Вины последний штрих

Валентина Кузнецова 7
               
             Пасмурные  дни осени  – не лучшее время для прогулок, но они, как ничто другое,  располагают к размышлениям и воспоминаниям. Осенний хоровод листьев, кружа по аллее парка, заглядывает в лица прохожих, и, как самый дисциплинированный почтальон, пытается   разыскать  нужного  адресата.   Временами он притормаживает,  чтобы убедиться в правильности  выбора, а затем с размаху бросает   под ноги  свои  «срочные  телеграммы»…
        Прогулка слегка утомила меня, и я сажусь на скамеечку, чтобы перевести дух. И тут же несколько  листочков оказываются у меня в руках. Я внимательно разглядываю их. Они уже потеряли былую  пышность и красоту, но в них ещё теплится жизнь, продолжая согревать  мою ладонь и лишний раз напоминая, что всему своё время.  Ко мне подсаживается  молодая женщина.
        - Вот и осень подходит к концу. « Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги»,- так любила говорить  моя мама.
 Потом она достаёт из записной книжки засушенный осенний листочек  и нежно гладит его рукой.
          - Она держала его в руке до последней минуты.   Мне кажется, что он до сих пор хранит её тепло. Мама не дожила до восьмидесяти  лет всего несколько дней..
 Я замечаю,  как на глаза женщины наворачиваются слёзы.
     - Болела? – спрашиваю я.
     - Да нет! Ни на что не жаловалась. Мне, казалось, что у неё было всё: просторная квартира, холодильник, битком  набитый  продуктами. Каждые три дня мой водитель  привозил ей свежие овощи, фрукты и газеты.  Раз в неделю  приходила домработница, чтобы убраться в квартире.
    - А как часто с ней виделись вы?
   -  У меня очень напряжённый график работы, поэтому  я общалась с ней только по скайпу.  И вдруг как гром среди ясного неба! Мама попала в больницу в состоянии сильной депрессии. Никакие лекарства не помогали. Все усилия врачей были тщетны. У неё ничего не болело. Она просто тихо уходила на моих глазах   в  неведомый нам мир, сжимая одной рукой  мою руку, а другой -  этот осенний листочек.   Только теперь я понимаю, зачем  он был ей нужен, она боялась напугать меня своим уходом. Когда он выпал из её руки, я поняла, что  мамы больше нет. В одно мгновенье  я почувствовала себя круглой сиротой и поняла, что меня никто так  не любил, как она.
         Лечащий врач   объяснил мне потом,  что  маме катастрофически не хватало нейрогормона   окситоцина, который  регулирует  психоэмоциональное  состояние  женского организма. Именно он отвечает в организме за доверие к людям, настраивает человека на мирный  лад. Исправно выполняя свой дочерний долг, я и подумать  не могла, что  маме  в её возрасте больше чем продукты в холодильнике нужны были ласка и нежность. Погладить её, обнять, прижать к себе, как малое дитя – именно это могло восполнить в организме пожилого человека, много лет живущего в одиночестве, целебное вещество. Стыдно и горько, что я поняла это слишком поздно…
   - А у вас  есть дети?
   - Да, двое.
   - Тогда у вас есть возможность не повторить своих ошибок. Не зря говорят: «Старый, что  малый». Иногда мы не придаём значения такому способу проявления чувств, как объятия, и совершенно напрасно. Это я говорю вам как  доктор. Специалисты  настоятельно рекомендуют обниматься постоянно – тогда вы будете чувствовать себя счастливыми. Западные психотерапевты утверждают: «Четыре объятия в день нужны для того, чтобы выживать, восемь – чтобы чувствовать гармонию жизни, а двенадцать – чтобы двигаться вперёд».
       Пользу объятий можно объяснить с точки зрения физиологии. В ответ на физическое прикосновение гипофиз вырабатывает повышенную дозу окситоцина. Это вещество оказывает на организм мощное целебное действие, особенно на сердечно- сосудистую и нервную системы. Данный нейрогормон   регулирует самочувствие и настроение, влияет на доброе расположение к людям, избавляет от усталости и даже от излишнего веса. Ежедневные, пусть  непродолжительные, объятия избавляют от негативных  последствий стрессов, снижают артериальное давление и частоту сердечных сокращений.  Медики считают окситоцин  «гормоном любви», который оказывает на организм не менее мощное воздействие, чем серотонин - «гормон радости». А вырабатывается он во время объятий и даже  при  обычных сеансах массажа.
        Всё очень  просто: в коже содержится сеть мельчайших  рецепторов, которые связаны со множеством органов, в том числе,  с мозгом и сердцем. Известный  нейропсихолог  Шекар  Раман  говорит об этом так: «Когда человеку грустно и одиноко, когда его одолевает хандра и мучает стресс, ему хочется, чтобы его обняли и защитили.  Мы обнимаем малыша, когда он плачет, успокаивая его, кладём руку на сердце, пытаясь заглушить свою сердечную боль.  Всё это лишь подтверждает терапевтическую ценность объятий».
   -  Большое  спасибо вам,- говорит женщина,- всё это звучит очень убедительно.
      
   - Да, теперь мы пытаемся доказать пользу   добрых и нежных чувств к близким с точки зрения науки.  А у наших  мам и бабушек не было таких знаний, но у них была замечательная  интуиция, передаваемая из поколения в поколение. Они точно знали, что ласки  и любви не бывает  слишком много, и  продолжали гладить нас по головам,  пристукивать по спинкам, обнимать и целовать. Отчего  моментально высыхали слёзы, и переставали болеть разбитые коленки. Не бойтесь лишний раз обнять близкого человека и сказать, как вы его любите! Пусть лучше он будет лишним, чем недостающим! Сейчас, в наше время скоростей  и прогресса, мы всё торопимся, бежим куда-то.  Стыдно, ужасно стыдно за свою чёрствость, невнимание к близким нам людям! Как  там у Эдуарда  Асадова:
         « Тупая боль –
          Вины последний штрих, -
          Скребёт, изводит
          Холодом по коже.
          За всё, что сделали для них,
          они прощают,
          Мы себе – не можем!»
 Моя собеседница достала из дамской сумочки носовой  платок, чтобы   смахнуть  набежавшие слёзы... Я  попрощалась с ней и зашагала  по дорожке...
        Как-то неожиданно  стих ветер, и  тут же прекратился листопад.  Бурые листья, что остались висеть на деревьях, завидовали тем, кто уже ощутил всю прелесть обворожительного полёта, и не переставали ждать своего звёздного часа!!!