Суворковы-Руколеевы

Лидия Шевчук
Семья Суворковых (1915 год):
верхний ряд - отец Степан, мать Феклиста, сын Константин
нижний ряд - Андрей Степанович, сын Иван, жена Екатерина Михайловна


(по воспоминаниям Лукояновой (Суворковой) Тамары Ивановны из Каменска-Уральского, Букиной (Суворковой) Анны Константиновны из Ирбита и Чулковой (Руколеевой) Нины Павловны из д. Елань Байкаловского района)

     Семья Суворкова Андрея Степановича в селе Суворы имела собственный домик пятистенок и небольшое хозяйство.  Жили бедно – еле сводили концы с концами, а в семье было шесть ртов. Поэтому жена его, Екатерина Михайловна вынуждена была в страду наниматься в работники. На счастье 1915 год  выдался урожайным, и удалось подняться, а во времена НЭПа – покрепче встать на ноги. Подросли немного и помощники – сыновья Константин и Иван. В крестьянской семье дети рано начинали трудиться. Казалось, что жизнь налаживается. Но вот грянул роковой тридцатый и всё рухнуло…
     Их раскулачили, отняв дом и единственную корову, описи имущества не было произведено. Тогда из Богдановичского района было выселено множество семейств.  Высылали крестьян в разные места, но большая их часть была направлена в Ирбит на строительство диатомитового комбината. Эта стройка по своей значимости  занимала в то время пятое место в стране. Для строительства Уралмаша и других уральских заводов срочно требовался кирпич.
     Не стерпев такой несправедливости, Степан Суворков, отец Андрея Степановича, ушёл из села, а остальных членов семьи выслали.
     Жену его Феклисту с сыном Андреем, внуками Иваном и Константином отправили в Ирбит, а, жену сына Екатерину Михайловну с дочерьми Анной и Марией (внучками деда Степана), направили в Асбест. За людей не считали, поэтому в то время ничего не стоило разделить семью на части. (Лишь во время войны Екатерине Михайловне с дочерьми позволят переехать в Ирбит).
    
     Узнав, где находятся жена и сын с внуками, дед Степан пришёл в Ирбит, срубил небольшую баньку-избушку в Буграх, чтобы жить вблизи  посёлка. В силу своего возраста он ничем не мог помочь семье, разве что советом. Хотя и это порой бывает до крайности необходимо. Быть обузой для них он тоже не хотел.
Знал, что женились его внуки, взяв в жёны девушек из поселения, радовался появлению правнуков. Он скончался в 1941 году, так и не дождавшись реабилитации.
     Внук его Иван Андреевич в 1934 году женился на Чувашевой Ксении Максимовне. Её с родителями, братьями и сёстрами, всего 9 членов семьи, выслали в том же тридцатом из деревни Чувашевой, Краснополянского района. Дед Ксении, Чувашев Санарил (Саторил) Яковлевич – крестьянин среднего достатка  имел маслобойню. Не смотря на то, что отец Ксении Максим Санарилович со своей многодетной семьёй проживал отдельно от отца, летом 1930 года раскулачили и выслали обе семьи.
     Второй внук Константин Андреевич женился в 1940 году на Александре Петровне Пупышевой высланной из деревни Бушлановой Туринского района Ирбитского округа.   
    Сначала поселились в 9-м бараке. Потом семью Ивана Андреевича перевели  в 13-й барак, а Константина Андреевича – в 20-й. Поскольку его семья на тот момент состояла из трёх человек, то к ним в разное время селили другие семьи.  В посёлке постоянно не хватало жилья. Долгое время вместе с ними проживала Фадеева Вера Николаевна с тремя детьми и Павлова Вера с двумя сыновьями.  Жили, не ссорясь, одно горе кругом – чего делить…
     Братья Суворковы по характеру были совершенно разными людьми. Если Константин всегда был серьёзен и молчалив, то Иван – весельчак и балагур. Оба были умельцами, как говорят, мастера на все руки. Когда в посёлке режим стал свободнее, да и работа не столь напряжённой, Иван, заядлый охотник и рыболов, промышлял в лесу и выделывал шкурки. Константин стал профессиональным сапожником: сначала шил обувку ребятишкам, а потом и взрослые мужики стали заказывать ему сапоги.
     Народ в посёлке в основном жил дружно. Женщины поддерживали друг друга и, чем могли, помогали, чтобы только вырастить, не потерять детей. Детская смертность в посёлке была очень высокой, особенно младенцы часто погибали.

     22 октября 1937 года постановлением свердловской Тройки
В колхозе имени 12-ой годовщины Октября из д. Каменки Богдановичского района было осуждено 6 человек Руколеевых. Один из них был осужден на 10 лет лагерей, а пятеро 2 ноября расстреляны. В том числе Руколеев Сергей Фёдорович 1888 года рождения. Он был заведующим избой-лабораторией, а другие рядовыми колхозниками.
     По неустановленной причине сгорел хлеб в снопах, и люди были расстреляны как «члены контрреволюционной кулацкой террористическо-вредительской группы». Имущество было конфисковано, и его жена – Александра Даниловна, сын Александр (23 лет), дочь Лидия (11 лет), дочь Галина (9 лет) остались без крова и средств к существованию…
      Старшая дочь, Серафима Сергеевна, будучи замужем к моменту раскулачивания, ещё в 1931 году была выслана в Ирбит в составе семьи Руколеева Василия Алексеевича.

