Орден Александра Невского

Сергей Алексеевич Порохин
                «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!»
                Александр Невский.

 В России орден Александра Невского как военная награда впервые был учреждён в 1725 году Петром Великим в самом конце его жизни. Екатерина Первая, став во главе Российской империи, в число награждённых включала и гражданских лиц. Орден имел одну степень и девиз:  «За труды и Отечество». Кроме знака ордена (с бриллиантами и без них) была учреждена и восьмиконечная звезда к ордену.

Как известно, Советская Власть все «царские» награды упразднила.  Но, как оказалось, преждевременно.  Потребность возродить столь славную  национальную русскую награду, как орден Александра Невского возникла в самый разгар другой войны -Великой Отечественной.
    

Спустя 700 лет со времени победы Великого князя Александра Ярославича Невского над немецкими рыцарями-завоевателями на Чудском озере, обеспечившим безопасность на северо-западе Руси,  29 июля 1942 года был учреждён Орден Александра Невского.

Им могли быть награждены только командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов за «проявленные  в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей». Этим орденом могли быть награждены только боевые офицеры-командиры, в отличие от всех прочих офицеров штабов и тыловых служб, даже если те в бою проявляли личную храбрость. Для награждения Орденом Александра Невского помимо личной храбрости командира соединения, командира части или подразделения требовалось ешё умелое его руководство этим соединением или подразделением в бою, обеспечившим общую победу.
    

Учреждение этой командирской награды в самом разгаре Великой Отечественной войны было далеко не случайным.  Оно предопределялось изменением отношения руководства Советского Союза к офицерскому корпусу Красной Армии. Не как к объекту, а как к субъекту. До этого времени, как показала война, отношение к красным командирам было несколько другое.

Командиры предполагались простыми исполнителями воли Верховного главнокомандующего, всего лишь его слепопослушными исполнителями. Войны выявила ту истину, что с такими командирами победа  никак не может быть обеспечена. Требовался не слепопослушный, а самодостаточный командир, вплоть до командира взвода, вплоть до командира отделения, вплоть до каждого отдельного солдата, «знающего свой манёвр» как того требовал когда-то победоносный полководец Александр Суворов.
    

А то что же получилось в действительности?  К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала лучшими по боевым качествам, чем у противника танками, общее количество только одних танков было в пять(!) раз больше чем у противника. Это я утверждаю как специалист.  Примерно та же пропорция былав нашу пользу и по самолётам и по артиллерийским орудиям.

Мало того! Согласно азбуке военного искусства для осуществления обороны требуется в три раза меньше сил и средств, чем для наступления, да ещё по чужой территории, которую оккупировали войска Вермахта. Одних «Профессионально» подготовленных офицеров в военных училищах и академиях было почти в 10 (!) раз больше.

И каков результат? Офицеры сталинской школы оказались не те, как «гранаты не той системы». Красная Армия уже к ноябрю 1941 года уже  потеряла 9/10 всех танков, самолётов, тяжёлого вооружения.  Три с половиной миллиона солдат и офицеров, т.е. весь цвет Красной Армии во главе с восемью десятками генералов «промаршировали» за колючую проволоку к немцам, в лагеря для военнопленных. Немецкие армии вплотную подошли к Москве.
   

Верховный Главнокомандующий Сталин оказался прижатым к стене. (К Кремлёвской стене!) Он вынужден был изменить политику по отношению к собственному народу. Интернациональные и псевдопатриотические заклинания уже не действовали. Сталин быстрее и вернее, чем кто-либо другой из партийных бонз, поскольку когда то сам учился в духовной семинарии,  осознал какая пища нужна народу, вступившему в смертельную схватку с завоевателем. Именно духовная. Он это понял. 

Обращаясь к воинам, уходящим на фронт 7 ноября 1941 года  Сталин произнёс речь, услышанную всей страной: «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова…»

Сталин произнёс те самые слова, какие были так необходимы воинам, идущим на смертельную битву. Он попал в точку! Он назвал почитаемых в русском народе святых и подвижников Земли русской.

