели воду. Спуск к реке был достаточно крутым, но преодолимым. Недалеко от нас шли домой на вечернюю дойку коровы. Южный Буг в этом месте напоминал тихую равнинную реку. Без каких либо порогов и камней. Берег был глинистым и густо поросшим травой. Почти отвесно уходил в воду, и только камыш возвышался из воды. Берег напротив нас был высоким и густо поросшим лесом. Над водой круто обрывался, являясь домом для многих ласточек, вырывших себе небольшие углубления в глине. Наша путеводная труба дымила сверху.  Найдя себе площадку, на которой может разместиться машина с палаткой, занялись обустройством лагеря. Но сначала ужин. Бутерброды с колбасой оказались как нельзя кстати. Небо тем временем затянуло тучами. С каждой минутой становилось все темнее. И пошел ливень! Мы попрятались в машине, когда дошла очередь до мороженого. Минут через сорок, дождь прекратился. Выглянуло солнце, и мы смогли оборудовать лагерь. Завершался второй день нашей экспедиции. В отличие от первого, он принес не только удовольствие, но и результат. Карьер «Центральный» судя по карте, был недалеко от нас. Дрова промокли, но костер разожгли быстро. После ужина и чая с кофе, пошли спать. Ливень давно закончился, но все живое попряталось. Не было даже комаров. Спать не хотелось, и мы устроили в палатке карточный клуб. Однако через час природа взяла свое. 

        Проснулся в половине восьмого. Остальные еще спали. Прошел по берегу. Повсюду окружали цветущие деревья и кустарники. Трава под ногами была влажной. Солнце грело. И вчерашний дождь казался чем-то не реальным. Быстро позавтракали, собрали палатку и поехали на поиски карьера. Далеко ехать не пришлось. Метров через пятьсот увидели ворота и домик охраны. Нас же это никак не радовало. Нужно было снова искать партизанские тропы. Проехали вниз по дороге увидели шлагбаум. Он был открыт, но замок висел. И это серьезно озадачивало. Так как не хотелось оказаться в ловушке.  Дальше было несколько прудов с проточной водой. А на горе, слева от нас, стояло десятка три ульев. Машину оставили у дороги, и пошли вдоль запруд. Последнее озеро превратилось в болото. Громко квакали довольные лягушки. Мы пошли наверх. Но при осмотре, ничего не указывало на присутствие карьера рядом с нами. Тем временем, я увидел опал прямо на дороге. Еще один, выкопал из стенки прямо над озером. Кто-то крикнул – Что вы делаете?? Осмотревшись, увидели рыбака на другой стороне озера. Поскольку других людей здесь не было пошли выяснять местонахождение карьера. Карьер, как мы и предполагали, рядом. А дальше шлаковые отвалы. В надежде, найти что-нибудь интересное, пошли наверх. Через полчаса хождения по дикой степи, перед нами появилась широкая дорога. С обеих сторон которой, был насыпан двухметровый вал из шлака. Машин и охраны не было, мы пошли по ней вниз.

