Алая Ладья

Алексей Ратушный
Урайская быль

Пролог

Я сидел на высоком берегу Конды на самом обычном пластиковом ящике для стеклотары. И смотрел в сторону паромной переправы, скрытой большим поворотом русла и густо заросшим берегом вдали.
- А где твой самолёт? – раздался откуда-то сбоку и снизу прозрачный детский голосок.
Справа от меня почти за моей спиной стояла маленькая кроха.
Лет пяти от силы.
Я только что прилетел в Урай из Тюмени.
Самолёт ушел дальше, на Ханты-Мансийск, нас сошло человек семь – не больше, и этой крошки среди как прибывших, так и встречавших, явно не наблюдалось.
«Сидела в машине встречающих?» - невольно подумалось мне.
- Это не мой самолёт, красавица! – ответил я девочке, полагая, что только честный ответ уместен в этой ситуации.
- Странно. Папа сказал, что ты – хозяин самолёта, и что он именно твой!
- Вы с папой встречали наш борт в аэропорту?
- Где?
- В аэропорту.
Неожиданно девочка засмеялась.
- Как ты смешно говоришь! – пояснила она, видимо заметив моё недоумение. И снова ярко и заливисто засмеялась.
Я улыбнулся в ответ, вспомнив, как в детстве меня приводило в состояние умопомрачительного хохота странное имя Барбара. До сих пор не понимаю, почему оно так веселило меня. Но хохотал я, услышав это имя, от всей  души. И подолгу не мог успокоиться.
- Скажи ещё раз – попросила она.
- В аэропорту. – радостно произнёс я, и она в третий раз расхохоталась.
- Так вы с папой не встречали сегодня самолёт?
- Конечно, не встречали.
- Так. А когда он сказал, что это мой самолёт?
- Во сне. Я видела во сне и тебя и папу. И он сказал… разве непонятно?
Честно говоря, я оторопел.
- Во сне? Сегодня?
- Нет не сегодня. Но я точно видела тебя во сне! Тебя зовут «шахматист»!
- Может быть, ты видела меня в детском садике? – я был не нашутку озадачен.
- А что это такое – «детский садик» - искренне спросила она.
- Подожди, подожди…  Значит ты не из нашего города?
- Ну, разумеется, нет! – мне нужен самолёт, чтобы выбраться отсюда, поэтому я к тебе и подошла. Ведь папа сказал, что у тебя есть свой самолёт.
- Во сне?
- Вот именно! Ведь всё самое главное случается во сне!
- Постой, постой! А как тебя зовут?
- Зови меня просто: Ева.
- Ева? Точно?
- У меня много разных имён, но вы, мужчины, длинных имён не запоминаете, поэтому для тебя я буду Евой. Хорошо?
- Хорошо. – неожиданно легко согласился я, пытаясь притормозить поток неорганизованного сознания, проснувшийся внезапно в моей голове.
- Поговорим? – просто спросила Ева.
- Поговорим, – согласился я.
- Ты ждёшь именно её?
- Кого – её? – удивился я.
- Я её уже видела сегодня утром. – сообщила она мне свою важную новость.
- Во сне? – на всякий случай уточнил я.
- Ну, конечно же, во сне! – она улыбнулась.
- А где ты её видела? В каком месте? Что тебе снилось?
- На Конде, в трёх часах ходу отсюда. Так что скоро она появится!
- Кто? – не выдержал я.
- Она красивая! Очень! – мне показалось, что она разговаривает сама с собой.
- Кто она, Ева! – я почти умолял её.
- Она волшебная! И Он ведёт её так, словно Она – его девушка, и он ведёт её под венец!
Внезапно её речь прервалась, и я услышал сзади себя чей-то сдавленный полувскрик-полувздох. Невольно я обернулся.
Какая-то красивая девушка, прикрыв рот рукой, падала спиной на двух своих спутниц, а они, подхватив её, пытались удержать и все трое смотрели куда-то вдоль реки.
Я повернулся и увидел, что по реке движется какое-то алое пятно.
Я осмотрелся.
Моя собеседница Ева куда-то исчезла.
А к нашей пристани стремительно приближалась под двумя Алыми парусами замечательная деревянная ладья с носом, изображающим шахматного коня.
Посредине палубы возвышался прекрасный высокий юноша, и я почувствовал вдруг, что присутствую при чём-то невероятном, невозможном, волшебном, невообразимо прекрасном.
Корабль пришвартовался к пристани. Юный капитан бросился на берег, подхватил девушку, поддерживаемую подружками на руки и понёс её на палубу своего чудесного судна.
Устроив свою гостью на палубе подле себя он в тот же миг отдал швартовы и  развернул судно. Оно стало стремительно удаляться и вскоре скрылось за поворотом.
- Жаль, что у тебя нет своего самолёта. – услышал я как бы сверху голосок Евы.
Я осмотрелся, но вокруг меня уже никого не было.