     Крепкая связь на всю жизнь установилась между семьями Руколеевых и Суворковых. Дружили и родители, и дети.  Когда Руколеевы завели корову, Серафима Сергеевна Руколеева не обделяла детей Суворковых молоком.  Добрая женщина, похоронившая  в ссылке троих младенцев, жалела чужих детей. Пока родители были на работе, ребятишки обеих семей пекли печёнки из картошки на печке буржуйке, и ели, запивая молоком (сами Суворковы смогли купить корову только после войны).
     Дочь Руколеева Павла Васильевича и Серафимы Сергеевны – Нина росла девочкой бойкой и смышлёной, следила и за своими сестрёнками, и детьми Суворковых, так как бабушка Феклиста Суворкова была стара и не поспевала за малышами.
      В начале войны в посёлке появилось много эвакуированных из разных мест, были и узбеки, которые съедали собак в посёлке. Поговаривали, что и дети пропадают…  Утверждать, что такое было, нельзя, поскольку нет тому документального подтверждения. Но дети называли нацменов «бабаями» и страшно боялись. Однажды шестилетняя Нина катала свою младшую подружку – четырёхлетнюю Тому на санках. Подошли две взрослых девицы, отняли Тому Суворкову и утащили к себе в 32-й барак. Нина Руколеева не растерялась и тотчас же привела к ним родителей Томы. С какой целью эвакуированные  это сделали – не известно, но бояться нацменов дети стали ещё больше.

     Во время войны после более чем десятилетней разлуки семья Суворковых воссоединилась и все стали жить вместе в 13-м бараке на двадцати квадратных метрах.
     Тамара Суворкова, как и многие дети из посёлка, училась в  школе № 3. Там было много детей из детского дома. Детдомовские девочки носили форменные штапельные платьица, а кулацкие дети ходили в школу, в чём придётся. Пришлось наслушаться много насмешек и обидных слов, мол, все вы враги народа, кулачьё, оборванцы, и прочее. Порой дети бывают безжалостны не потому, что они жестоки по природе, а по недомыслию в силу своего возраста. А также потому, что видят и слышат всё это от взрослых и поступают также.
     Ещё долгие годы после тридцатых, пожалуй, не одно десятилетие, с одной стороны страх, а с другой ненависть и вражда будут жить в людях. Перед празднованием дня революции в 1945-м по городу развешивали красные флаги. Семилетняя Тамара Суворкова, гуляя со своей тётей Анной Андреевной, спросила,  для чего это делается. Кто-то из прохожих услышал и донёс. Анну Андреевну вызвали в НКВД и долго допрашивали, но всё-таки отпустили. Обошлось.
      После войны стало возможным получить ссуду на приобретение дома. Иван Андреевич Суворков купил просторную половину дома по улице Коммуны. Их гостеприимный дом всегда был полон детьми своими и чужими, все находили здесь и доброе слово, и тарелку супа…

Суворковы:
Глава семьи – Суворков Андрей Степанович 1887 г.р.
жена – Екатерина Михайловна 1879 г.р.
отец – Степан
мать – Феклиста
сын – Константин Андреевич 1903 г.р.
сын –  Иван Андреевич 1909 г.р.
дочь – Анна Андреевна  1920 г.р.
дочь – Мария Андреевна  1923 г.р.
другие члены семьи, появившиеся в ссылке:
сноха – Ксения Максимовна 1914 г.р. (Чувашева)
сноха – Александра Петровна 1916 г.р. (Пупышева)
внук – Борис Иванович 1935 г.р.
внук – Анатолий Иванович 1936 г.р.
внучка – Тамара Ивановна  1938 г.р.
внучка – Любовь Ивановна 1941 г.р.
внучка – Анна Константиновна 1941 г.р.
Руколеевы:
Глава семьи  – Руколеев Василий Алексеевич 1873 г.р.
жена – Прасковья Васильевна  1884 г.р.
сын – Григорий Васильевич  1908 г.р.
сын – Павел Васильевич  1909 г.р.
сноха – Серафима Сергеевна  1909 г.р.
приёмный сын – Михаил Николаевич  1909 г.р.
сын – Михаил Васильевич  1916 г.р.
дочь – Антонина Васильевна 1912 г.р.
внучка – Валентина Павловна 1930 г.р., умерла младенцем
другие члены семьи, появившиеся в ссылке:
внучка – Раиса Павловна 1931 г.р., умерла младенцем
внучка – Римма Павловна 1935 г.р., умерла младенцем
сноха – Антонина Васильевна 1912 г.р. (Белканова)
внучка – Нина Павловна 1936 г.р.
внучка – Галина Павловна  1940 г.р.
внучка – Любовь Павловна  1942 г.р.
внучка – Галина Григорьевна 1944 г.р.
внук – Анатолий Павлович  1945 г.р.
внучка – Зоя Павловна 1947 г.р.
внук – Владимир Михайлович
внучка – Галина Михайловна
внучка – Тамара Михайловна