Введение

Владимир Минцкер
Введение

   За несколько лет моих поисков сведений о пращурах и предках по маминой линии накопился большой объём описаний и выписок из архивов, монографий, памятных книг, губернских и епархиальных ведомостей. Эти сведения я оформил в виде книг по каждому роду предков. Но они получились несколько официальными, сухими  и наукообразными. Поэтому хочу рассказать о пращурах и предках простым и доступным языком. Привожу я и исторические пояснения, чтобы были понятнее эпохи жизни предков/пращуров.  Моя цель -  передать то, что мне удалось узнать о близких и далёких предках. Записки охватывают времена до начала 19 века.

   Я чувствую некоторую неловкость при мысли, что мои записки будут вызывать недоумение и скуку. Но зевающий потомок и читатель вправе в любой момент отложить  записки и забыть о них. Поэтому не это меня беспокоит, я чувствую ответственность за записки не только перед читателями. Дело в том, что пока  пишу, я вижу глаза, следящие за  строками записок. Добрые глаза читают мои мысли и оценивают написанное. Они знают, что такое жизнь, радость, страдание.  Эти глаза, видевшие неведомые нам времена и абсолютную истину веков, судят строго. Но мне кажется, что относятся они ко мне снисходительно и следят за моей работой с одобрением.

   Вы уже поняли, чьи это глаза. Их взгляд всегда направлен нам в спину, но во всякое мгновение именно он руководит моими действиями и решениями.

   Предки по линиям дедушки Николая Александровича Осипова и бабушки Александры Александровны Мальцевой были причётниками - псаломщиками, пономарями, дьячками  и клириками второй и третьей степени  иерархии Русской православной церкви -  диаконами, пресвитерами. Был среди них и архимандрит.

Духовенство являлось почётным привилегированным сословием   Российской империи. Это сословие было свободно от государственных налогов, подушной подати, телесных наказаний. Оно участвовало в ревизиях (переписи) населения особым порядком.
   
   Дети священнослужителей и церковнослужителей наследовали  сословную принадлежность при рождении. Они имели право на льготное  получение образования в духовных учебных заведениях – училищах, семинариях, академиях. Выпускники могли пожелать избрать светскую карьеру, но для этого они должны были уволиться из духовного ведомства и вернуть в казну деньги, потраченные церковью на их образование. Дети священнослужителей при поступлении на гражданскую службу пользовались правами личных дворян. Они назывались разночинцами. Дети церковнослужителей принимались на гражданскую службу во все присутственные места.   Наследуемая при рождении принадлежность к духовному сословию сохранялась после достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковнослужительскую должность.

   Жёны духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли её после смерти мужей, но только до вторичного брака.

   Дедушкины родители и ближайшие предки Осиповы и Петуховы жили на краю Российской империи - в Приморье. Как и когда они туда попали из центральной или северной России я не знаю. Осиповы были священниками и, как  все священники Приморья,  миссионерами. Петуховы были чиновниками.
    
   Бабушкины предки Поповы - Мальцевы, Лысковы, Воронины, Сиземские, Спасские, Комаровы, Каменские и Устьрецкие были церковно- священнослужителями. Они жили в Кадниковском и Тотемском уездах Вологодской губернии.