Предистория

Как Архангельский плотник и мичман из Владивостока в Урае породнились.
В Урай они прибыли почти одновременно. Плотник из Архангельска, Леонид и мичман из Владивостока Александр. Поначалу оба поселились в деревяшках. Леонид рубил бани, строил дачи и стелил полы, крыл крыши. В общем плотничал в одиночку или во временно возникающих бригадах.
Александр сразу попал в охрану трубопроводов и собственно только этим и обеспечивал семью. Жён оба нашли себе в Урае, и вскоре у них родились дети. У Леонида – сынишка Андрей, у Александра, на пару лет позже - дочурка Лизавета.
Жена Леонида – Ольга – работала в детском садике воспитателем, супруга Александра – Людмила трудилась в городской поликлинике терапевтом.
Детей, как водится, водили в ясли, затем в детские сады (разные!), а потом отдали в одну школу, в двенадцатую, расположенную в самом центре города.
Сначала это была первая школа – гимназия, а двенадцатая школа, основанная знаменитым педагогом Урая – Татьяной Васильевной Орловой,  размещалась в здании нынешнего Суда, но как только новое здание Гимназии было открыто на БАМе, двенадцатая школа переместилась в центр и поэтому Андрей и Лизавета учились именно там.

Лизавета и Андрей


Поскольку Лизавета была на два года младше Андрея, они ходили в разные классы, и долгое время нигде не пересекались.
Реально познакомились они, когда Андрей ходил в выпускной одиннадцатый класс, а Лизавета в выпускной девятый.
Так что вся история начинается только в этот момент.

