В Лувре. Продолжение-1

Эльвира Гусева
Восхищаясь в  зале итальянской живописи  произведениями  уникального мастера Леонардо да Винчи, я впервые увидела картину  «Мадонна в  скалах». Она завораживает, невольно останавливаешься и замираешь, при виде её.

Лена ведёт свой рассказ, а я ловлю себя на мысли, что  не слышу, о чём она говорит, хотя стою рядом  с ней, эта картина завладела мной.

Библейские   персонажи  картины  предстают перед зрителем  на фоне  горных скал,  с множеством   трещин  и гротов,  необычной   растительности. Фигура Мадонны как будто сливается  с фоном, зритель воспринимает её  через   движение рук, лица.

Это дева Мария, перед  ней  младенец  Христос благословляет крестным знамением другого младенца Иоанна  Крестителя. Однако, церковности не чувствуется.
Зритель видит  молодую мать, любящую своего  ребёнка. В  её лице нет предчувствия страшного горя, страданий  и утраты.  Она счастлива, с радостью любуется своим крепким и здоровым сыном, простирая над ним ладонь, стараясь уберечь его от несчастья.

Расположившийся с ней  ангел, очень похожий на девочку – подростка, с радостью и блаженством  смотрит на  двух замечательных малышей. Как будто это вовсе не будущий Спаситель мира и Величайший пророк…

Картина оставляет  в душе   умиротворение и покой.  От неё исходит человеческое тепло и доброта  её  хочется рассматривать снова и снова. В который раз я преклоняюсь перед Гением  Итальянского Возрождения, сумевшим передать необыкновенную гармонию и духовность бытия в христианстве посредством очеловечивания  образов, не исповедуя при этом никакой религии. Чтобы  создавать  такие шедевры, надо быть Леонардо да Винчи.

Мы входим в зал Большой Галереи, где находятся полотна знаменитых художников Италии эпохи Возрождения.  Картины, представленные здесь, поражают своими размерами.

Полотно великого венецианского художника  эпохи Возрождения Паоло Веронезе «Брак в Канне  Галилейской» поражает как размерами, так и  блестящим  талантом мастера.
Его картины отличаются   особой яркостью, прозрачностью, игрой света, который заливает изображённую  природу, людей, их костюмы и утварь.  Умелое сочетание  помпезности, торжественности  и пышности  декора с библейским сюжетом  является  любимым мотивом автора, а по  сути, его гениальным достижением.

На картине «Брак в Канне», которую разместили в трапезной католического монастыря заказавшие ее монахи Сан-Джорджо Маджоре,  изображена евангельская сцена.  Христос совершает первое чудо: превращение воды в вино, когда  на  праздновании бракосочетания в галилейском селении Кана,  ко всеобщему огорчению  закончилось  вино.

Празднество  продолжается.  За большим столом, уставленном   разными яствами, Христос  сидит  в центре стола,   рядом  с Матерью, в окружении своих учеников.
Голова Марии  в чёрном платке – это знак  траура по Христу,  который случится совсем скоро. Над  головой Христа  мясник уже занёс нож,  пытаясь лишить жизни  ягнёнка – это знак будущей жертвы.

Праздник продолжается, играет музыка, звучит смех, поздравления в адрес жениха и невесты, сидящих  с левой стороны стола,  суетятся слуги. Над  этим торжеством  распростёрлось  голубое небо, с плывущими  воздушными  облаками, среди которых летают стайки птиц.   С  белоснежных колонн за  происходящим  наблюдают  зрители.
Картина большая, хочется рассмотреть её  в деталях, понять, наконец, каким  же образом мастеру удалось создать такое совершенство…

Мы идём дальше.
Величайший художник Голландии,  Хармес ван Рейн Рембрандт - натуралист-гигант,  его творчество поражает бесконечной  мощью и тонкой поэзией. Его жизнь была полна личных трагедий  и  потерь, что не могло не отразиться на его творчестве.

Мы останавливаемся  у его  большого полотна «Вирсавия»  обнажённая. В основе сюжета картины лежит сцена  из  Ветхого Завета: царь Давид, выйдя  на крышу своего дворца, увидел прекрасную молодую женщину, которая купалась. Он любовался  ею, затем приказал своим слугам узнать, кто она. Те  доложили царю, что зовут её Вирсавия, она замужем. Это не остановило царя, он посылает ей письмо, а слугам приказывает доставить её во дворец.
 
Мы видим   обнажённую Вирсавию  на фоне  роскошного царского дворца в тот момент, когда она вышла из  воды. Она изящно восседает на белых простынях, служанка  заботливо вытирает ей ноги. В руках молодая красавица держит письмо царя, она задумчиво смотрит куда - то вдаль. Она понимает, что измена мужу является грехом, но, если она откажет царю, он отправит её мужа  на войну.
 
Казалось бы,  на полотне изображена вполне обычная сцена:  служанка ухаживает за своей госпожой. Художник  привносит в неё  иное звучание.  Игра красок  и света усиливают контраст  между залитой светом  красотой  Вирсавии, её золотыми волосами, бархатистой кожей  и безысходностью,  которую  она  вынуждена принять. Она чувствует, что совсем скоро произойдет непоправимое, и это навевает на нее печаль. Всё уже предначертано свыше и изменить ничего нельзя.

Мне жаль эту несчастную женщину, я задержалась возле неё, но экскурсовод Лена  поднимает вверх большой жёлтый подсолнух (она взяла его у Александра), а это значит, что пора идти дальше...

Продолжение следует.  http://www.proza.ru/2018/01/31/1652

В зале итальянской живописи.Фото взято из Интернета. Благодарность автору.