Традиционная русская свадьба

Наталья Бобыкина
Русская традиционная свадьба – это сложный обряд, растянутый на несколько месяцев, а то и лет. В каждой губернии  России, в каждой деревне, в каждой семье свадебный ритуал имел свои особенности, а участвовали в нем все жители.
Затейливый свадебный обряд всегда начинался со сватанья. «На свашенькиных речах – хоть садись и катись». Подобрав подходящую сваху, а то и двух, родители жениха посылали их в дом невесты. Первая засылка называлась «пустосвятием». Свахи приходили разведывать обстановку, приносили полотенце с вышитыми птицами, и если оно принималось, значит, жених был желанным, и можно было договариваться о смотринах. На смотрины вместе со свахами приходил и жених: невесту посмотреть и себя показать. Их первый раз оставляли наедине познакомиться друг с другом, вопросы задать, оценить все достоинства. И если молодые нравились друг другу, то в дом невесты снаряжался целый поезд со сватами, женихом и его родителями. Об этом заранее оповещали семью невесты. Дом к этому дню тщательно прибирался, готовились яства, вынимались из заветных сундуков полотняное узорочье, по всей избе развешивались полотенца и скатерти, вышитые невестой и приготовленные в качестве приданого.
Каждая девушка к свадьбе должна была подготовить от 20 до 100 полотенец, да еще множество дарных рушников вышить, которыми  нужно в день свадьбы одаривать всю родню мужа. Главным среди них было большое «постинное» полотенце, которое при сватовстве использовалось как рукобитное.  «Скрасит девку венец да молодец». Если свадебный сговор удался, то это полотенце вешалось жениху на шею. Это же полотенце на обратном пути сваты привязывали к своей повозке. Развевались концы полотенца на ветру поезда – и все сельчане знали, что скоро будет свадьба. Этим же полотенцем украшали божницу во время подготовки к свадьбе, привязывали к дуге свадебной повозки при поездке к венцу, а после венчания связывали этим полотенцем жениха и невесту.
После рукобитья заключалось окончательное соглашение, назначался день венчания, и на радостях устраивалось первое застолье - невесту «пропивали». После первого застолья жених со своими родителями официально навещал невесту - проходило «заручение», где благословляли жениха и невесту семейной иконой да самым заветным полотенцем. Такое полотенце называлось поколенным, передавалось из поколения в поколение и вынималось из сундука только по особым случаям.
После зарученья начинался процесс подготовки свадьбы, который мог продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Перед самым венчанием жених устраивал мальчишник, где собирал своих молодых родственников и дружков, прощался с холостой жизнью. А невеста в окружении подруг и сестер оплакивала свою девичью «волю». Девушки плача расплетали невестину косу и совершали в русской бане ритуальное очищение невесты перед браком. Утром в день свадьбы подружки невесты приходили будить жениха и получали от него дары для невесты. Затем начинались сборы невесты к венцу.
Особое значение в свадебном ритуале имело полотенце, которым закрывали голову невесты, когда везли ее в церковь. Орнаменты, выполненные на таком полотенце, защищали невесту от духов собственной семьи. Дело в том, что духи семьи ревностно относились к своим живым сородичам, а выходящая замуж девушка переходила в семью мужа, то есть к другим духам и становилась предательницей. Поэтому совершался обряд оплакивания невесты ее подружками, как будто она умерла. Девушку одевали в погребальные одежды, закрывали голову полотенцем с вышитыми магическими орнаментами и начинали причитать о потере в семье.
Поэтому сегодня невеста одевается в белые одежды, являющиеся погребальными у многих народов мира. И пока невеста находится между двух семей, между незамужней девушкой и замужней женщиной (то есть не-вестой - нежитью), она должна находиться в одежде  неофита. В некоторых деревнях девушку везли в церковь, пряча ее в санях под соломой, прикрытой обрядовым полотенцем. Только после окручивания дружка снимал с девушки полотенце, получая его в дар, показывал полотенце всем гостям и приговаривал: «Невеста не спала, не дремала, всем вам дары припасала». После венчания жених привозил невесту в свой дом, где первым делом невеста должна отведать каравай хлеба, что обозначало потерю ее девственности.