Собственно Лизавета первой заметила Андрея.
Его невозможно было не заметить.
Высокий, светловолосый, сероокий, стройный, сосредоточенный.
Он выделялся среди сверстников сразу.
В самой школе главного его отличия от других мальчишек было не увидеть.
А вот за пределами школы, например, где-нибудь во дворах, можно было сразу заметить, что он не расстаётся со своей самой главной игрушкой.
Вообще говоря, называть это игрушкой не следует.
Отнюдь не игрушечная вещица.
Носил он её постоянно в чехле-футляре из кожи, пристёгнутой к поясу.
И только когда этот футляр раскрывался, в его сильных совершенно уже мужских руках возникал изящный топорик. Размером примерно в половину от большого настоящего топора.
И вот этим топориком он творил чудеса!
Топорик в его руках просто резвился!
Вращался, крутился, вертелся, зависал в различных положениях, скользил вдоль поверхностей, завораживая взгляд случайного прохожего.
Те, кому посчастливилось видеть эти игры с топориком, просто любовались зрелищем не в силах оторвать взгляд от происходящего!
Андрей просто вырос с этим топориком!
Он восхищался им.
Лелеял его.
Ухаживал за ним!
Он смахивал со своего сокровища пылинки.
И топорик этот был острее любой самой острой бритвы.
Андрей всегда носил с собой, на поясе из специальной ленты, в другом футляре специальный брусок.
И брусок этот был с трёх сторон усыпан по-разному мелкими фракциями неизвестной искрящейся пыли – то ли алмазной, то ли ещё какой.
Вот этим бруском он и правил свой топорик каждый раз, после применения в деле.
А затем снимал свой пояс-ленту и доводил лезвие топорика на ней!
Наблюдать за этим процессом со стороны можно было часами!
Тщательно заправленный топорик он нежно кутал в специальный платок и вкладывал в свой кожаный футляр.
Редкая мать так бережно укладывает своё дитя в колыбель!
А ещё у него был свой личный ножичек.
Небольшой, аккуратный, с резьбой и просто фантастическим рисунком.
И его он правил также тщательно, как и топорик, и носил в специальном футляре пристегнутом на голени левой ноги специальными ремешками.
Конечно всё это Лизавета рассмотрела только тогда, когда они познакомились поближе и Андрей стал иногда брать её с собой на прогулки в лес.
А Лизавета?
А Лизавета до поры была самой обыкновенной девочкой, ходившей в самый обыкновенный класс самой обыкновенной школы в самом обыкновенном городе.
Волосы у неё были русые, заплетённые в неизменную длинную косу.
Среднего роста, стройная, скорее даже худенькая, она была скромной и трудолюбивой девочкой.
Её по настоящему синие глаза очень нравились окружающим, была в них какая-то затаённая грусть.
Её внимательный взгляд порой прожигал насквозь того, кто был ей хоть немного интересен.
Ей очень нравилось шить, вязать, и вышивать крестиком.
Ещё она любила рисовать.
Раз в два года мама и папа обязательно возили её на юг то к Чёрному, то к Азовскому морю.
А однажды папа летом свозил её во Владивосток, в котором когда-то служил, а потом самолётами они переправились в Санкт-Петербург.
В то лето она побывала сразу в двух великих российских портах, городах воинской славы.
Училась Лизавета строго на хорошо и отлично, и за всё время только один раз получила «тройку», что стало целой трагедией с потоками слёз и долгими вечерами усиленной работы «над ошибками».
Как и большинство других девочек, она исправно посещала занятия по английскому языку, музыкальные упражнения в школе искусств, спортивную секцию плавания и еще целый ряд кружков и секций, не говоря уже о множестве общешкольных и городских мероприятий.
Из школьных предметов Лизавета очень любила историю, географию и биологию. Дома они держали рыбок, таксу и сиамскую кошку. Кроме того она любила походы в школьный зоопарк, что располагался во дворе шестой школы – тогда он ещё вовсю работал.
Но время течёт, и девочки начинают задумываться о грядущем, и мечтать, и даже строить первые планы.
И вот тут-то в школьных коридорах она заметила его – своего Андрея!

Маленькие истории

Урайский Крестик из Темрюка

Однажды, во время пребывания на Азовском море, в Темрюке, Лизавета бродила по местному рынку и увидела женщину, продававшую разнообразные «сувениры».
Среди самых диковинных вещиц на прилавке одиноко томился крошечный простой деревянный крестик.
Стоил он недорого и Лизавета поинтересовалась у хозяйки – чем он интересен.
- Бери! Бери! – с жаром воскликнула продавщица. – Тебе то он как раз и нужен! Оденешь на желанного и он к тебе из любой дали вернётся! Это настоящий заговорённый нательный крест! Он и его сбережёт от любой беды, и к тебе направит из любой стороны! Так он устроен! Не зря же его называют «Урайский крестик»!
- Урайский? – вы не ошиблись?
- Урайский! Урайский! Ты что же, никогда не слышала про Урай?
- Я в нём живу!
- В ком «в нём»?
- В Урае. В городе Урае.
- А разве есть такой город? – в свою очередь удивилась продавщица.
- А вы про что говорили?
- Про верховного славянского Бога – так славяне называли самого гнлавного из славянских Богов. А потом, после крещения Руси одно время так называли и Бога христианского.
- Да он же простой совсем! Деревянный!
- Он из непростого дерева сделан! Тут такого дерева нет! И мастеров таких тут нет. И делали его не просто, а особым образом. И то, как его делали – тайна за семьюстами печатями. Но главное – он работает! Что с ним своему избраннику пожелаешь, то и сбудется! А носить его он должен вот на этой нитке! Нитка тоже не простая. Прочнее и не ищи – не сыщешь!
Лизавета крестик с ниткой взяла. А когда вернулась, в ту же осень и познакомилась с Андреем. И положила на него глаз.