И это были не только слова, но и дело.  Примерно с этого времени изменилось отношение к русскому народу, к его национальному духу, к русскому христолюбивому воинству, к русской православной церкви. По всей стране вновь стали открываться церкви и  храмы, из тюрем и лагерей были выпущены тысячи священников. «20  тысяч храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда» - утверждает С.Фомин в книге: «Россия перед Вторым Пришествием».          
   

Слова Верховного Главнокомандующего заставляли каждого гражданина, каждого воина преосмыслить свою судьбу в судьбе родного Отечества, жизнь и смерть во имя святого дела, во имя жизни России. Весь народ и каждый воин в отдельности услышал этот призыв Родины. Каждый воин, будь то генерал или рядовой, осознал свою личную ответственность за судьбу Отечества. За результат своего сражения своего боя за пядь родной земли.

Каждый стал одухотворённым Высшей Правдой. Тогда и смерть не напрасна, когда дело Правое, дело священное. А такую армию уже победить невозможно. Ничем иным невозможно объяснить это русское чудо, этот, имевший место феномен русского духа, феномен качественной перекристаллизации сопротивляемости армии, перекристаллизации как графита в алмаз воинских масс в необоримую силу. Материализовалась в необоримую силу совесть и вера   воина в дело правое.

А русский человек, когда он в ладу с совестью, необорим» - утверждал протопоп Аввакум. Войска качественно изменились. Враг зимой 1941 года был отброшен от Москвы, армией, не имеющей ни численного, ни материального превосходства над противником. Войска стали оказывать действенное сопротивление. Но какой ценой?! Потери в среднем ежесуточно за 1941 год составляли по 24 тысячи солдат и офицеров.

Поэтому кроме духовной ипостаси командование Красной Армии должно было ещё приобрести ещё и другое, также не менее значимое профессиональное качество – самодостаточность. Самодостаточность означает способность командира любого уровня самостоятельно принимать ответственное решение в русле общей задачи каждым офицером на своём месте.
    
Установление специальных полководческих орденов трёх степеней – Суворова и Кутузова, а также чисто офицерского ордена - Александра Невского летом 1942 года, а незадолго перед тем, в мае 1942 года ордена Отечественной войны I-й и II-й степени, в конечном счёте, решало важную задачу - побудить офицеров Красной Армии  действовать самостоятельно,  становиться самодостаточными командирами

От Бреста до Сталинграда продолжалась эта кровавая, но необходимая школа выучки  офицерского корпуса до тех пор, пока командование Красной Армии, а также её офицеры в полной мере не овладели наисложнейшим из всех искусств – искусством командования. А как овладели, с этого момента Красная Армия стала армией победоносной.

Той же цели служили также и учреждения других военных орденов –  Богдана Хмельницкого 3-х степеней – в октябре 1943 года, в марте 1944 года флотоводческих орденов двух степеней Ушакова и Нахимова, а также чисто полководческого ордена Победы в ноябре 1943 года. Кстати, учреждение полководческого ордена «Победа» совпало с освобождением столицы Украины  – Киева.

«О русская земля! Уже ты за холмом!»  Чьи стяги завтра будут стоять в Путивле?!
    

Орден Александра Невского сохранён в системе наград и нынешней России. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 января 1999 года № 19 в системе государственных наград России орден Александра Невского сохранён наряду с другими полководческими орденами. К награждению орденом Александра Невского  представляются командиры за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.

*

Среди награждённых  этим орденом  официально числится примерно 42 тысячи командиров-офицеров и примерно 1470 воинских подразделений частей и соединений Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Два офицера были награждены орденом Александра Невского трижды –  Николай Леонидович Невский и Иван Григорьевич Борисенко.

42 офицера были награждены дважды.

Среди награжденных орденом Александра Невского числится 56 иностранных граждан.

В конце 2002 года числилось около 18 тысяч кавалеров ордена Александра Невского. Такой относительно большой процент здравствующих кавалеров ордена из числа фронтовиков Великой Отечественной войны объяснялся тем, что основная масса награждённых командиров приходилась на командиров взводов, рот, а также военных лётчиков, которым во время войны было по 17-20 лет.

Эти сведения предоставлены  первым заместителем председателя Клуба ветеранов – кавалеров ордена Александра Невского полковником Н. Н. Рояновым.