Собака - 8

Анна Боднарук
     В молодые годы мы жили рядом и дружили семьями. Потом коммуналку расселили и мы стали встречаться реже. У каждого из нас в жизни много дорог, работали, детей вырастили, но иной раз встретимся – как родня. А если где-то рядом окажемся, то на маленькой кухоньке и чайку попьём.
     У Г.А. мужа ещё в прошлом году не стало, сын где-то служит, а она одна в квартире живёт, а на соседней улице – дочь с семьёй. Вот, однажды, поехали дочь с зятем на Красноярский базар и, уже там, пришла им мысль щенка купить. Нашлись советчики, знающие люди, и даже адрес дали. Поехали. Г.А. не захотела одна в машине сидеть, с ними к хозяевам-собаководам пошла. Дочка с зятем щенков какой-то знатной породы выбирают, а она стоит в сторонке, молчит. Уже и о цене договорились, вдруг открывается дверь соседней комнаты, из дверей выходит девочка с тазиком в руках. И прямо к ней идёт.
     - Бабушка, возьмите эту собачку… Она хорошая. Это мальчик. Возьмите, - просит девочка, а в глазах у неё слёзы. – За мной скоро мама приедут… А как только я уеду, моя бабушка повезёт её к ветеринару и… усыпит его. Да-да, я слышала…
     Такой поворот дела ввёл Г.А. в растерянность. Она ж не думала покупать себе собаку… Посмотрела на дочку, потом на хозяйку и даже попятилась к дверям. Хозяйка сперва побелела лицом, а потом побагровела. И так нехорошо на сою внучку посмотрела, что у Г.А. аж сердце зашлось.
     - Вот, родился вместе со всеми. Надо было его сразу утопить… а тут, вот, она. Не хотели ребёнка травмировать, а теперь, вот, вышла, в самый неподходящий момент. И что теперь будем делать? Будете щенка покупать, - обращаясь к дочке и зятю, спросила хозяйка. – Если вы не собираетесь разводить собак, то выбранный вами щенок вырастет… (хозяйка назвала породу тех щенков из ящика, только Г.А. никогда собак не держала и не запомнила слова хозяйки).
     Зять достал кошелёк, стал отсчитывать деньги.
     А девочка стоит с тазиком в руках, а в том тазике обыкновенный гладкошёрстый щенок, с печальными глазами и с коричневатым пятном чуть выше хвоста. Рядом с ним лежит плюшевая синяя игрушка, в которой трудно узнать, что это за зверюшка.
     - А этот сколько стоит? – спросила хозяйку Г.А. .
     - А сколько не жалко…
     - Мне девочку жалко, - роясь в своей сумке, ответила Г.А.  Открыла кошелёк, и… хозяйка выхватила 100 рублей и, смеясь, отдала их внучке.
     - Так вы заберёте Бимку?
     - Да я б и тебя забрала, но скоро мама за тобой приедет…
     Домой везли троих, двух щенков: чёрного вислоухого щенка внукам и белого с синей игрушкой для Г.А. .
     Я увидела свою знакомую с подросшим уже щенком на поводке, когда проходила через их двор. Разговорились. Она и рассказала мне его историю. А я не на неё смотрела, а на Бимку. Говорят же, что «собака – самый преданный друг». Так оно и есть. Какими преданными глазами он смотрел на свою спасительницу… у меня самой слёзы навернулись.

                ***
    Это происходило ещё в мои далёкие годы детства. Тогда же телефонов не было. Вернее был, но он был на столе у председателя сельсовета. Разговаривал он по нему с районным начальством, а чаще всего выслушивал различные указания и прочие не очень приятные вещи. Простым сельчанам до этого хитроумного аппарата и дела не было. Село большое. Надо было что-нибудь передать родственникам на другом конце села – посылали детей. Мне тоже приходилось бегать с разными родительскими поручениями. Не сказать, что в другие места я с такой большой охотой бегала, а вот к деду Иллариону точно не любила ходить. Тут было две причины: далеко и я боялась его большой собаки. Собаку звали Мотя. Сколько я ни напрягаю память, а вот никак не могу вспомнить: Он это был или Она. Щенков у них я точно не видела. Собака у деда умная была, так по крайней мере все в селе говорили. Забор у стариков полуразрушенный стоял, но от коров и коз огород собака стерегла. В покосившуюся калитку тоже не вдруг зайдёшь, а зайдёшь – то уже не выйдешь. Верный страж будет сидеть перед тобой, смотреть угрюмыми глазами, что и пошелохнуться страшно. Один раз я так долго стояла, что обмочилась. В другой раз собака позволила мне в туалет зайти, вот я в нём чуть ли ни пол дня и просидела, пока соседи не услышали, что где-то ребёнок плачет. Сходили на другой конец огорода, где старики что-то там делали, позвали их, а те уже меня вызволили. А я с перепугу забыла зачем шла. Пришлось деду Иллариону идти к нам на Горбы, чтоб расспросить: что да как. Потом мне посоветовали, что нужно стоять на улице и громко звать деда. Бабушку звать было бесполезно, люди говорили, что она с детства глуховата была, но лицом красивая…Собака залает, но на улицу не выйдет. Привязи эта псина с роду не знала. Конечно же, в селе особо собаку никто не воспитывал. Сама по себе умная. Это был редкий случай на селе, что собаку на цепь не сажали, хотя вид у неё был довольно таки внушительный.
     Дед Илларион однажды подвёл меня к собаке и строго ей сказал, погрозив пальцем: «Нельзя! Нельзя её трогать!». Собака вздохнула и отвернула от меня голову. Точно так же она отворачивала голову, когда по двору ходили куры, вот только всё было наоборот.
     У крыльца дедовой хаты была каменная скамейка, часто заменявшая стол. Рядом стояла небольшая грубо сделанная деревянная скамеечка. Чёрная кошка  с белой грудкой любила полежать на любой из скамеек. Собака лежала только на земле. Кошка с дикой яростью набрасывалась на собаку, если ей придёт охота полежать на тёплой скамейке.
     Однажды я вошла к ним во двор и увидела такую картину. Собака с победным видом сидела на высокой каменной скамейке, а кошка лежала на земле между ножек деревянной скамейки и ненавидящими глазами поглядывала на собаку.
     - О-о, власть переменилась! Давно пора было… - сказал дедушка. И предложил мне сесть рядом с собакой. Как только я села, собака тут же спрыгнула на землю и отошла в сторону. Этим обстоятельством хотела воспользоваться кошка, но она не успела осуществить свою задумку. Собака ринулась к ней и кошка мгновенно вскарабкалась на дерево.
     - Ничего, помирятся. Бабка придёт, помирит, а нет – так обеим попадёт…

                ***