Андрей и его сокровища

Был теплейший май.
И Андрей взял Лизавету с собою в лес.
Когда они решили сделать привал и развести костёр Лизавета спросила у Андрея:
- А где же у тебя спички или зажигалка?
- А зачем они мне? – удивился Андрей.
- Как же мы разожжём костёр? – удивилась в свою очередь Лизавета.
- Наши далёкие предки ни зажигалок, ни спичек не знали, - отвечал Андрей, - но с кострами у них всегда всё было в полном порядке!
- Почему? – искренне спросила Лизавета.
- Потому что они умели  добывать огонь, высекая искру топором! Вот, смотри!
И Андрей сложив пучок сухой травы и веточек  ловко извлёк свой топорик и брусок и одним ударом обрушил сноп искр на эту нехитрую конструкцию.
Пучок задымился и вспыхнул!
- О!  - восхищённо выдохнула Лизавета! – У тебя просто чудо-топорик!
- Ещё бы! – я за ним трижды в прорубь нырял!
- За этим топориком?
- Да! Мне было двенадцать лет, когда отец мне его подарил.
Тогда мы с папой ходили на прорубь за крещенской водой в крещенские морозы.
Там я топорик и выронил в прорубь.
Случайно.
Тотчас я сбросил с себя одежду и нырнул за ним до дна.
Не нащупал. Нырнул снова!
А с третьего раза уцепил и вытянул!
Отец был просто счастлив, что я его вернул!
С тех пор я ношу его вот в этом футляре, чтобы не потерять случайно.
- И ты не заболел? – спросила она потрясённо.
- Нет! Мы с отцом каждый год купаемся. Традиция! Я вообще закалённый.
Как этот металл.
- А он из железа? – поинтересовалась Лизавета.
- Нет. Он из стали. Здесь несколько тысяч слоёв специальной стали. Тончайших. У меня и ножик из такой стали.
- Ножик?
- Вот! – Андрей задрал штанину и Лизавета впервые увидела это сокровище.
Андрей выхватил ножик из миниатюрных ножен и подал ей.
- Любуйся! Только осторожно! Он очень-очень острый!
Лизавета восхищенно рассматривала лежащее на её ладошке крошечное произведение искусства.
- Знаешь игру в «Три монеты»?
- Нет.
Андрей достал из кармана три гривенника и взял их в левую руку, а в правую – свлй ножик. Осмотревшись он выбрал площадку поровнее и подбросил монеты в верх, и как только они опустились на землю, резко метнул ножик и он воткнулся в грунт между монетами.
Теперь Андрей извлёк из кармана катушку с нитками и натянул нить между ножом и одной из монет.
- Видишь расстояние от монеты до ножа?
- Да, отвечала Лизавета заинтриговано.
Теперь Андрей обвел этим «радиусом» окружность вокруг ножа и Лизавета убедилась, что все монеты лежат на этой окружности.
- У кого монеты расположены точнее – тот и выигрывает, - сказал Андрей.
Лизавета восхищенно смотрела на своего спутника, а он очистил свой ножик припасенным  платочком и вернул его на ладонь Лизаветы.
- У тебя такой ножик! У тебя такой топорик! И всё в единственном экземпляре!
- По-моему у настоящего мужчины всё должно быть в единственном экземпляре. И жизнь. И любовь. И смерть.
Андрей внимательно посмотрел на свою спутницу.
Глаза в глаза.
И она не отвела глаз.