Теперь необходимо, чтобы духи новой семьи приняли девушку. Для этого жених брал на руки невесту, покрытую своим семейным полотенцем, и переносил через порог. Только там он открывал новобрачную. Духи даже не замечали, что появился новый член семьи, принимая ее за свою. И до сих пор этот обычай существует на свадьбах, жених переносит невесту через порог на руках. Дело еще и в том, что в древности в обычаях нашего народа было хоронить своих умерших родственников под порогом дома. Поэтому так уважительно относились к порогу: аккуратно его перешагивали, разговоров на пороге не заводили, гостей на пороге не оставляли. Вот для чего и на сегодняшних свадьбах жених на руках вносит свою нареченную в дом, где ее должны одевать в одежду новой семьи и выводить к гостям.
После венчания устраивались три свадебных «княжеских» стола, окончательно скрепляющие союз двух семей. Первый стол был «свадебным» для родных молодого мужа. Второй – «большой стол» для родных и близких молодой «княгини». Третий – «пирожный стол» стряпала сама невеста, показывая свое кулинарное искусство для всей родни. Но на этом свадебный ритуал не заканчивался. После этого шли «простые столы» у тестя, у свекрови и т.д.
После свадьбы сорок дней молодую жену никому не показывали. Она, как неофит, проходящий инициацию – переход от одного социального общества в другое, -
пребывала одновременно в двух мирах. В этот период нельзя было показываться на люди, чтобы не навредить будущему потомству. Молодушка не выходила за пределы двора дома, куда её перевёз муж, не показывалась гостям, которые заходили в дом.
Зато через сорок дней девушку одевали в самые красивые наряды новой семьи, выводили в свет, где она должна была показать всю свою любовь к мужу. «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад». Все действия с молодыми имели одну функцию – демонстрацию любви, а поцелуи должны содействовать природе в её расцвете и плодоношении. Зимой  молодая пара обязана была несколько раз прокатиться вокруг села на нарядных расписных санях, а летом - в красивой коляске. Считалось, что любовь молодых помогает плодородию земли и благосостоянию села.
Молодую пару называли вьюн и вьюница, а обряд проверки молодых -  «вьюнишник», где «окликали молодых». Всем обществом во главе со стариками ходили по домам, где были новобрачные, и пели специальные «вьюнишные» песни, за что молодая была обязана хорошо угостить всех окликальщиков, а они за это обещали ей много детей и чтобы всего было вдоволь. «У кого детей много, тот не забыт у Бога».
В Вятской губернии устраивали «целовник» – молодые парни ходили целовать молодушек. Молодая должна была угостить каждого гостя ковшом пива, а он имел право трижды поцеловать её. В Костромской области к молодой хозяйке наведывались замужние женщины с проверкой. Одна из женщин ехала на помеле, привязанном к длинному шесту, в руках она держала палку. Вьюница, увидев процессию, запирала дверь. Предводительница стучала палкой в дверь и трижды просила дать им яиц и пирогов:

«Не дашь яйца, пирога конца –
Потеряешь молодца,
Будешь ветреница.
Мы тя в хлев запрём,
Помелом заткём,
И не выпустим».

Молодуха открывала дверь и просила:

«Соседушки, голубушки,
Меня любите и жалуйте,
К себе примите в подруженьки».

После этого женщины входили в дом и угощались. Здесь сохранился более древний смысл обряда вьюнин, когда молодая женщина, вышедшая замуж, переходила в другой разряд женщин, должна была проститься с прежними незамужними подругами и перейти в новый круг семейно-общественного положения.
До вьюнин молодого мужа не отправляли на отхожие промыслы, а молодую жену свекровь не нагружала женскими обязанностями. Всей деревней на празднике проверяли, как молодые ведут своё совместное хозяйство, давали им наставления, советы, а после этого молодая семья становилась полноправной частью общины.  «Жена не лапоть – с ноги не сбросишь». Начиналась будничная совместная жизнь молодых супругов и, главное, что от них ждала вся родня - рождение детей. Для продолжения и сохранения рода это было самым важным на Руси.
2017 год