Кто такой ЧУР

Наталья Бобыкина
Чур – Чурила, Стар – Престар, ты лежи-лежи полеживай, ты сиди, сиди-посиживай, ты ходи-ходи похаживай, да беду от нас отваживай!

 «Чур меня, чур» - так говорили в старину, когда хотели оградить себя от чего-то опасного. Слова чурка, черезчур, чурбан, чураться – это слова, имеющие один корень «чур». Ему соответствует цур – междометие в восточнославянских языках, а также щур (пращур) – прадед, умерший обоготворённый предок, оберегающий границы родовых владений. Его значение на Руси было таким же, каким придавали  в Древнем Риме «Терму» – оберегателю родовых полей и жилищ, часто устанавливаемому на перекрестках дорог.
Синонимы слова Чур – Щур, Пращур, Цур, Дед, Домовой, Кумир, Идол, Истукан.
В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под Чуром понимается древний Бог, связанный с оберегом очага и границ родовых владений от враждебного проявления темных сил.
Добрый предок-домовой связан с древним «культом мертвых», а точнее с культом «мертвой головы». Дело в том, что многие древние племена обожествляли своих умерших предков, ставя их в ряд божественных существ. Археологи часто находят в раскопках черепа с лицами-масками или с нанесенными на них орнаментами. Такие  черепа ставили в «красный угол» дома, иногда зарывали под полом в «красном углу», устанавливали на границах своих владений. Такие черепа в большом количестве найдены в Великобритании, России, Армении, древнем городе Иерихоне, всему Ближнему Востоку, в том числе странах Сирии, Палестине и др. Такой культ процветал у русских-индоевропейцев с XII по I тысячелетия до н.э. Умершего предка хоронили, а через несколько лет его череп выкапывали, восстанавливали черты лица с помощью глины, инкрустировали  драгоценными камнями и ставили охранять дом или селище от злых и чужих сил, как от материальных, так и потусторонних. Позднее такой идол был заменен деревянным столбом с вырезанным на нем лицом и охранительными орнаментами. Столбцы с маленьким домиком, в котором находился череп предка, называли голбец. Маленькая чурочка с вырезанным лицом предка позднее стала ставиться в красный угол дома, помещаться в сундуки, погреба, подвалы. Одни народы ставили Чуров из камня, другие могли резать их из дерева. Чурки и чурбаны стали межевыми знаками границ древних родов.
Многие старинные заговоры по удалению нечистой силы из людей, владений и жилищ способствовали отправлению за Чур нежелательного, враждебного явления или существа, то есть за границу, охраняемую предком.
Чур был покровителем и подземных владений, поэтому  выражение «Чур, мое» говорили тогда, когда что-нибудь находили в земле или на земле. А если кто-то говорил неприятные вещи, его останавливали словами:  «Чур тебе на язык», - призывая предков остановить плохой разговор.
Границы территории, которые охранялись Чурами, стали называться чертами, а все живые существа за чертой – чертями. Например, выражение «Не ступай за чур» превратилась в выражение «не переступай черты», то есть не выходи за границы дозволенного. А черти стали нечистой, темной силой.
В детских играх осталось много выражений с именем Чур: «Чур меня от него», «Чур молчать», «Чур пополам», «Чур одному», «чураться» (удаляться от чего-то, кого-то прятаться). Чуроваться – зачураться заговором от чего-то. Почураться – значит, договориться о чем-нибудь. Даже сверчок (стар. чурюкан) имеет свой корень от слова Чур. Чурукать (чурюкать) – чирикать, свиристеть, то есть вслух произнести заговор от нечистой силы. Поэтому сверчок считается  насекомым, оберегающим дом.
Древние славяне на межах своих участков насыпали бугры, ставили на них частоколы, на которые насаживали черепа своих предков. Эти черепа предупреждали путников о том, что здесь находятся чужие владения, в том числе и под землей. Помните, как в сказке «Василиса Прекрасная» вокруг жилища Бабы Яги стоял частокол с людскими черепами? Это были не головы убитых людей, а, вполне возможно, головы предков бабы Яги. Сказка в такой интерпретации донесла до нас культ «мертвой головы», а также образ древней Богини Земли, охраняющей границы между земным и потусторонним мирами и являющейся живым Чуром, разрешающим или запрещающим переходы в иные миры.
Порубежную границу никто не имел права переступить, а глава племени обходил по этой черте свои владения и приносил дары божеству. В специальные ямы - термы (кумирницы) складывались горячие угли, на них лился мед, вино, сыпались плоды, зерна или крошки хлеба – чем богато семейство, чтобы Чур не только охранял, но и помогал в будущем урожае. 
Этнограф Н.И.Толстой впервые озвучил значение Чуров, как фаллических символов древнего мира. Такие образы ставились по всей территории Европы и Азии. Они назывались Термы, Гермы, а по-гречески -  Идолы, что в переводе на русский язык обозначает «изображение». С ним связано и другое греческое слово (eidos) – идея.
Таким образом, Чур – обожествленный предок, охраняющий границы владений, жилища и его потомков от негативных проявлений враждебного человеку мира. Он и сегодня остался для нас добрым помощником и стражем, оберегающим нашу жизнь в покое и достатке.