Романо Батталия. Река жизни. Молитвы

Светлана Давыденкова
Я наблюдал, как преображалась река на протяжении  пути вдоль  берегов. Теперь река стала сильнее, решительнее; легко противостоит любым преградам.Ее голос звучит оглушительно и мощно.

 Вечереет. Нужно подумать о ночевке.Над оставшимися позади горными вершинами взошла луна. На одной из полян замечаю домик пастухов. Он и послужит мне укрытием на ночь.

 Я погрузился в раздумья, воспоминания, молитвы. Каждый мирянин размышляет перед сном, отслеживая ошибки, совершенные днем; молится.  Всякий это делает по-своему. Господь принимает всех нас с нашими недостатками.

 Когда-то давно я придумал молитву. Сейчас, стоя на берегу реки, устремляющейся к морю, я вспомнил о ней: "Господи, сделай так,чтобы не слишком давил темнотой вечер; чтобы не пугала привидениями ночь;  чтобы хмуро не встретило утро; чтобы не был жестоким день. Прошу не для себя, а для всех, кому страшно: кто слишком стар, кто немощен, кто недавно рожден. Господи, услышь мне подобного: не посещающего церковь, не следующего заповедям. Ведь я собрал эти слова в молитву, услышав их из уст людей, Господи."

 Убаюканный колыбельной реки я безмятежно уснул. Утром, перед тем, как отправиться снова в путь, я залюбовался речными бликами, искрящимися на солнце тысячью лезвиями. Как далеко от будничной повседневности это июньское утро! Каждая тропка, поясняя непостижимое, открывает мне в пути новый горизонт. Именно для этого Кто-то из незримых врат призвал меня в дорогу.

Трудности путешествия не заглушили во мне счастливое чувство от созерцания природы. Русло реки сейчас широкое; глубокая вода кажется неподвижной.Вокруг меня восхитительная лесная зелень.Я радуюсь ей, как и солнечным лучам, и звездному небу, и блеску луны. Луна - любимица рек. Она способна замедлять их течения. Когда в виде полного яркого шара всходит ночное светило, речные течения успокаиваются, становятся безмятежными, как будто в ожидании чего-то.

"Люди на берегу реки с нетерпением встречают появления луны. Вместе с водой они собирают лунный свет в ведра и уносят его домой.Погружают ведра в реку неспешно, ожидая, когда  отражение луны попадет внутрь.Затем осторожно, опасаясь как бы оно не исчезло, уносят и закрывают в домах,где потом долго наслаждаются его светом," - слышу я голос реки.

Теперь понимаю, что первое творение Господа был Свет. Свет - это жизнь, это символ эпох, это мудрость. Хорошо о нем сказал Герман Гессе(1):"Великий Свет, сопровождающий нас, никогда не погаснет, если сохраним его.Чтобы не угаснуть, Ему нужна любовь, большая бесконечная любовь."

"Видишь ли, - заговорила вновь река, задержавшаяся наполнить очередной колодец, - великие люди с высокими титулами умели и любить по-настоящему.Но вызывали настоящий интерес только уходя из жизни. Они были скромны и не требовали взамен любви ничего. Многие греются теплом, оставленным ими. Жизнь, как вода: ее не повернешь назад. Нужно понимать ее смысл в настоящем. Человек - творец своей судьбы. Каждый наделен чем-то особенным; таким, чего ни у кого больше нет.Человек свободен и вправе распоряжаться свободой,как считает для себя лучше.Но люди часто попадаются в плен трудностей.Единственное средство, уменьшающее душевную боль от напастей и бед,-молитва. Молитва поднимает нас над материальностью мира. Вездесущий Господь ее ждет от каждого из нас."

В молитвах я люблю обращаться и к Святой Деве: "Святая Дева, - прошу Ее,-прими меня таким, какой я есть. Протяни мне руки, если на то имеешь волю. Иной раз я чувствую себя потерянным в этом, так и не понятом мною мире. Нечасто обращаюсь к тебе с искренней любовью, с настоящей верой. А когда обращаюсь, делаю это так, на всякий случай, чтобы почувствовать себя сильнее и спокойнее. Я много ошибаюсь, как и все на земле, которую спас Твой Сын. Как нежна Ты, держа в объятиях Дитя! Какие хрупкие у Тебя руки! Какой безмятежный взгляд у Тебя! Разреши побыть вблизи; ведь, если я здесь, то только потому, что уверен:Ты любишь меня таким, какой я есть. Бывает, прихожу к Тебе,думая о постороннем, и тысячи мыслей отдаляют меня от Твоего присутствия. Действительно ли,умею любить Тебя? Или это только подобие любви? Но, если я рядом, значит, нуждаюсь в Тебе, во взгляде Твоем, в присутствии Твоем."




1.Герман Гессе (1877-1962) -немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Перечитывая цитаты из произведений Г.Гессе, я наткнулась на одну из них,раскрывающую смысловое значение книги Романо Батталия "Река жизни": "Она все знает, эта река, всему можно у нее научиться. Смотри, вот ты уже научился у нее, что это хорошо - идти вниз, спускаться,искать глубины." (Г.Гессе "Сиддахарта.")