2. К истории северного края, где жили пращуры

Владимир Минцкер
2. К истории северного края, где жили  пращуры
   
    Древнейшими обитателями Русского Севера были финские или чудские племена. Летописи упоминают  главные племена: чудь, нарова, ям, сум, меря, весь, водь, ижора. саамы, ливы, мурома. Обитая на обширной территории от Финского залива до Уральского хребта, они занимались собирательством, охотой и рыбной ловлей. Племена эти были языческими.

    К чудскому первобытному населению Европейского Севера принадлежат и коми-зыряне.  Судя по названиям рек и урочищ, которые объяснимы из современного коми-зырянского языка, народ этот должен был в старину занимать не только все пространство Вологодской губернии, но и смежные с нею земли Волго-Окского и Камского бассейнов.

    Этот народ означается в старинных летописях именем чуди заволочской, чуди белоглазой. Белоглазая – из-за светлых и ясных  голубых глаз. Такие глаза появляются в нашей семье. Это глаза -  бабушки Сани,  сына Миши, внучки Маши.

    В Х веке н.э. поселения зырян располагались, в основном, вдоль рек Вычегда, Сысола и Вымь. На северо-западе они вступили в контакт с карелами, вепсами и другими малочисленными прибалтийско-финскими народами. Имеются лингвистические следы этих контактов. Миграция зырян до XI  века н.э. была направлена на Запад в районы, где было возможно успешное земледелие.
 
    Первые упоминания о появлении на Севере славянских племен - ильменских словен и кривичей относятся к VIII – IX веку. Именно тогда на берегах Ладожского озера, реках Сясь, Паша, Оять, Свирь и Нева они создают свои первые поселения. Эти места называли к XVII веку «Обонежской пятиной».

    Славяне валят и жгут вековые деревья, удобряют золой землю, заводят пашни, сеют хлеб, добывают железо из болотной руды, ловят рыбу и бьют  речного и лесного  зверя. Именно  славянская этническая общность, находящаяся на стадии развития раннего феодализма, заложила истоки русской народности. Позже славян стали называть русскими. Русские поселились в окружении финно-угорских племен - карел, чуди, веси.

     В русских летописях и устном фольклоре местных племён нет упоминаний о вражде русских и финно-угров. Они жили в мире, дружбе, вместе платили дань, вместе состояли в подданстве русских князей, вместе сражались с варягами.

     В освоении русскими земель, вошедших в состав Вологодской губернии, выделяются три колонизационные волны:
1. начало XII века - из богатого северо-западного торгового города Великого Новгорода;
2. середина XII века - из Ростово-Суздальского княжества, находившегося в междуречье Волги и Оки;
3.  XIV век - из Московских земель.
 
    На Севере появляются служивые русские люди из Новгорода Великого, Ростово-Суздальского княжества, Московских земель.  Борьба между этими тремя русскими центрами за влияние на Севере, богатом природными ресурсами, продолжалась до XV в, когда северные земли вошли во владения Москвы. Итогом русской колонизации стало особое се¬верное сочетание на территории Вологодской губернии разных этнических типов и культурных традиций.

    С XI-XII веков начинаются связи коми-зырян с Новгородом. Новгородские купцы были посредниками в установлении отношений Руси, главным образом торговых, с народами, жившими дальше к северо-западу и северо-востоку.

    Такую же роль посредников впоследствии выполняли коми-зыряне при покорении русскими Сибири. Точно неизвестно, когда русские впервые познакомились со страной коми в бассейне рек Печоры и Вычегды, которая на востоке прилегает к Северному Уралу. Но не позднее XII века туда постоянно приходили торговцы из Новгорода и Ростово-Суздальской земли.

    Причиной походов новгородцев на восток и в северные страны было стремление к обогащению, овладению пушниной, изделиями из кости, рыбой. Пушнина в те времена была «валютой».

    Во время этих походов новгородские ушкуйники, продвигались реками, речками и волоками по лесам. Местами они должны были волочить – тащить свои суда-ушкуи до верховьев Кубенских и Северо-Двинских притоков. Поэтому этот край назвали «Заволочьем», а жителей, тут обитавших – «чудью заволоцкой».
 
    Земли чуди заволоцкой лежали от Кадникова до Великого Устюга. Это - земли моих пращуров. Заволочье в древности заключало в себе местность, занимаемую частями уездов Вологодского, Кадниковского, Устюжского, Вельского, Тотемского и Никольского.

    Во время татарского нашествия  в XIII веке  южнорусское население отхлынуло с  насиженных мест на север России и там поселилось среди финно-угорских народностей. Частью южнорусское население смешалось с севернорусским населением новгородского княжества.

    Русские люди на север бежали от татар, притеснения местных феодалов, на свободные земли. Земли, леса, рек и озёр было много, хватало всем. Столкновений с финно-угорскими народами (коми-зыряне – наиболее многочисленный), поэтому, не было.

    На севере России  не было татаро-монгольского ига. Правда, татаро-монголы и камские булгары доходили до Великого Устюга, но всегда  побивались и изгонялись. Севернее их не бывало. Опричнины и крепостного права на  землях к северу  и северо-востоку от Вологды не было.

    Во  1379 г. в землю коми из Ростова был направлен первый проповедник христианства, сын причётника из Великого Устюга, Стефан Храп. Миссионер и писатель Стефан изучил язык коми и создал алфавит - «пермскую азбуку».