Белочка и Крестик

Тут они заметили белку на стволе сосны. Она сидела на ветке и присматривалась к дымку костерка.
- Смотри! Белочка нам веточку заговаривает! – воскликнул Андрей и вскочил, держа топорик наготове.
- Ты собираешься её убить? – изумилась Лизавета?
- Нет, - отвечал Андрей, - я собираюсь срубить заговоренную белочкой ветку!
С этими словами он сильно и чрезвычайно точно метнул топорик вверх.
Инструмент вращаясь описал малую дугу и точно перерубил ветку почти у основания. Пока он летел, белочка метнулась вверх по стволу и исчезла с глаз. А топорик и ветка рухнули неподалеку от Лизаветы.
Андрей поднял свою драгоценность одной рукой, ветку другой и прямо тут же зачистил веточку от коры в самой толстой части, каковую прямо на стволе сосны одним ударом отделил от остальной части ветки. С этой заготовкой он уселся около костра. Деловито достал брусок и поправил остриё топорика, тут же поясом довёл его до идеального состояния, вернул всё на свои места, взял с Лизаветиной ладошки ножичек и за десять минут на её глазах вырезал три аккуратных брусочка, сотворил пазы и на капле смолы тут же склеил прекрасный маленький крестик.
- Вот тебе на память от меня крестик из веточки заговорённой белочкой!
Покрой его лаком и смотри. Он особенный. Пока не потемнеет, я тебя нигде не забуду. Береги его, а он сбережет и меня, и тебя и нас!

Медведь

Когда они направились домой им навстречу из лесной чащи вышел бурый медведь. Они застыли. И медведь замер. Потом зарычал и сделал несколько шагов в их сторону. Тогда Андрей молниеносно выхватил топорик и метнул его сторону медведя. Топорик пролетев метров тридцать точно воткнулся в ствол сосны между ними и медведем.
- Ни шагу вперед, Косолапыч! – сказал Андрей. - Ты его видишь!
Медведь посмотрел на топорик в сосне, на ребят, заворчал, развернулся и степенно удалился в чащобу.
- Медведи мудрые! И абсолютно всё правильно понимают. Он хотел нас прогнать, но топорик ему объяснил, кто здесь первым выбирает тропу.
- Ой, а у меня сердечко уже ушло в пятки – призналась Лизавета, вцепившись в сильную руку Андрея.

Корабельные Сосны

- В этом лесу много корабельных сосен, - объяснил ей Андрей. Медведи знают, что мы сюда ходим именно за ними!
- Корабельных сосен?
- Да! И топорик у меня, кстати, именно корабельный! – благодаря ему можно за месяц набрать стволов для корабельных заготовок. Ведь именно из специально подобранных сосен складывается настоящая большая ладья!
Каждая доска вырубается из специально подобранного ствола совершенно уникальным способом. Каждый элемент корпуса ладится особым образом. И здесь не допускается ни одной ошибки!
- Так ты собираешь делать корабли? Из дерева?
- Что значит «собираешься»? Мы с отцом их уже много лет делаем. Папа этим с детства занимается. А я рядом подрастал, подрастал и подрос! Это искусство в нашем роду –главное! И наши лодки самые прочные, быстрые и долговечные не только на Конде, но и на Иртыше и на Оби!
- И сколько времени нужно, чтобы сделать одну лодку?
- Лес надо подобрать, заготовить, несколько лет выдержать в особых режимах, а затем за пару месяцев обработать и собрать.
- Так это получается долго ждать надо?
- Обещанного три года ждут! – сообщил Андрей так, словно ничего более важного и сказать не мог.
- Обещанного?
- Вот представь себе, что ты – невеста и у тебя есть тебе обещанный. Ты его сколько лет готова ждать?
- Сколько надо будет, столько и готова – отвечала Лизавета, которая над этим вопросом размышляла уже давно и долго.
- Потому что ты же понимаешь, что он и есть твой единственный!
- Да! Конечно да!

Обещанный

Наступила осень.
Андрей часто исчезал летом, как он говорил, на приработки где-то в Леушах или в Устье-Аха. Поступать он никуда не собирался.
- Отслужу, а там и решу, чем заниматься.
Однако призвали его только весной.
Случился приступ аппендицита с осложнениями и он после операции провалялся в больнице больше трех месяцев.
А затем наступила пора военных сборов.

