Эволюция сознания. Часть 2. События, образы, объек

Лариса Болотова
     Рассмотрим внешнюю дугу развития сознания.
   
     Первый уровень - Плеромная Самость. Для новорожденного не существует никакого реального разделения между внешним и внутренним, субъектом и объектом, между телом и окружающей средой. С точки зрения ребёнка никаких объектов пока не существует. События есть; а вот объективных событий нет. То есть, младенец действительно осознаёт определённые события, но не как «объективные», отдельные от него самого. Скорей всего, младенец воспринимает мир плоско. Все объекты у него находятся в одной плоскости и лишь потом, с возрастом, он начинает видеть их объёмно. Объективный мир и субъективное осознание ребёнка совершенно не дифференцированы (разделены), новорожденный не способен отличить материальный мир от своих действий в нём. Самое первое ощущение младенца – это ощущение самого себя (самость), но в единстве со всем окружающим, самотождественность себя со  Вселенной.

«Нельзя сказать, - высказывается Левинджер, - что при рождении ребёнок обладает  «эго». Первой его задачей будет научиться отличать самого себя от всего окружающего». Осознание новорожденного беспространственно, безвременно и безобъектно (но не бес-событийно). Получается, что младенец осознаёт окружающий мир таким, каким он есть вначале. Что здесь понимается под событием? Смена того, что видишь или осознаёшь? Скорей всего, смена образов.

    Второй уровень - Алиментарный (пищеварительный)  Уроборос. Одна из первых задач ребёнка – созидание объективного мира отдельно от него самого. Одновременно начинается структурирование его субъективного самоощущения. Уроборос представляет собой коллективное, архаическое, всё ещё преимущественно океаническое состояние; само это слово происходит от имени мифического змея, который, пожирая свой собственный хвост, формирует «в замкнутом круге» самодовлеющую пред-дифференцированную (неразделённую) массу, не ведающую о себе самой. На этом этапе самость ребёнка больше не является материальным хаосом, поскольку он начинает распознавать что-то  вне себя, нечто иное, чем он сам.  Всё, что известно младенцу, - это «мгновенные состояния, в которых его переживания «космичны» в том смысле, что они не определены  (во времени) и не ограничены (в пространстве)».
   
     По словам Неймана, существует различие между плеромной и урборической самостями. Первая абсолютно недвойственна и ни в чём  не имеет границ; вторая же уже обладает некой собственной границей, начинает разрывать прежнее океаническое состояние на две глобальные части, а именно: на уроборическую самость … и на уроборическую окружающую среду. И то, и другое по своей природе до-личностны.
   
     Оральная связь ребёнка с миром является главной.  Мир даёт ему приют и кормит его, сам же он пока редко чего-либо хочет и редко проявляет себя. Ничего не делать, инертно лежать в бессознательном, просто прибывать в неистощимом сумеречном мире, где все потребности без усилия обеспечиваются великим кормильцем  - таково это земное блаженное состояние. (Чем не Рай) А блаженно оно потому, что оно до-личностное, почти, до-экзистенциально, - самость ещё не страдает, ибо её самой пока ещё почти нет.
    
    Уроборическая самость младенца начинает ощущать гнетущее и первобытное состояние страха по той простой причине, что она теперь распознаёт другого – уроборического  другого. … Первичный страх лучше всего интерпретируется как оральный, то есть страх быть проглоченным, поглощённым и уничтоженным уроборическим другим. Состояние алиментарного уробороса характеризуется как совершенно беспричинное, управляемое рефлексами и рефлекторной проработкой, и всё ещё проявляющее до-временную ориентацию. Очевидно, что это одна из примитивных структур человеческой психики, которую, наряду с базовой плеромой, вероятно, можно было бы проследить через низшие жизненные формы к самому началу космоса как такового.    

    Третий уровень – Тифоническая самость. Происходит смещение самоощущений младенца от доличностного уробороса к индивидуальному организму (телесно-эгоистическая самость). В мифологии Тифон наполовину человек, наполовину змея. Отсюда название самости. Тифоническая фаза развития включает в себя три основных подстадии: осевое тело, праническое тело и образное тело, которые взаимно перекрываются в нескольких областях.
    
    Осевое тело и праническое тело – это физическое тело, ощущаемое отдельно от физического окружения. Это происходит не ранее четырёх-шести-месячного возраста. «Осевые образы» - это обобщенный термин для первых устойчивых образов, помогающих дифференцировать (разделять) воспринимающего субъекта от воспринимаемого или ощущаемого объекта. В результате этого младенец конструирует и какую-то внешнюю реальность, и физическое, телесное ощущение внутренней самости. Возникают такие эмоции, как ярость, страх, напряжённость, аппетит, удовлетворение или простое удовольствие. Если «океаническое блаженство «царит в плероматическом и уроборическом  состоянии, то в телесном правит принцип удовольствия- неудовольствия.
   
   Образное тело – это возникновение у младенца способностей к активному созданию образов. С помощью конкретного образа, сначала неточного, размытого и недвойственного, но затем всё более определённого, младенец начинает великое конструирование нового типа окружающей среды и нового самоощущения. Образы позволяют ему  постепенно строить протяжённый мир объектов и расширенную форму времени. По мере того как младенец создаёт и организует сложный комплекс образов и впечатлений материнского и других важных объектов окружения, он одновременно приступает к конструированию нерефлексивных образов себя, обычно называемые на этой стадии «телесными образами». Благодаря совпадению во времени внешних тактильных с внутренними сенсорными (относящимся к чувственным восприятиям или ощущениям) данными, собственное (осевое) тело становиться чем-то отдельным от всего остального мира. Сумма умственных представлений осевого тела и его органов, так называемое образное тело, составляет на этой стадии идею «Я» и потому фундаментально важна для будущего формирования «эго». Младенец начинает воображать  или рисовать в уме существование отсутствующих в данный момент объектов (это отличает настоящий образ от осевого: последний может представлять только присутствующие объекты). Ребёнок начинает вступать в мир протяжённой, но пока что случайной серии моментов. Он движется в делящемся настоящем, через которое проплывают неорганизованные образы прошлых событий и случайные образы будущих возможностей. Младенец выходит из своей первоначальной материальной и плероматической укорененности, пробуждаясь к новому, отделённому от него миру, в котором он уже не является главным действующим лицом. Первичный Рай плеромы потерян навсегда. Он отожествляет себя с новопоявившимся телом, с его ощущениями и эмоциями и постепенно учится отличать их от материального космоса.
   
   К концу сенсомоторного периода (примерно к двум годам) ребёнок уже дифференцировал самость и не-самость до такой степени, что у него имеется достаточно устойчивый образ «постоянства объектов», что позволяет ему мышечно координировать физические операции над объектами в своём окружении, чего он не мог легко делать, пока не отделил себя от них.
   
   Имеем (моё понимание), что Плеромная Самость – «Я» есть Единое, Уроборическая Самость – есть «Я» и не «Я» - окружающий мир, Тифоническая Самость – есть моё тело – это «Я» и есть окружающий мир – это образы, имеющие протяжённость и некоторую продолжительность, то есть становящиеся объектами.

Источник информации книга  «Проект Атман» Кена Уилбера.