Шахматный всеобуч. Умный график занятий

Алексей Ратушный
Режим дня дошкольника достаточно строго регламентирован целым комплексом нормозадающих документов. И при всём внешнем благополучии в реалиях текущего дня бюджет времени ребёнка плотно распределён по активностям, весьма далеко лежащим от идей шахматного всеобуча.
При этом система одновременного кормления и дневного сна детей де факто исключает многие отрезки времени из вероятных для включения детей в интересующие нас активности.
Попробуем чисто абстрактно нарисовать «примерный» график реальных пустот в режиме дня дошкольника.
В 8.00-8.30 детки завтракают
В 12.00 – 12.30 малыши обедают
С 13.00 до 15.30 дошколята спят.
С 16.00 до 16.20 у ребяток полдник.
С 17.00 до 17.30 в детском саду ужин.
Подчеркну – это некий «абстрактный» график, но он хорошо корреспондирует с реалиями дня.
Понятно, что во время «приведения» детей в детсад и во время «отведения домой» «всеобуч» легко превратить в полнейшую фикцию.
Таким образом время до окончания завтрака и время после ужина автоматически «выпадает» из нашего рассмотрения.
Реально рассматривать промежутки между 08.30 и 12.00 с утра и с 15.30 до 17.00 вечером с учетом полдника.
Напомним, что для каждой из групп нам необходимо обнаружить четыре отрезка по 30 минут в течение рабочей пятидневной недели.
Составим «теоретический» абстрактный учебный график по стандартной схеме «тридцати ветхозаветных минут».
Группы обозначим абстрактными номерами: Первая, Вторая и т.д.

Примечания:
1) в график включается время на приведение и отведение обучаемых из и в свою группу.
2) условно делю группу в 25 детей пополам условно именую «мальчики» и «девочки», хотя это чисто условное деление

Понедельник
08.30-08.55  Первая М
09.00-09.25  Первая Д
10.00-10.25  Вторая М
10.30-10.55  Вторая Д
11.00-11.25  Третья М
11.30-11.55  Третья Д
15.30-15.55  Четвёртая М
16.00-16.25  Четвёртая Д
16.30-16.55  Пятая М
17.00-17.25  Пятая Д

Вторник
08.30-08.55  Шестая М
09.00-09.25  Шестая Д
10.00-10.25  Седьмая М
10.30-10.55  Седьмая Д
11.00-11.25  Восьмая М
11.30-11.55  Восьмая Д
15.30-15.55  Девятая М
16.00-16.25  Девятая Д
16.30-16.55  Десятая М
17.00-17.25  Десятая Д

Среда
08.30-08.55  Одиннадцатая М
09.00-09.25  Одиннадцатая Д
10.00-10.25  Двенадцатая М
10.30-10.55  Двенадцатая  Д
11.00-11.25  Первая М
11.30-11.55  Первая Д
15.30-15.55  Вторая М
16.00-16.25  Вторая Д
16.30-16.55  Третья М
17.00-17.25  Третья Д

Четверг
08.30-08.55  Четвёртая М
09.00-09.25  Четвёртая Д
10.00-10.25  Пятая М
10.30-10.55  Пятая Д
11.00-11.25  Шестая М
11.30-11.55  Шестая Д
15.30-15.55  Седьмая М
16.00-16.25  Седьмая Д
16.30-16.55  Восьмая М
17.00-17.25  Восьмая Д

Пятница
08.30-08.55  Девятая М
09.00-09.25  Девятая Д
10.00-10.25  Десятая М
10.30-10.55  Десятая Д
11.00-11.25  Одиннадцатая М
11.30-11.55  Одиннадцатая Д
15.30-15.55  Двенадцатая М
16.00-16.25  Двенадцатая Д
16.30-16.55 Резервное время
17.00-17.25 Резервное время

Данный график может сочетаться с графиками посещения бассейна (пока одна половина группы на всеобуче, другая в бассейне) или другим занятием, к примеру в спортзале.

Неудобство данного графика заключается в том, что педагог ежедневно имеет не самый удобный «перерыв на обед» с 12.00 до 15.30
Хорошо, если дом рядом. Можно привыкнуть и приспособиться.
Сложнее, если приходится проводить это время «на работе».

Данный график является некоей «примерной» матрицей, плотного заполнения пространства «Шахматной Шкатулки».
Не следует забывать, что дети в это же время гуляют, посещают логопедов и других специалистов, поют, рисуют, занимаются физической культурой, участвуют в различных мероприятиях, ходят на экскурсии посещают музеи и театры, участвуют в концертах и представлениях.

Понятно, что организацией графика для всеобуча занимаются завучи детских садов (я про суть должности, а не про её наименования), среди которых нередко встречаются специалисты со своими выстраданными представлениями и системами, в которых данная дисциплина далеко не так актуальна, как требуется именно всеобучу.

А потому реалии шахматного всеобуча в дошкольном учреждении далеко не всегда совпадают с его идеальными представлениями.

Наконец самая трудная для понимания часть: в стране до сих пор господствует селективная (спортивная) парадигма преподавания шахмат.
И это отражается и в системе приоритетов даже очень любящих шахматы организаторов и руководителей.

Но это уже требует совершенно отдельного обстоятельного рассмотрения.