Накануне призыва он позвал Лизавету прогуляться и сказал ей:
- Вот я тебе один раз и скажу. Однажды я вернусь за тобой на прекрасной ладье, сделанной собственными руками и вот этим топориком.
- На красивой белой ладье с белыми парусами?
- На прекрасной алой ладье с алыми парусами.

И тогда она одела ему тот Урайский крестик на тонкой нитке.

А на следующий день он ушёл служить.
На флот. На Дальний Восток. В Находку.

А Лизавета осталась в Урае доучиваться еще целый год в школе и ждать своего обещанного.

Фёдор сжигает флот

На Лизавету, когда она училась в последнем классе, стал засматриваться её сосед по двору, Федя.
И засматриваться он стал серьёзно.
И в конце концов пригласил её на свидание.
От этого приглашения Лизавета решительно и жёстко отказалась.
Кто-то из её одноклассниц шепнул Фёдору, что вздыхает он напрасно, и что у Лизаветы есть поклонник, которого она уже ждёт из Вооруженных сил, и что ожидания эти не беспочвенные.
Имя её избранника не было засекречено, хотя и не оглашалось нигде, никем и никогда.
И Фёдор догадывался, что это именно Андрей, с которым, так случилось однажды, они крепко схватились как-то на улице из-за какого-то пустяка.
Дело было давнее, и как бы ни к чему в новом времени не относящееся, но…
А тут еще кто-то пустил слух, что Андрей собирается приехать за Лизаветой на саморучно изготовленном паруснике.
И Фёдор решил разрушить этот замысел соперника «в корне».
Каким-то чудом он проведал, что в Устье-Аха выстаивается специально заготовленный лес для этого самого парусника.
И Фёдор место разыскал и весь сарай с заготовками запалил!
- Жди! Жди милая! Жди своего горе-коре-корабела! Не дождёшься!

Алая Ладья

Наступило то самое заветное лето и тот самый заветный день!
Андрей уже давно прибыл из мест отдания Долга державе, но где именно он находился, никто не знал.
Ни Лизавета, ни его – Андрея – родные и близкие.
Лизавета зная точный назначенный суженым срок просто верила и ждала.
И вот оно – двадцать второе июня.
Вот он – берег великой Конды.
И всё ближе заветные восемь часов, когда из-за поворота должна показаться его – ЕГО! – Алая Ладья. За ней!
Она с парой подружек вышла на набережную и уже откровенно смотрела в сторону поворота реки.
Туда, откуда он и должен был появиться.
- Ты думаешь, он и вправду появится? – спросила у Лизаветы Соня. – У меня подружка живёт в Половинке, я просила её смотреть за рекой – пройдёт там Алая лодка с алым парусом или нет. Если бы проходила, она бы уже позвонила!
- Ну что ты накручиваешь – возражала Лариса. – Она могла и не заметить. А Андрей – человек слова! Вот увидишь!
- Кого-то ждёте? – спросил вынырнувший неизвестно откуда Фёдор.
- А тебе то что? – осведомилась Соня.
- А вы не в курсе что ли? – спросил в ответ Фёдор. – У Андрея все его заготовки в Устье-Аха сгорели во время пожара еще в апреле!
- И что?
- Да так, ничего.
Лизавета во время этого диалога молчала и даже словно бы и не слушала, вглядываясь в сторону поворота реки.
Фёдор засмеялся и стал нервно закуривать сигарету.
И в этот момент Лизавета тихо охнула.
И стала оседать в сторону Сони.
Подружки подхватили её, и только тогда увидели Алый парус.
Он горел над рекой в лучах всё ещё высоко стоящего Солнца.
Небо было чистое, дул свежий ветер.
И Алая ладья уверенно продвигалась к Причалу на городской Пристани.
Да!
Это была Его Алая Ладья.
Это он привёл её За Ней.
И весь Урай, весь мир понимал: такое случается точно только Один раз.