        Картина, которую увидели, потрясала воображение. Карьер был превращен в шлаковые отвалы. Миллионы тонн разноцветного шлака. Найти здесь что-то невозможно. Но раз уж зашли, решили идти до конца. Солнце становилось жарким. Мои напарники решили загорать. В таком виде, мы вышли на верхнюю точку карьера. Во все стороны, кучи разноцветного шлака. И никаких выходов пород. Не было даже смысла что-то здесь искать. Немного отдохнув, пошли к машине с другой стороны – через  поля. Сразу после спуска нас ждали пять огромных камней. Но интереса они не представляли. Вдоль посадки пошли к дороге. Пока шли, проехало два БелАЗа. К машине вышли ровно в полдень. Пообедали, и решили снова поехать на карьер «Западный». Дорога была знакомой и приятной. По пути, заехали в магазин за мороженым. Сегодня задача усложнялась. Вчера, по пути к месту ночевки и заметил едва заметную грунтовую дорогу. По расчетам, она должна была вывести нас прямо карьеру, мимо будки охранников. Но это в теории.  Дорога действительно была. Проехав несколько километров, петляя вдоль посадок, выехали к железному домику. Стоял он вплотную к посадке. Внизу, по-видимому, было болото поросшее камышом. Дальше дорога обрывалась. А точнее, была скрыта под толщей травы, высотой почти до пояса. Пришлось идти пешком. Не смотря на первое впечатление, торчащие ветки деревьев и несколько ям, проехать было можно. Вскоре увидел карьер. Сразу присмотрел и место для машины в конце посадки. Вернулся к машине. Будка, по-видимому, была охотничьим домиком. О чем свидетельствовали разбросанные под ногами стрелянные охотничьи патроны. Рядом в посадке стоял сколоченный из досок большой стол и две скамейки. К моему приходу, уже достали пакеты с едой и термос. Меня тянуло в карьер. Но поехали только после обеда. Машина осталась в посадке, а мы с рюкзаками пошли в карьер, запоминая дорогу. Проходили мимо гор шлака и пустых пород. Но ничего интересного там не было. Вышли к отвалам. Они сильно заросли и что-либо найти было невозможно. Я спустился вниз, к паре небольших горок породы. А Витя с Валиком остались загорать. Их местонахождение выдавал только голый торс последнего. По пути, в горах каолина попались интересные кремнистые стяжения. Настоящий подарок для любителя суисеки. Я же просто взял несколько штук для коллекции. Кучи оказались не такими уж и бесполезными. Нашел приличный кусок жильного сердолика, пару хризопалов, пару крупных кусков с псевдосталактитами халцедона. И две яшмы. Больше искать нечего. Да и перед дорогой надо отдохнуть. Посмотрел наверх.  «Тело» выдающее местонахождение коллег, исчезло. А телефон остался в машине. Необходимость лезть туда, с рюкзаком камней, меня не радовала. Наверное, пошли к машине, подумал я, и тоже пошел в сторону машины. Выложил найденные камни. Но никого не было. Достал телефон и позвонил Вите. Сказать, что он обрадовался моему звонку, ничего не сказать. Оказалось, Валик просто уснул, пригревшись на солнце. И теперь им возвращаться к машине вдвоем. Но делать нечего. Я занялся упаковкой камней. Через минут двадцать возвращаются злые как черти. Видя мой вопросительный взгляд, Витя поторопился объяснить ситуацию. Оказывается, у последнего ориентира, вместо того чтобы пойти налево, к машине, Валик повел его направо. Прямо в болото. В жизни и не такое бывает. И, тем не менее, поиски окончены. Осталась дорога домой.

        Обратно в Люшневатое ехали по другой дороге. Впрочем, качество ее было не лучше и не хуже. В какой-то момент увидели дорогу вдоль посадки и стоящую машину. А вдруг получится проехать по дороге вдоль Южного Буга? Подъехали ближе. Водитель оказался агрономом, осматривающим поля. Нас же его ответ не порадовал – Дорога есть. Но вряд ли вы по ней проедете. Пришлось возвращаться и ехать привычным маршрутом. Однако, грунтовая дорога оставила приятные впечатления. Ехать по ней можно очень быстро. Даже для асфальтовой дороги. Валик тем временем установил на телефон карты. И хоть с небольшой задержкой мы получали подтверждение правильности выбранного пути. Остался позади железный мост. Еще через час мы в Красненьком ехали по той самой брусчатке. На трассе  наблюдали интересный оптический эффект – дорога впереди нас была, как будто залита водой. Однако, в самом деле, никакой воды не было. Причину этого явления поняли через полчаса, когда нас накрыл сильный ливень. Пришлось сбавить скорость. Несколько машин, которые видимо, повело на большой скорости, стояли разбитые у разделительной полосы.  Дождь с небольшими перерывами шел за нами до Одессы. И только подъезжая к городу, я почувствовал всю усталость, накопившуюся за три дня. Решили не рисковать, и переночевать на даче. В магазине купили пельменей, сметаны и устроили себе царский ужин. Утром были в городе. Есть такая старая пословица: - Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так и в нашей поездке. Итог – море впечатлений, интересных минералов и великолепный, полный приключений отдых. А все начиналось с полного фиаско на отвалах в Завалье… Кстати, некоторые до сих пор не верят, что такое могло быть…

Игорь Кравченко 23.01.2016