    Стефан провел на р. Вычегда около четырех лет, крестя «коснеющих в язычестве» жителей, уничтожая кумирни, идолов и приношения им - меха. Он учредил школу и стал первым просветителем коми. В результате деятельности Стефана Пермского в конце XIV века страна коми вошла в состав Московского княжества. К этому времени русские начали проникать и в Пермь Великую, а около 1472г. московские воеводы прошли ее всю и «привели эту землю за великого князя».

    В XIV веке, когда св. Стефан явился у зырян апостолом христианства, зыряне господствовали до устья Вычегды. Одни зыряне смешиваются с русским населением, другие мигрируют на Восток.

    После колонизации севера русскими сложился «вологодский этнотип», вобравший и  финские, и русские черты.

    Народ коми-зыряне раньше назывался «восточные финны». Зыряне или просто коми – энергичный, предприимчивый и жизнеспособный народ. Они не жили обособленно и легко смешивались с соседними народами, с русскими. Из-за смешения народов не было «чисто славянского типа» или «чисто финского типа». Народ был: выше среднего роста, крепкого телосложения, склонен к дородтву, полноте, добродушен, простоват. Люди были русые и рыжие, светлоглазые. Характерны глаза с «закрытым, опущенным, не видным» верхним веком. Эта форма глаз часто встречается в нашей семье, такие глаза у меня, дочери, внуков.

    Финские черты в облике жителей сглаживались, но к славянским чертам добавились угловатость и скуластость. Нечто «финское» по «племени и характеру», наряду с преобладанием «русского» оставалось у жителей Вологодского края. Особая суровость характера, сдержанность, обособленность, смелость, проворность, любовь  петь.

    Население Русского Севера практически одинаково в этническом отношении. Жители Архангельской и Вологодской областей в совсем  недавнем историческом прошлом были зырянами, чудью.

    К XVII веку Европейский Север был освоен русскими, и прекратилась массовая миграция населения. В Вологодском крае основным населением стали русские и обрусевшие коми-зыряне. В западных районах жили также карелы и вепсы, на востоке - коми-зыряне и коми-пермяки.

    Я спрашивал бабушку Саню - кем были далёкие предки/пращуры? И бабушка, не задумываясь, отвечала - из крестьян, но не крепостных.

    На Севере России основная масса крестьян была -  чёрносошные - государственные  и монастырские. Также были крестьяне-арендаторы  или половники, которые отдавали оговоренную часть (чаще всего, половину) урожая хозяину земли, но хозяйствовали самостоятельно. Владельческие (помещичьи) крепостные крестьяне были в уездах к югу и за¬паду от Вологды.

    Основная масса коми-зырян в XV-XVIII веках -  государственные чёрносошные крестьяне. Они жили на государственных землях и беспрепятственно пользовались государственными лесами. Даже те, кто занимался только охотой и рыбной ловлей, входили в категорию государственных крестьян, должны были платить в казну налог  и исполнять различные государственные  повинности.

    Была значительная миграция беднейшей части крестьян. О социальной мобильности  свидетельствуют  случаи  пострижения  крестьян в монашество и перехода в состав низшего духовенства. В писцовых книгах отмечены случаи поступления крестьян целыми семьями в состав  церковного причта: женщин (матери и дочери) – в просвирницы, мужчин (отца и сына)  – в пономари.  Не исключаю, что и наши пращуры могли именно таким образом «прийти в духовенство». 
      
    При освоении новых северных территорий Москва сделала ставку на монастыри, как форпосты православия на тяготеющем к язычеству Севере, и как экономические, политические и культурные центры московской княжеской власти. Монастырская колонизация восходила к преподобному Сергию Радонежскому и его школе.

    Волна отшельников, не претендовавших на участие в политической и хозяйственной жизни и избегавших мирской суеты, создало на Русском Севере  уникальную социальную и культурную среду, которая позже будет именоваться «Фиваидой на Севере». Фиваида - место поселения ранних христианских монахов-отшельников в Египте.

    В Заозерской половине  (позднее - Кадниковский уезд) крупнейшим собственником был Спасо-Каменный монастырь (429 крестьянских и бобыльских дворов и в них 942 чел. мужского пола). Была большая плотность населения монастырских деревень. Сказывалось  давнее освоение Спасо-Каменным монастырем  прилегающей   территории Заозерских волостей.

    Среди  монастырей, владевших населенными землями в Вологодском уезде, можно назвать два «иногородних»  белозерских – Кириллов и Ферапонтов и два московских – Троице-Сергиев и Николо-Угрешский. Наиболее значительным дворовладельцем являлся Кириллов монастырь – в Масленской, Сямской и Тошенской волости он имел 147 дворов и в них 384 чел. муж. пола. Спасо-Суморин и Николо-Угрешский монастыри владели землями и солеварнями в Тотемском крае.
    Несомненно, мои пращуры связаны с этими монастырями.

    Смутные времена, наставшие в первой четверти 17 века, в сильной степени отразились   на Вологодском крае. В 1612–1613гг по Белозерским и Вологодским пределам прокатились разорительные польcко - литовские рейды. В годы бедствий почти все города в южной и средней полосе  края были разорены польскими и литовскими людьми.

    Польско-литовские шайки убивали людей, грабили и жгли дома, церкви и монастыри в нынешних уездах Грязовецком, Вологодском, Кадниковском, Вельском, Тотемском, Никольском, Устюжском и Сольвычегодском. Из городов того времени только Устюг Великий и Тотьма избегли общей участи, хотя окрестности их были опустошены врагами.

    Нашествие польско-литовских шаек на Вологодский край продолжалось с 1612 по 1619 годы, и потребовалось  много времени, чтобы залечить нанесенные этим бедствием раны.