Шахматный всеобуч. Бюджет времени педагога

Алексей Ратушный
Бюджет времени педагога дополнительного образования, преподающего шахматы в детском саду, по программам Шахматного всеобуча

В неделе семь суток по 24 часа, то есть 168 астрономических часов.
Принимаем без доказательств следующие траты времени педагога:
Ежесуточный сон – 8 астрономических часов
Ежесуточное самообслуживание – 2 астрономических часа (включая сюда утренний моцион, вечерний душ, застилку постели, подготовку обуви и одежды, бритьё – для мужчин или макияж – для женщин)
Ежесуточный приём пищи (завтрак, обед, полдник и ужин – при этом следует иметь ввиду и время на приготовление пищи, а для многих педагогов и время на приготовление пищи и кормление собственных детей) – 2 астрономических часа
Прогулки или перемещение на работу и обратно – 1 астрономический час
Таким образом тринадцать часов из 24-х мы вынужденно отнимаем.
Остаются одиннадцать астрономических часов.
В пяти (мы исходим из пятидневной рабочей недели) днях.
То есть 55 астрономических часов.

Занятие с полугруппой дошкольников (12-13 детей) длится в среднем 20 минут. Перерыв на сопровождение обучаемых к своей группе и в обратном направлении -10 минут. Они же позволяют проветривать помещение «Шахматной шкатулки». Таким образом мы имеем 30 минут на одну полугруппу. В детском садике 12 групп по 25 детей, то есть 24 полугруппы, то есть при двух занятиях в неделю мы имеем 48 занятий в полугруппах, что даёт нам 24 астрономических часа в неделю.
При плотном, умно составленном графике мы имеем полноценную загрузку «Шахматной шкатулки» (об этом графике и его версиях и проблемах мы подробно поговорим в другом материале).
Отняв 24 от 55 мы располагаем 31 астрономическим часом для педагога в этих пяти днях.
Теперь напомним, что современная организация труда педагога составляет работу в группах, работу в интернете, работу по ведению фото и видеоотчетов, работу по просмотру новинок и включению выбранного в активный тезаурус обучения, общение с коллегами, консультации с другими специалистами и так далее и тому подобное.
Таким образом (подробнее эти вопросы я надеюсь успеть рассмотреть далее) мы отводим три астрономических часа на работу в сетях.
Это уменьшает оставшееся «свободное время» педагога до 16 часов на пять суток.
Реальности таковы, что я лично вынужден работать с компьютером не менее пяти часов ежедневно включая сюда и праздники и «выходные» и времени всё равно катастрофически не хватает.
Я не рассматриваю случаи патологий (болезни, травмы, походы в аптеки и на приемы и процедуры, хотя в реальности всё это имеет место быть, включая и ежегодные профессиональные профилактические осмотры, рентген-обследования типа «флюорография», анализы и протчая, протчая, протчая).
Я не рассматриваю посещения различных мероприятий (собраний, заседаний, комиссий, методических объединений, библиотек, консалтингов и т.п.)
В чистом виде эти 16 часов педагог может посвятить самообразованию, повышению своих компетенций или собственной квалификации, работам над участием в конкурсах и соревнованиях, выездам на турниры, но мы всё это оставляем решительно за кадром, включая сюда и диссертационные исследования и занятия со своими детьми и ухаживания за больными или престарелыми родственниками.
Перечисляю все эти вероятные расходы времени исключительно для того, чтобы чётко обозначить оставшиеся 16 астрономических часов как «необходимый естественный резерв времени».
Например путь на работу занимает не 30 минут пешком, а полтора часа на электричке и троллейбусе. Плюс неизбежное ожидание транспорта. И из трех часов двенадцати резервных минут практически не осталось ничего.
А ведь есть еще и вынужденные технологические «промежутки», когда педагог вроде бы и свободен и доступен, но дошкольники живут по своему особому детсадовскому режиму и поэтому проведение занятия невозможно (дети завтракают, дети на профилактическом осмотре и т.д. и т.п.) и педагог вынужденно «простаивает». Особенно неудобны перерывы на дневной сон дошкольников, вынуждающий педагога проводить два-три астрономических часа в «нигде».
Понятно, что высокоодаренные читатели тут же подсоветуют мне в эти часы работать с компьютером и с интернетом, читать книжки, повышать квалификацию и т.п. К сожалению реалии нашей сложноустроенной жизни далеко не всегда позволяют столь разумно и мудро тратить возникающий «ресурс времени».